Творчество А.Н. Островского 1840-50-х годов

Содержание

Слайд 2

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 г. в Москве, между

Александр Николаевич Островский
родился 31 марта 1823 г. в Москве, между

Малой Ордынкой и Голиковским переулком. Это Замоскворечье; район, где жили купцы, мещане и чиновники.

Москворецкая улица

Слайд 3

Это интересно! Предки будущего писателя и драматурга – из костромских земель.

Это интересно!

Предки будущего писателя и драматурга – из костромских земель.

По рождению он принадлежал к духовенству: его дед Федор Иванович Островский приехал в Кострому в 90-е годы XVIII века для учебы в духовной семинарии. Позже он постригся в монахи (в монашестве отец Феодот); со временем принял схиму в Донском монастыре, умер в 1843 году и погребен у стен Большого собора Донского монастыря.

 Донской монастырь в Москве

Слайд 4

Дом-музей писателя

Дом-музей писателя

Слайд 5

Читальный зал И все же у отца Островского – большая библиотека.

Читальный зал

И все же у отца Островского – большая библиотека.

Юный Островский читал романы Нарежного, Загоскина, Анны Радклиф; на полках стояло первое издание «Горя от ума» Грибоедова, поэмы Пушкина, комплекты известных литературных журналов («Московского телеграфа» Н.Полевого, «Телескопа» Н.Надеждина, «Современника» А.Пушкина, «Литературных приложений» к «Русскому инвалиду» А.Краевского, «Библиотеки для чтения» С.Сенковского). Благодаря этим изданиям, А.Островский хорошо знал лучших современных литераторов и деятелей культуры: Пушкина, Грибоедова, Чаадаева, Хомякова, Веневитинова, Погодина, Лермонтова, Герцена.
Слайд 6

Детство и юность писателя. Образование. Отец писателя Николай Федорович сначала пошел

Детство и юность писателя. Образование.

Отец писателя Николай Федорович сначала пошел

по пути деда писателя – он учился в Московской духовной академии, но затем стал чиновником: титулярным советником (1825 г.), выслужил потомственное дворянство (в 1829 г.). Любовь Ивановна – мать писателя – была дочерью просвирни (просвирня - женщина, входившая в церковный штат, изготовляла просфоры). Отец быстро женился. Мачеха – Эмилия Андреевна Тессин – занималась воспитанием пасынков. Детей учили европейским языкам и музыке.

Портрет Эмилии Андреевны Тессин

Слайд 7

В 1831 г., когда Алексею Островскому не было и 9 лет,

В 1831 г., когда Алексею Островскому не было и 9 лет,

в родах умерла его мать. Отец нанял мальчику учителей; это снова были семинаристы. Затем Островский поступил в I Московскую губернскую

гимназию. (В гимназии А.Островский серьезно занимался латынью. Возможно, с этим увлечением древним языком связан тот факт, что в пьесах «В чужом пиру похмелье» и "Трудовой хлеб" он изобразил учи-телей-латинистов. В 1859 году перевел "Гециру" древнеримского драма-турга Теренция, в которой важна тема невестки и свекрови (ср. "Грозу").

Московский Университет первой пол. XIX в

Первая Московская гимназия, где учился Островский

После окончания гимназии А.Н.Островский собирался избрать словесный (историко-филологический) факультет Московского Университета. Однако отец - человек практичный и деловой – не позволил этого сыну: С 1840 по 1843 гг. А.Н.Островский учится на юридическом факультете Московского университета.

Слайд 8

Увлечение театром Съемки натуры. Памятник Островскому из Малого театра Большой (Петровский)театр

Увлечение театром

Съемки натуры. Памятник Островскому из Малого театра

Большой (Петровский)театр


Тем временем, еще в последние гимназические годы, Островский увлекся театром. Драматическая труппа (одновременно с оперной и балетной труппой) Московского императорского театра занимала тогда помещение Большого театра (его называли тогда Петровским). Островский посещал и драматические, и оперные, и балетные спектакли. Всю жизнь потом вспоминал Островский труппу 1840-х годов, блестящее исполнение актерами гоголевских пьес - "Ревизора", "Женитьбы", "Игроков".

Слайд 9

Читальный зал » В 1840-е годы университет и Московский императорский театр

Читальный зал »

В 1840-е годы университет и Московский императорский театр

были тесно связаны. Не случайно великий комик Щепкин дружил с профессорами Грановским и Крюковым, знаменитый трагик Мочалов – со многими из студентов. В профессуре и студентах артисты находили прекрасных зрителей. В состав труппы Московского императорского театра, занимавшего тогда помещение Большого Петровского театра, входили как драматические, так и оперные и балетные артисты.

Портрет Мочалова

 Портрет Щепкина

Увлекшись театром, А.Н.Островский забросил учебу и сам подал прошение об уходе. Ему было выдано свидетельство об «увольнении из университета».

Слайд 10

Начало творчества В 1951 году А.Н.Островский уходит со службы и становится

Начало творчества

В 1951 году А.Н.Островский уходит со службы и становится

профессиональным литератором. Однако первые литературные опыты писателя появились раньше – в 1847 году. Это была и проза в духе натуральной школы («Записки замоскворецкого жителя»), и драматургия (пьеса "Картина семейного счастья", написанная в 1847 году, была запрещена к постановке в театре). Осенью 1849 года он закончил комедию «Свои люди – сочтемся!» («Банкрот»), в декабре читал ее у Погодина, где присутствовал Гоголь. Пьеса была напечатана (в журнале славянофильского направления «Москвитянин», в марте 1850 года, № 6, кн. 2). Затем последовало разбирательство в Бутурлинском Комитете и в III Отделении. В результате пьеса запрещена для сцены, а ее автор отдан под негласный надзор полиции.

Это интересно!

Слайд 11

«Молодая редакция» журнала «Москвитянин» С 1850 года А.Н.Островский становится сотрудником (помощником

«Молодая редакция» журнала «Москвитянин»

С 1850 года А.Н.Островский становится сотрудником (помощником

редактора) журнала «Москвитянин», который издает историк М.П.Погодин. Журнал был "третьесословным", т.е. разночинным. Островский вместе с Ап. Григорьевым, Б. Алмазовым, Т. Филипповым, Е. Эдельсоном, П. Садовским, И. Горбуновым входит в «молодую редакцию» этого журнала, а также становится его автором – пожалуй, самым значительным из публикующихся в журнале.
Слайд 12

Программа «молодой редакции» во многом определялась интересом к национальной самобытности русского

Программа «молодой редакции» во многом определялась интересом к национальной самобытности русского

народа и фольклору. Если славянофилы наиболее ценный культурный слой видели в крестьянстве (причина: крестьянство сохранило русские национальные обычаи и веру), то «молодая редакция» - в купечестве. Сотрудники журнала Погодина полагали, что купечество больше, нежели какой-то иной слой населения, верно патриархальным обычаям. Здесь патриархальная культура не тронута ни крепостным правом, ни западным влиянием. Островский и его друзья отказываются и от другой идеи славянофилов – от идеализации прошлого; положительные начала они ищут в современной национальной жизни. Члены «молодой редакции» (один из ее создателей – поэт и критик Аполлон Григорьев) исповедают новую идеологию, которая получила название «почвенничества».
Островский активно работает в «Москвитянине» до 1855 г. В это время он пишет пьесы «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «Бедная невеста», «Бедность не порок».

Историческая справка »

Из истории театра
Комедия А.Н.Островского «Не в свои сани не садись» была первой пьесой Островского, увидевшей сцену.

Дополнительная информация

Слайд 13

Проверь себя Какие пьесы А.Н.Островского посвящены театру или актерам? «Свои люди

Проверь себя

Какие пьесы А.Н.Островского посвящены театру или актерам?
«Свои люди

– сочтемся»
«Бесприданница»
«Гроза»
«Лес»
«Без вины виноватые»
«На всякого мудреца довольно простоты»