- Главная
- Литература
- Спор о назначении человека: три правды в пьесе Горького На дне, их трагическое столкновение
Содержание
- 2. Цель: Показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев
- 3. Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из неё, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки; анализируют сцены
- 4. В пьесе М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к
- 5. Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в XXI в.; её ставят во многих театрах стран
- 6. М. Горький определил жанр своего произведения как социально-философскую драму. Бубнов, картузник, 45 лет Справка. Прозвище Бубен
- 7. Сатин, лет под 40 Справка. Сатин — от Сата, Сатя — сокращённые варианты имени Сатир (в
- 8. Лука, странник, 60 лет Справка. Лука — Лукиан (лат. — Светлый, светящийся). Лукой звали и одного
- 9. Первая правда— правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти
- 10. В чём правда Бубнова? «На что мне совесть? Я — не богатый!» «люди все живут… как
- 11. Вторая правда — правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он
- 12. В чём правда Луки? Во что веришь, то и есть…» «Христос всех жалел и нам велел».
- 13. Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек
- 14. В чём правда Сатина? «Всё — в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё же
- 15. «Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в
- 17. Скачать презентацию
Цель: Показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах;
Цель: Показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах;
Оборудование: Текст пьесы, рм для работы в группах, запись на доске (или фото-презентация).
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из неё, раскрывающие жизнь
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из неё, раскрывающие жизнь
Форма проведения: Урок-исследование.
В пьесе М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением
В пьесе М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением
Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в XXI в.; её
Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в XXI в.; её
М. Горький определил жанр своего произведения как социально-философскую драму.
Бубнов, картузник, 45
М. Горький определил жанр своего произведения как социально-философскую драму.
Бубнов, картузник, 45
Справка. Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение «забубённая головушка», то есть пропащий человек.
Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылёвской ночлежки. Даже в III акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале, выглядывая оттуда в окно. Почему?
«В любимом вся душа» — с этим утверждением Луки можно согласиться. У картузника Бубнова «любимое» — острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом,— та, которую «испортил» актёр. Что вы можете сказать о душе Бубнова, судя по этой песне?
В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы,— житьё ваше — о-ой!..» — Бубнов отвечает: «Такое житьё, что как по утру встал, так и за вытьё». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё — вставши, да и за вытьё». В чём смысл такого изменения?
Сатин, лет под 40
Справка. Сатин — от Сата, Сатя — сокращённые варианты имени Сатир (в
Сатин, лет под 40
Справка. Сатин — от Сата, Сатя — сокращённые варианты имени Сатир (в
Как вы думаете, почему фамилия героя пьесы образована от уменьшительного, «домашнего» (уличного) варианта божественного имени? Фамилию Сатин Связывают также с «князем тьмы» — Сатаной. Считаете ли вы оправданным такой подход, если «да», то почему?
Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил». Правомерно ли такое уподобление?
Существует мнение, что Сатин — идеолог наподобие Раскольникова, для которого Наполеон и Магомет — образцы людей, право имеющих,— в том числе и на пролитие крови. Какая точка зрения вам кажется более справедливой и почему? А нельзя ли иначе объяснить факт обращения Сатина к этим историческим деятелям?
Как вы понимаете слова Сатина: «что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»?
Лука, странник, 60 лет
Справка. Лука — Лукиан (лат. — Светлый, светящийся). Лукой звали и
Лука, странник, 60 лет
Справка. Лука — Лукиан (лат. — Светлый, светящийся). Лукой звали и
Можно ли говорить о типологическом сходстве этих персонажей? Внешность Луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает. Каким вы представляете себе странника, какими внешними данными должен обладать этот персонаж, во что должен быть одет?
Как бы вы «смоделировали» биографию Луки? Почему, например, странник не рассказывает сказок (в буквальном смысле этого слова) ночлежникам? Как вы думаете, была ли в его жизни любовь? Почему он сам себя называет то беглым, то прохожим? Можно ли Луку назвать «бывшим человеком»?
Попробуйте объяснить, почему Лука старше прочих персонажей пьесы. Костылёв ближе всех луке по возрасту. Как вы считаете, почему обоих «старцев» ночлежники называют шельмами, а Василиса величает своего мужа каторжником? Заметили ли вы, что в последнем разговоре Костылёв поучает Луку: «Не всякая правда нужна»?
Что вам говорит о характере странника его «дребезжащий смех»? Вспомните, как Васька Пепел характеризует пение луки, а также авторскую ремарку, сопровождающую явление луки в сцене столкновения Пепла с Костылёвым: «воющее позёвывание».
Как вы считаете — действительно ли Лука жалеет людей? Как вы понимаете слово «жалость»?
Можно ли сказать, что странник равнодушно смотрит на смерть, мерзость, тьму вокруг себя? «Возжигает» ли он в каждом человеке самосознание, его собственную правду? Действительно ли пассивность может быть активной?
В чём же тогда секрет его обаяния, почему к нему тянутся ночлежники — ведь они-то «тёртые калачи», «стреляные воробьи», которых на мякине не проведешь, и человеку они цену знают?
Первая правда— правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён,
Первая правда— правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён,
В чём правда Бубнова?
«На что мне совесть? Я — не
В чём правда Бубнова?
«На что мне совесть? Я — не
«люди все живут… как щепки по реке плывут…»
«Все люди на земле лишние…»
«Всё сказки…»
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»
Вторая правда — правда Луки — правда сострадания и веры в Бога.
Вторая правда — правда Луки — правда сострадания и веры в Бога.
В чём правда Луки?
Во что веришь, то и есть…»
«Христос всех жалел
В чём правда Луки?
Во что веришь, то и есть…»
«Христос всех жалел
«человек — всё может… лишь бы захотел…»
«… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
«Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»
Лука — И. Фальстрэм. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903
Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога.
Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога.
В чём правда Сатина?
«Всё — в человеке, всё для человека. Существует
В чём правда Сатина?
«Всё — в человеке, всё для человека. Существует
«что такое правда? человек — вот правда!»
«ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
Сатин — Е. Говинд. Спектакль театра Альмы и Иохана Фальстрам. Христиания (ныне Осло), Норвегия. Фото 1903
Сатин — Р. Валентин. Спектакль Kleines
Theater, Берлин. Фото 1903
«Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы.
«Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы.
Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставляет ещё острее почувствовать несправедливость общественного устройства, задуматься о человеке, его свободе. Он говорит: не надо мириться с неправдой, несправедливостью, необходимо сберечь в себе доброту, сострадание, милосердие.