- Главная
- Литература
- Своеобразие жанра романа Н.Г. Чернышевского Что делать?
Содержание
- 3. 4 декабря 1862 г. – Н Г Чернышевский приступает к написанию романа «Что делать?» 26 января
- 4. Следственная комиссия по делу Чернышевского, а вслед за ней и цензоры, увидели в романе лишь любовную
- 5. Н. С. Лесков: «О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку
- 6. П. А. Кропоткин: «Для русской молодёжи того времени она [книга „Что делать?“] была своего рода откровением
- 7. В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем
- 8. Первая страница романа "Что делать?", напечатанного в журнале "Современник", 1863 г., № 3 Н.Г. Чернышевский. "Что
- 9. Сюжет 1. Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка
- 10. Сюжет 3. Однако случается так, что Вера Павловна влюбляется в лучшего друга своего мужа, врача Александра
- 11. Сюжет 4. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он — агент
- 12. Сюжет 5. После чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они
- 13. «Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь» (Ленин).
- 14. Художественные особенности романа: «эзопов язык»; сны Веры Павловны; беседы с проницательным читателем.
- 15. Пошлые люди Хотя в романе “Что делать?” Чернышевский не занимался глубоким анализом причин несправедливого устройства общества,
- 16. Место и роль Рахметова в романе «Вот что об этом пишет автор: « Ну,- думает проницательный
- 17. Прошлое: (Марья Алексеевна, Михаил Сторешников и его мать , Жанн, Серж и др.) На примере семейного
- 18. Новые люди - люди нравственного совершенства. (Дмитрий Сергеевич Лопухов, Алексей Кирсанов, Вера Павловна и другие) а)
- 19. «Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, так что
- 20. Мастерская Веры Павловны
- 21. Теория «разумного эгоизма» Нравственная теория, которая заключается в свершении благородных и самоотверженных поступков для своей же
- 22. «Моральный кодекс» героев Чернышевского: Чем труднее дело, тем более радуешься своей силе и ловкости, исполняя его
- 23. «Не покажи я фигуру Рахметова, …Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались бы большинству публики героями, лицами высшей
- 24. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их,
- 25. Сны Веры Павловны
- 26. В структуре образа В. П., как и романа в целом, важное место занимают сны. Они отражают
- 27. Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном подвале, разбита параличом, она слышит незнакомый голос,
- 28. Второй сон В. П.: снова поле, по нему ходят Лопухов и Мерцалов, и первый разъясняет второму
- 29. Третий сон В. П.: певица Бозио читает вместе с ней ее дневник (хотя В. П. никогда
- 30. Четвертый сон В. П.: она видит разные образы женщин-цариц, воплощения любви — Астарту, Афродиту, «Непорочность». Наконец,
- 32. Скачать презентацию
4 декабря 1862 г. – Н Г Чернышевский приступает к написанию
4 декабря 1862 г. – Н Г Чернышевский приступает к написанию
26 января 1863 г. – первые главы романа были направлены обер-полицмейстеру для передачи редакции «Современника»
4 апреля 1863 г. – роман был закончен
История создания романа
Следственная комиссия по делу Чернышевского, а вслед за ней и цензоры,
Следственная комиссия по делу Чернышевского, а вслед за ней и цензоры,
Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности.
Однако роман уже опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3—5). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.
История создания романа
Н. С. Лесков:
«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, —
Н. С. Лесков:
«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, —
г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: „гадость“, „прелесть“, „мерзость“ и т. п. — все на разные тоны».
История создания романа
П. А. Кропоткин:
«Для русской молодёжи того времени она [книга „Что
П. А. Кропоткин:
«Для русской молодёжи того времени она [книга „Что
История создания романа
В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на
В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на
История
создания романа
Первая страница романа "Что делать?", напечатанного в журнале "Современник", 1863 г.,
Первая страница романа "Что делать?", напечатанного в журнале "Современник", 1863 г.,
Н.Г. Чернышевский. "Что делать?". Издание журнала "Современник". Обложка.
Сюжет
1. Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества,
Сюжет
1. Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества,
2. Вера учится, пытается найти свое место в жизни, наконец, открывает швейную мастерскую «нового типа» — это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия. Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные ее принципы — взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Постепенно между Верой и Дмитрием возникает настоящее чувство, основанное на доверии и привязанности.
Сюжет
3. Однако случается так, что Вера Павловна влюбляется в лучшего друга
Сюжет
3. Однако случается так, что Вера Павловна влюбляется в лучшего друга
Сюжет
4. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в
Сюжет
4. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в
Сюжет
5. После чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями
Сюжет
5. После чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями
«Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая
«Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая
Художественное своеобразие
Художественные особенности романа:
«эзопов язык»;
сны Веры Павловны;
беседы с проницательным читателем.
Художественные особенности романа:
«эзопов язык»;
сны Веры Павловны;
беседы с проницательным читателем.
Пошлые люди
Хотя в романе “Что делать?” Чернышевский не занимался глубоким анализом
Пошлые люди
Хотя в романе “Что делать?” Чернышевский не занимался глубоким анализом
Новые люди
Как зародился этот тип? Черты, отличающие новых людей? Каков главный принцип новых людей?«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: "Можно ли положиться на этого человека безусловно?" Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на неё свою голову, на ней можно отдохнуть Эти общие черты так резки, что за ними сглаживаются все личные особенности.» ( гл. 3, VIII )
Подробно осветить этот вопрос поможет книга Фогельсона И.А. Вот некоторые тезисы: знание и труд как основа жизни новых людей; достоинство и независимость, гуманизм и высокое сознание общественного долга, широта дерзаний и смелость поступков- главные качества новых людей; «разумный эгоизм» как нравственный принцип новых людей.
«Моральный кодекс» героев Чернышевского:
- Чем труднее дело, тем более радуешься своей силе и ловкости, исполняя его удачно.
- А приятно издали думать о людях, с которыми поступил честно.
- Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы все люди стал радостными и счастливыми.
- Будь честен, и всё будет отлично.
- Полного счастья нет без полной независимости.
Особенный человек
«Рахметов был из фамилии, известной с XII века»;
«ригорист»;
Никитушка Ломов;
«вздумал приобресть физическое богатство»;
«стал искать знакомства с особенно умными студентами»;
чтение книг;
«стал вести самый суровый образ жизни»;
«стал кормить себя»;
«гнусная слабость»;
«успевал делать страшно много»;
«перемена занятия есть отдых»;
«я должен дорожить временем»
манера знакомиться с людьми;
«моё правило: предлагать моё мнение всегда, когда я должен, и никогда не навязывать его»;
«дела, не касавшиеся лично до него»;
стипендиаты Рахметова;
«проба»;
«я не должен любить»;
«кипучая натура»;
«особенный человек».
Место и роль Рахметова в романе
«Вот что об этом пишет
Место и роль Рахметова в романе
«Вот что об этом пишет
«Не покажи я фигуру Рахметова, …Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались бы большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй даже лицами идеализированными... Нет, друзья мои, …это не так…»- пишет Чернышевский. И абзац чуть выше: «Я изображал их с любовью и уважением, потому что каждый порядочный человек стоит любви и уважения. Но где я преклонялся перед ними? Где проглядывает у меня хоть малейшая тень мысли, что они бог знает как высоки и прекрасны, что я не могу представить себе ничего выше и лучше их, что они – идеалы людей? Как я о них думаю, так они и действуют у меня, - не больше, как обыкновенные порядочные люди нового поколения. Что они делают превыспреннего? Не делают подлостей, не трусят, имеют обыкновенные честные убеждения, стараются действовать по ним…» ) А такие, как Рахметов? «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли»
Прошлое:
(Марья Алексеевна, Михаил Сторешников и его мать , Жанн, Серж
Прошлое:
(Марья Алексеевна, Михаил Сторешников и его мать , Жанн, Серж
На примере семейного воспитания Веры Павловны, её жизни в родительском доме, на образе её матери Марьи Алексеевны Розаль-ской. Изображая старый мир, показывая и мелкобуржуазную мещанскую среду, и людей дворянского круга, Чернышевский раскрывает зло классового неравенства: необеспеченность, приниженность, темнота одних – паразитизм, праздность, развращенность других. Указывая, что одни развращаются вследствие избытка материальных благ, другие, наоборот, вслед-ствие недостатка их, Чернышевский тем самым ставит вопрос о необходимости революцион-ного переустройства жизни. И здесь главная роль отводится новым людям.
Новые люди -
люди нравственного совершенства.
(Дмитрий Сергеевич Лопухов, Алексей Кирсанов, Вера Павловна
Новые люди -
люди нравственного совершенства.
(Дмитрий Сергеевич Лопухов, Алексей Кирсанов, Вера Павловна
а) революционные устремления и любовь к народу, просветительская работа;
б) неиссякаемое трудолюбие – труд для них такая же потребность, как дышать, есть, эстетическое наслаждение, т. к. каждый занимается любимым трудом;
в) чистые и красивые взаимоотношения (стремление к личной свободе и независи-мости, высокое благородство, нравственная чистота, честность, взаимоуважение, высокий уровень интеллектуального развития)
«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий
«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий
Мастерская Веры Павловны
Мастерская Веры Павловны
Теория «разумного эгоизма»
Нравственная теория, которая заключается в свершении благородных
Теория «разумного эгоизма»
Нравственная теория, которая заключается в свершении благородных
«Моральный кодекс» героев Чернышевского:
Чем труднее дело, тем более радуешься своей
«Моральный кодекс» героев Чернышевского:
Чем труднее дело, тем более радуешься своей
А приятно издали думать о людях, с которы-ми поступил честно.
Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы все люди стал радостными и счастливыми.
Будь честен, и всё будет отлично.
Полного счастья нет без полной независи-мости.
«Не покажи я фигуру Рахметова, …Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались
«Не покажи я фигуру Рахметова, …Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались
«Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла
Сны Веры Павловны
Сны Веры Павловны
В структуре образа В. П., как и романа в целом, важное
В структуре образа В. П., как и романа в целом, важное
Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном подвале,
Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном подвале,
Второй сон В. П.: снова поле, по нему ходят Лопухов
Второй сон В. П.: снова поле, по нему ходят Лопухов
Третий сон В. П.: певица Бозио читает вместе с ней ее
Третий сон В. П.: певица Бозио читает вместе с ней ее
Четвертый сон В. П.: она видит разные образы женщин-цариц, воплощения любви
Четвертый сон В. П.: она видит разные образы женщин-цариц, воплощения любви