Теория Раскольникова и истоки его бунта

Содержание

Слайд 2

Развитие философской мысли в конце XIX в. А. Шопенгауэр “Главный источник”

Развитие философской мысли в конце XIX в.

А. Шопенгауэр
“Главный источник” самых

серьезных зол, постигающих человека, - “это сам человек: человек человеку волк”.
По мнению Шопенгауэра, человеку присуще множество отрицательных черт: злоба, злорадство, жестокость, эгоизм.
Слайд 3

Развитие философской мысли в конце XIX в. И. Кант Человек “по

Развитие философской мысли в конце XIX в.

И. Кант
Человек “по природе

зол”.
В нём заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретённая, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем человек обладает задатками добра.
Слайд 4

Развитие философской мысли в конце XIX в. Вместе с тем человек

Развитие философской мысли в конце XIX в.

Вместе с тем человек

обладает задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому.
Слайд 5

Развитие философской мысли в конце XIX в. Сверхчеловек – высшее существо,

Развитие философской мысли в конце XIX в.

Сверхчеловек – высшее существо,

более сильная личность.
Он абсолютно чужд религиозным обязательствам и социальным перед людьми.
Слайд 6

Зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, и никакое устройство

Зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, и никакое устройство

общества само по себе не исправит этого зла.

Основные аспекты философии
Ф. М. Достоевского

Слайд 7

Никакие условия жизни не могут оправдать совершенное человеком тяжкое преступление, избавить

Никакие условия жизни не могут оправдать совершенное человеком тяжкое преступление, избавить

от ответственности за грех.
Иначе придется признать, что люди – покорные рабы обстоятельств.
А это значит отказаться от внутренней свободы, которая и делает человека личностью.
Слайд 8

Родион Раскольников Раскольников Родион Романович – главный герой романа. Романтик, гордая

Родион Раскольников

Раскольников Родион Романович – главный герой романа. Романтик, гордая и

сильная личность. Живет в Петербурге на съемной квартире. Крайне беден. Бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и своей теории.
Слайд 9

Теория Раскольникова: «Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь

Теория Раскольникова:

«Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли

я, как все, или человек?
Смогу ли я переступить или не смогу!
Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?
Тварь ли я дрожащая или право имею...»
Слайд 10

Пролитая чужая кровь никогда не приводит к добру, а ведет только к новой, еще большей крови.

Пролитая чужая кровь никогда не приводит к добру, а ведет только

к новой, еще большей крови.
Слайд 11

Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых

Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых

людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии.
Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели,
необходимой всему
человечеству.
Слайд 12

Все его тщеславные помыслы устремляются к Наполеону, в котором он видит сильную личность, правящую толпой…

Все его тщеславные помыслы устремляются к Наполеону, в котором он видит

сильную личность, правящую толпой…
Слайд 13

«Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие

«Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…»
А.С.Пушкин

Часть молодых людей начала Х1Х века находила в Наполеоне пример яркой личности , поднявшийся
в борьбе с деспотизмом из низов
Слайд 14

Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают абсурдную теорию о “высших” и

Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают абсурдную теорию о “высших” и

“низших” представителях общества.
Раскольников хотел быть одним из тех, кому “все дозволено”.
В конце концов, он хотел власти “над всей дрожащей тварью, над всем муравейником”. …
Слайд 15

Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда её больше не будет:


Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда её больше не будет:
я

не хочу дожидаться „всеобщего счастья”.
Я сам хочу жить, а
то лучше уж не жить.”
Слайд 16

Теория, которая привела Раскольникова к преступлению,возникает не как логика философствующего ума,

Теория, которая привела Раскольникова к преступлению,возникает не как логика философствующего

ума, а как единство сердечной муки и ищущей мысли.

„Если не решиться на преступление сейчас,значит не решиться никогда...”
„Неужели, я в самом деле возьму топор?”
„Ведь я же знал, что я не вынесу...”

Слайд 17

«Преступление и наказание” или преступление – наказание”? „Разве я старушонку убил?

«Преступление и наказание” или преступление – наказание”?

„Разве я старушонку убил?

Я себя убил?”

Осмысление того, что произошло, открывает Раскольникову путь к совести.
По мнению Ф.М.Достоевского, преступление – это гибель души, полное её одиночество, вернуться в живой мир можно лишь силой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.

Слайд 18

Выводы Два побудительных мотива возникают у героя: один – к мучителям;

Выводы

Два побудительных мотива возникают у героя: один – к мучителям;

другой – подняться до положения судьи,
иметь право покарать „хозяев жизни”.
Третьего Раскольников не учёл – неспособности доброго человека пролить кровь.
Слайд 19

Раскольников – «идейный» убийца, и идея эта «носится в воздухе» За

Раскольников – «идейный» убийца,
и идея эта «носится в воздухе»

За полтора

месяца до совершения преступления (после первого визита
к Алёне Ивановне) Раскольников
заходит в «один плохонький трактиришко» и слышит разговор
студента и офицера (позднее оценит его как некое «предопределение,
указание»)
Речь шла об Алёне Ивановне. Студент утверждал, что он бы «эту
проклятую старуху убил и ограбил… без всякого зазору совести»,
объясняя это тем, что «сто, тысячу добрых дел и начинаний… можно
устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь!»
Логика его казалась безупречной и поразила Раскольникова
созвучностью его собственным мыслям: «Убей её и возьми её деньги,
с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служению всему
человечеству и общему делу… За одну жизнь – тысячи жизней,
спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен –
да ведь тут арифметика!»


Слайд 20

Статья Раскольникова в «Периодической печати» (Достоевский даже не упоминает о ней

Статья Раскольникова в «Периодической печати»
(Достоевский даже не упоминает о

ней в I части романа)
объясняет причины совершённого им преступления.

Все люди, по мысли Раскольникова, делятся на
два разряда

«обыкновенные»,
«по натуре своей
консервативные, чинные»,
«живут в послушании и
любят быть послушными»

«необыкновенные»,
способные «сказать новое
слово», дать «новый закон»
и тем самым имеющие
право нарушить закон,
«свято чтимый обществом»

«…необыкновенный человек имеет право… то есть
неофициальное право разрешить своей совести
перешагнуть… через иные препятствия, в том случае,
если исполнение его идеи… того потребует».

Слайд 21

Окончательно опровергает теорию Раскольникова Соня. Сила её таится в безмерности любви

Окончательно опровергает теорию Раскольникова
Соня. Сила её таится в безмерности любви к

близким.
Сначала Раскольников на каторге не может понять,
почему окружающие его воры, убийцы «так полюбили Соню»,
ему странным казалось их подчёркнуто уважительное
отношение к «матушке Софье Семёновне».
По мысли Достоевского, христианская религия, вера
в бога – основа народной жизни. Соня не возмущается, не
протестует, а смиряется и страдает.
Раскольников в эпилоге принимает путь Сони. «Заря
обновлённого будущего» для него связана с этим принятием:
«…он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он
только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь».
Слайд 22

Соня Мармеладова «Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Соня Мармеладова

«Сонечка Мармеладова,
вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26