Творчество Александра Трифоновича Твардовского

Содержание

Слайд 2

Творчество Твардовского Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве.

Творчество Твардовского

Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве.
Еще

учась в сельской школе, в Смоленской области, он в 14 лет стал селькором смоленских газет, а в 1925 году там были опубликованы его стихи.

Вскоре выходят его поэмы
"Путь к социализму" (1931),
"Вступление" (1932),
"Страна Муравия" (1934-36),
сборники стихов "Дорога" (1938),
"Сельская хроника" (1939),
"Загорье" (1941),
поэма "Василий Теркин. Книга про бойца"

Слайд 3

“Страна Муравия” 1936 год Герой поэмы, Никита Моргунок, мечтавший о счастье

“Страна Муравия” 1936 год

Герой поэмы, Никита Моргунок, мечтавший о счастье и

свободном труде на своей земле, понял, что счастье может быть только в колхозной жизни. Читать эти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации, раскулачивании семей, истреблении лучших людей села, страшновато. Ведь сам Твардовский родился
в деревне, его семья была раскулачена и сослана на Север. Но в стихах сына кулака
эти трагические ноты не звучат. Он писал так, как требовали того грозные 20-е, 30-е годы, искренне считая, что на пути коллективизации народ найдет свое счастье. Поворотными для поэта стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос Твардовского приобретает ту силу, ту подлинную мощь, без которой невозможно настоящее творчество.
Слайд 4

Поэма «Василий Теркин» 1941 год «Василий Теркин – поистине редкая книга:

Поэма
«Василий Теркин»
1941 год

«Василий Теркин – поистине редкая книга:
какая свобода,


какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный
солдатский язык» (И.А.Бунин)

Поэма состоит из 28 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина,
не связанная с другими каким-либо общим сюжетом.

Александр Твардовский. 1945 год

Слайд 5

Ю.Непринцев. Отдых после боя Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа

Ю.Непринцев. Отдых после боя

Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения.

В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации.
На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет
в карман за острым словом.

Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
И чтоб знали, чем силен,
Скажем откровенно:
Красотою наделен
Не был он отменной,
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой - героем.
На Карельском воевал
За рекой Сестрою.
И не знаем почему,
- Спрашивать не стали,
- Почему тогда ему
Не дали медали.
С этой темы повернем,
Скажем для порядка:
Может, в списке наградном
Вышла опечатка.

Слайд 6

«Смерть и воин» Будучи раненным, на волоске от смерти, находит силы

«Смерть и воин»

Будучи раненным, на волоске от смерти, находит силы собраться

и вступить в схватку
со Смертью, из которой выходит победителем.

За далекие пригорки
Уходил сраженья жар.
На снегу Василий Теркин
Неподобранный лежал.
Снег под ним, набрякши кровью,
Взялся грудой ледяной.
Смерть склонилась к изголовью:
— Ну, солдат, пойдем со мной.
Я теперь твоя подруга,
Недалеко провожу,
Белой вьюгой, белой вьюгой,
Вьюгой след запорошу.
Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.
— Я не звал тебя, Косая,
Я солдат еще живой.
………………………
Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда.

Слайд 7

«Переправа» Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда,

«Переправа»

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда,
Кому

память, кому слава,
Кому темная вода,
Ни приметы, ни следа.
Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
Погрузился, оттолкнулся
И пошел. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.
Как плоты, пошли понтоны,
Громыхнул один, другой
Басовым, железным тоном,
Точно крыша под ногой.
И плывут бойцы куда-то,
Притаив штыки в тени.
И совсем свои ребята
Сразу - будто не они,
Сразу будто не похожи
На своих, на тех ребят:
Как-то все дружней и строже,
Как-то все тебе дороже
И родней, чем час назад.

Некоторые истории рассказывают о победах,
а некоторые о тяжёлых поражениях.
В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения
о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то,
как шла работа над книгой.

Слайд 8

Поэма «Дом у дороги» Наряду с задорным лубочно-частушечным произведением «Василий Теркин»

Поэма «Дом у дороги»

Наряду с задорным лубочно-частушечным произведением «Василий Теркин»

Твардовский создает и другие, в которых война предстает
в своем ужасном обличье.
С 1942 по 1946 год он пишет поэму "Дом у дороги",
в центре которой - судьбы "подвижника-бойца" Андрея Сивцова и его жены, Анны,
которую вместе с детьми угнали в Германию.

Центром семьи, как всегда у Твардовского, является мать. «Дом у дороги» — не только лирическая хроника, по и лирический гимн прежде всего материнской любви, по всей ее полноте, конкретной силе.
И женщине-крестьянке, женщине-матери.
Но вместе с тем и женщине — хозяйке дома, труженице. И женщине-жене, другу труженика-хозяина, а затем воина, защищающего дом и семью всего народа.

Слайд 9

Поэма «Дом у дороги» Образ Анны, картины ее горького материнства на

Поэма «Дом у дороги»

Образ Анны, картины ее горького материнства на чужбине

достигают большой силы обобщения, символизируя непобедимость жизни
в ее борьбе с насилием, смертью.

Любовь жены и матери —
это та же деловитая, деятельная любовь, приметы  которой  мы  видели 
и  в лирике Твардовского 30-х годов,
но здесь это уже не только лирический,
но и лирико-эпический мир.
Этот мир — дом, труд.

Слайд 10

Поэма «За далью даль» Я жил, я был - за все

Поэма «За далью даль»

Я жил, я был - за все на

свете Я отвечаю головой... Но кто из нас годится в судьи - Решать, кто прав, кто виноват? О людях речь идет, а люди Богов не сами ли творят?

Я в скуку дальних мест не верю, И край, где ныне нет меня, Я ощущаю, как потерю Из жизни выбывшего дня. Я сердце по свету рассеять Готов. Везде хочу поспеть. Нужны мне разом Юг и север, Восток и запад, Лес и степь…

Слайд 11

Поэма «За далью даль» Я в скуку дальних мест не верю,

Поэма «За далью даль»

Я в скуку дальних мест не верю,

Главная книга

Твардовского 50-х годов

Поэма датирована 1950-1960 годами. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток, с чем связана форма "путевого дневника".

В поэме два героя: сам автор и "ты".
"Ты" - читатель.
Сочетание "ты да я" подкрепляется сочетанием "да мы с тобой".
Читатель и автор представляют непрерывную сущность.

Вся первая глава насыщена памятью войны,
"мук" народа на его исторической дороге,
а дальше в поэме возникает память и о других пережитых народом муках.
Поэта глубоко затронула критика отрицательных сторон нашей действительности, прозвучавшая на XX съезде КПСС.

Слайд 12

Поэма «По праву памяти» 1967-1969 В жанрово-тематическом плане — это лирико-философское

Поэма «По праву памяти» 1967-1969

В жанрово-тематическом плане —
это лирико-философское раздумье,
«дорожный

дневник»,
с ослабленной сюжетностью.
Действующие лица поэмы — необъятная Советская страна, её люди, стремительный разворот их дел и свершений.
Текст поэмы содержит шутливое признание автора — пассажира поезда
«Москва—Владивосток».
Три дали прозревает художник:
неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб;
бездонность нравственных запасников души лирического героя.
Слайд 13

Поэма «По праву памяти» Готовы были мы к походу Что проще

Поэма «По праву памяти»

Готовы были мы к походу Что проще может быть: Любить

родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если — То и жизнь отдать… Лишь от себя теперь добавим. Что проще — да. Но что сложней?
Слайд 14

Поэма «По праву памяти» Смыкая возраста уроки, Сама собой приходит мысль

Поэма «По праву памяти»

Смыкая возраста уроки, Сама собой приходит мысль -- Ко

всем, с кем было по дороге, Живым и павшим отнестись. Она приходит не впервые. Чтоб слову был двойной контроль: Где, может быть, смолчат живые, Так те прервут меня: -- Позволь! Перед лицом ушедших былей Не вправе ты кривить душой, -- Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой... И мне да будет та застава, Тот строгий знак сторожевой Залогом речи нелукавой По праву памяти живой.
Слайд 15

«По праву памяти» Вторая глава «Сын за отца не отвечает» самая

«По праву памяти»

Вторая глава «Сын за отца не отвечает» самая трагичная

и в поэме,
да и во всем творчестве.
Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь.
Остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался
от семьи. Это мучило поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму.
Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.

Конец твоим лихим невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица. Благодари отца народов, Что он простил тебе отца.

Слайд 16

«По праву памяти» Вторая глава «Сын за отца не отвечает». Поэт

«По праву памяти»

Вторая глава «Сын за отца не отвечает».

Поэт стремится осмыслить

ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов.
Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов.
И все были виновны перед ним уже
в том, что были живы.

Да, он умел без оговорок, Внезапно — как уж припечет — Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет: На чье-то вражье искаженье Того, что возвещал завет. На чье-то головокруженье От им предсказанных побед.