Так кем же все-таки был Плюшкин? (Урок-исследование текста 6 главы поэмы Мертвые души)

Содержание

Слайд 2

«…Нельзя понять «Мертвые души» с первого раза». С.Т.Аксаков

«…Нельзя понять «Мертвые души» с первого раза».

С.Т.Аксаков

Слайд 3

В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь обличает крепостничество - уродливое, безобразное социальное

В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь обличает крепостничество - уродливое, безобразное социальное

явление. Писатель создает широкую картину жизни дворянства, показывает разнообразные типы человеческих характеров.
Слайд 4

В образе Плюшкина показана одна из разновидностей духовной смерти. Описание условий

В образе Плюшкина показана одна из разновидностей духовной смерти. Описание условий

жизни этого героя свидетельствует о главных качествах характера.
Слайд 5

План шестой главы. Лирическое отступление «О моя юность! О моя свежесть!»

План шестой главы.
Лирическое отступление «О моя юность! О моя свежесть!»

Деревня
Двор
Интерьер
Портрет Плюшкина
История героя
Беседа о покупке мертвых душ
Плюшкин и слуги
Угощение
После отъезда Чичикова
Слайд 6

«Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего

«Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно
мелькнувшего моего

детства,
мне было весело подъезжать
в первый раз к незнакомому месту:
все равно,
была  ли   то деревушка,
бедный уездный городишка,
село  ли, слободка,
любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд»
Слайд 7

Ключевые слова в лирическом отступлении Прежде Юность Весело В первый раз

Ключевые слова в лирическом отступлении

Прежде
Юность
Весело
В первый раз

Любопытный

Теперь
Зрелость
Печально
Не в первый раз
Нелюбопытный,
равнодушный

О моя юность! о моя свежесть!

Слайд 8

Степан Плюшкин владеет тысячей с лишним душ, но в его хозяйстве

Степан Плюшкин владеет тысячей с лишним душ, но в его хозяйстве

наблюдается полный застой и крайняя степень ветхости: «бревно на избах было темно»; крыши «сквозили, как решето»; ограда «изломанная»; замок глядел «дряхлым инвалидом»; «плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах».
Слайд 9

Мошенник. Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут,

Мошенник. Такой скряга, какого вообразить трудно.
В тюрьме колодники лучше живут,

чем он: всех людей переморил голодом.
(Собакевич)

- А, заплатанной,
заплатанной! – вскрикнул мужик.

И сам он обратился
наконец в какую-то
прореху
на человечестве…
(Н.В.Гоголь)

?

Слайд 10

Слайд 11

Сей в е т х и й дом, сей с а

Сей  в е т х и й  дом,
сей с

а д  г л у х о й...
(Андрей Тургенев)
…отдать я рада
Всю эту в е т о ш ь
маскарада
…За полку книг,
за  д и к и й  с а д…
(Александр Пушкин)
И      в е т х и й   д о м  и  с т а р ы й  с а д,
Где зелень разрослась так густо…
(Каролина Павлова)
Приветствую тебя, о п у с т о ш е н н ы й   д о м,
… И пышный прежде с а д,  г л у х о й  и  о д и ч а л ы й
(Алексей Толстой)
Ты помнишь ли, Мария, один  с т а р и н н ы й  д о м
безмолвные аллеи, з а г л о х ш и й  с т а р ы й  сад
(Иван Бунин).

Образ сада в литературе

Слайд 12

Сад Плюшкина

Сад Плюшкина

Слайд 13

И сам факт появления такого пейзажа в таком месте также не

И сам факт появления такого пейзажа
в таком месте также не

может быть
отнесен к случайностям:   
  т а к о м у  саду персонаж-маска,
персонаж-карикатура,
наконец, персонаж комический,
иронический, сатирический не могут быть
под стать, и, однако, сад и его хозяин,
несомненно, соотнесены друг с другом,
и если мы в технике этого соотнесения
замечаем изъяны и непоследовательности,
то они должны быть поставлены
в графу авторских просчетов: он не сумел
до конца выдержать ровность «тона», как бы
вдруг чего-то убоявшись и передумав.
В.Н.Топоров
Слайд 14

Нет необходимости преувеличивать роль человеческого фактора в Плюшкине, когда он попал

Нет необходимости преувеличивать роль
человеческого фактора
в Плюшкине, когда
он попал

под взгляд Гоголя,
но найти в этом
персонаже человеческое и
на этом основании
реабилитировать его — и как
он был задуман
Богом и жизненным планом,
и даже каким
сделала его жизнь, которая
могла бы быть
к нему и помилостивее, — необходимо.
Слайд 15

И сейчас, в горькой и одинокой старости Плюшкина, они — вещи

И сейчас,
в горькой и одинокой старости
Плюшкина,
они — вещи

- как напоминание о прошлом,
как некий невероятный залог надежды,
как последнее свидетельство
прежней жизни,
смести которое прочь собственной рукою
трудно и страшно
и которое, в редкие светлые минуты,
заставляет его, как и его творца,
повторять про себя:
«О моя юность! о моя свежесть!»
(В.Н.Топоров)
Слайд 16

Слайд 17

Своей внешностью герой похож в равной мере на старуху-ключницу и на

Своей внешностью герой похож в равной мере на старуху-ключницу и на

нищего: «если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош».
Слайд 18

В сцене купли-продажи мертвых душ выразительно раскрывается главная черта героя -

В сцене купли-продажи мертвых душ выразительно раскрывается главная черта героя -

скупость, доведенная до абсурда, перешедшая все границы.
Слайд 19

Чичикова хозяин хочет угостить ликерчиком, в котором раньше были «козявки и

Чичикова хозяин хочет угостить ликерчиком, в котором раньше были «козявки и

всякая дрянь», а ликер помещался в графинчике, который «был весь в пыли, как в фуфайке».
Слайд 20

Авторская оценка персонажа беспощадна: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!»

Авторская оценка персонажа беспощадна:
«И до какой ничтожности, мелочности, гадости

мог снизойти человек! Мог так измениться!»
Слайд 21

Неудач было много, они шли по нарастающей, носили тяжелый характер и

Неудач было много,
они шли по нарастающей,
носили тяжелый характер
и

с каждой ступенью
все более и более повергали
вчерашнего благополучного человека
в горе и одиночество.
В.Н.Топоров
Слайд 22

«Плюшкин «недоработан», и мы должны быть благодарны Гоголю за эту «недоработанность»,

«Плюшкин «недоработан», и мы должны быть благодарны Гоголю за эту «недоработанность»,

за то, что 
х у д о ж н и к   не справился вполне
со своей задачей, что в этом ипостасном узле поэмы художник не мог до конца оттеснить человека и что это «человеческое» несколько потеснило
«художническое», за то, наконец, что за маской Плюшкина мы неясно и со срывами все-таки узреваем если не  л и ц о, то хотя бы 
ч е р т ы  л и ц а
 Плюшкина,
и через них узреваем и лицо его создателя, за ту, пожалуй, инстинктивную деликатность взгляда, которая не позволила здесь свести все к типу, к маске».
В.Н.Топоров
Слайд 23

«…это странное явление, этот съежившийся старичишка…» (Н.В.Гоголь) Явление - то, в

«…это странное явление,
этот съежившийся старичишка…»
(Н.В.Гоголь)

Явление - то,

в чем
проявляется,
обнаруживается
сущность; феномен

Странное - необычное,
трудно объяснимое,
вызывающее недоумение.