Тема поэта и поэзии в лирике Н.А.Некрасова

Содержание

Слайд 2

«Это было раненое сердце, - раз на всю жизнь, и незакрывающаяся

«Это было раненое сердце, - раз на всю жизнь, и незакрывающаяся

рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия» Ф.М.Достоевский
Слайд 3

Проблемой, избежать решения которой в тех условиях было просто невозможно, стало

Проблемой, избежать решения которой в тех условиях было просто невозможно,

стало освобождение народа от крепостной зависимости. Борьба за интересы обездоленных, осознание грандиозности свершаемого вносили в жизнь человека, избравшего путь заступника русского пахаря, ощущение полноты бытия и счастья. Общественное движение тех лет достигло небывалого размаха. В мире искусства вновь и вновь поднимался вопрос о назначении литературы, и в частности поэзии.

Неоднократно обращался к этой проблеме и Некрасов. Путь “обличителя толпы, ее страстей и заблуждений” поэт избрал еще в юности, но первые высказывания на эту тему относятся к более позднему времени.

Слайд 4

21 февраля 1852 года, в день смерти Н. В. Гоголя, имя

21 февраля 1852 года, в день смерти Н. В. Гоголя,

имя которого неразрывно связано с гражданственностью в литературе, Некрасов написал стихотворение “Блажен незлобивый поэт...” — первую поэтическую декларацию. На полюсах своей системы ценностей он обозначил внешне противоположные и внутренне враждебные понятия “спокойного искусства” и “карающей лиры”. Свой же тернистый путь Некрасов избрал давно, давно польза стала главной целью его поэзии, а любовь, ненависть — источником, питающим ее.
Следующим громким заявлением творческого кредо стало стихотворение 1856 года “Поэт и гражданин”.
Слайд 5

Стихотворение «Поэт и гражданин» Г р а ж д а н

Стихотворение «Поэт и гражданин»
Г р а ж д а н

и н (входит)
Опять один, опять суров, Лежит — и ничего не пишет.
П о э т
Прибавь: хандрит и еле дышит — И будет мой портрет готов.
Г р а ж д а н и н
Хорош портрет! Ни благородства, Ни красоты в нем нет, поверь, А просто пошлое юродство. Лежать умеет дикий зверь…
П о э т
Так что же?
Г р а ж д а н и н
Да глядеть обидно.
П о э т
Ну, так уйди.
Г р а ж д а н и н
Послушай: стыдно! Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать…

Стихотворение «Поэт и гражданин»
Звание гражданина поэт ставит выше звания поэта
Звучит мотив «горения» гражданскими идеями
Мироощущением поэта является восприятие страданий народа как своих

Слайд 6

Стихотворение «Поэт и гражданин» построено как диалог, и эта форма традиционна

Стихотворение «Поэт и гражданин» построено как диалог, и эта форма

традиционна для русской литературы. Так были написаны “Поэт и толпа”, “Разговор книгопродавца с поэтом” А. С. Пушкина, “Журналист, читатель и писатель” М. Ю. Лермонтова. Но диалог у Некрасова — это внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал этот внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездествие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая цель — погибнуть за Отчизну: “...иди и гибни безупречно”.

По сути, в стихотворении две исповеди: каждый из героев открывает душу, и становится ясно, что в идеях оппонентов нет антагонизма. Лишь недостойная слабость, трусость мешают Поэту встать рядом с Гражданином.

Слайд 7

Особое место в творчестве Некрасова занимают стихи, посвященные его Музе. Этот

Особое место в творчестве Некрасова занимают стихи, посвященные его Музе.

Этот образ, парадоксальный с традиционной точки зрения, впервые появляется в 1848 году в стихотворении “Вчерашний день часу в шестом...”. Родной сестрой Музы оказывается крестьянка — униженная, опозоренная, избиваемая кнутом. В 1855 году Некрасов уточнил характеристику, используя те же образы:

...свой венец терновый приняла
Не дрогнув обесславленная Муза
И под кнутом без звука умерла.
(“Безвестен я. Я вами не стяжал...”)

Слайд 8

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Образ Музы в лирике Некрасова

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…»
Образ Музы в лирике Некрасова

– один из ключевых. Это образ страдающей женщины, матери
Муза поэта – «сестра» мученицы-крестьянки
Слайд 9

Вдохновительница поэта — Муза несчастная, поверженная, “Муза мести и печали”, гордая,

Вдохновительница поэта — Муза несчастная, поверженная, “Муза мести и печали”,

гордая, стойко принимающая удары судьбы, ненавидящая, мстящая и в то же время любящая, прощающая, падшая, “униженно просящая” — все это слито в образе, который у Некрасова перестает быть символом, воплощением высокого творчества, а становится вполне зримым персонажем, обретшим плоть, характер и судьбу. Муза наделена чертами женщины из народа, который говорит ее устами. Лишая жительницу Олимпа таинственности, Некрасов опускает ее на землю:

Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков...
(“Муза”, 1852)
И она показывает поэту, как Вергилий Данте, “бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода”.

Слайд 10

«Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему,


«Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но

я ему служил - и сердцем я спокоен...»
Н.А.Некрасов
Слайд 11

В последние годы тяжелобольной Некрасов все чаще возвращался к своей Музе,

В последние годы тяжелобольной Некрасов все чаще возвращался к своей

Музе, словно она могла разделить с ним одиночество и тоску. “О Муза! Ты была мне другом, приди на мой последний зов!” — писал поэт во “Вступлении к песням 1876—1877 годов”. Поэт все сильнее верит, что в стихах — его бессмертие и спасение, а Муза идет с ним рука об руку к последней черте, оглядываясь, так же как и он, на прожитую жизнь и заново оценивая ее:

Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
(“О Муза! я у двери гроба!”, 1877)

Слайд 12

Хотя болезнь не победила таланта Некрасова, душевные и физические страдания вошли

Хотя болезнь не победила таланта Некрасова, душевные и физические страдания

вошли в его стихи. Небывалый образ Музы-смерти появляется в стихотворении 1877 года “Баюшки-баю”:
Где ты, о Муза! Пой, как прежде!
“Нет больше песен, мрак в очах;
Сказать: — Умрем! Конец надежде! —
Я прибрела на костылях!”

Муза поэта состарилась и умирала вместе с ним, но, как и раньше, она была “сестрой народа”:
О Муза! Наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный зов небытия,
Сестра народа — и моя!
(“Музе”, 1876)