Творчество Аркадия и Бориса Стругацких

Содержание

Слайд 2

«Стругацкие, Аркадий Натанович (родился 28.VIII.1925 г., Батуми) и Борис Натанович (родился

«Стругацкие, Аркадий Натанович (родился 28.VIII.1925 г., Батуми) и Борис Натанович (родился

15.IV.1933 г., Ленинград)-русские советские писатели. Братья.»- так начинается статья в седьмом томе Краткой литературной энциклопедии, вышедшем в 1972 г.

Писатели и издатели

Писатели и книги

От Стругацких

От автора

Тиражи

Слайд 3

уже 18 крупных вещей были написаны Слева Аркадий, справа Борис Почему


уже 18 крупных вещей были написаны

Слева Аркадий,
справа

Борис

Почему я начал эту презентацию со статьи из энциклопедии

в 1972 г. уже могло бы выйти собрание произведений Стругацких

Уже была громкая слава, книги пошли по всему миру

Главная

Слайд 4

Но тут-то их и «закрыли» - было такое выражение Разумеется, не

Но тут-то их и «закрыли» - было такое выражение

Разумеется, не в

одночасье, им лет семь-восемь дали порезвиться, а потом начали крутить рукоять пресса, выжимали из редакционных планов лучшие вещи Стругацких.

Главная

Слайд 5

Под запрет попали «Улитка на склоне» и «Гадкие лебеди», а примерно

Под запрет попали «Улитка на склоне» и «Гадкие лебеди», а примерно

в1971 – полный «стоп», замок щелкнул.

Кто-то дал команду: Стругацких не печатать!

И тогда случилось чудо

Главная

Слайд 6

Их взяли под крыло два журнала- «Автор» в Ленинграде и «Знание-сила»

Их взяли под крыло два журнала- «Автор» в Ленинграде и «Знание-сила»

в Москве

Честь и хвала редакторам, они серьёзно рисковали!!!

Но почему они пошли на риск?

Обаяние таланта?

Разумеется.

Для любимых писателей можно совершить многое

Главная

Слайд 7

И зона молчания не сомкнулась вокруг писателей – с огромной неохотой,

И зона молчания не сомкнулась вокруг писателей – с огромной

неохотой, с оттяжками и оговорками, люди из начальственных кабинетов пропускали их в печать.

Но не только. Именно в начале семидесятых годов популярность Стругацких достигла высшей точки.

Нет не так: высшего уровня, на котором они держаться до сих пор. Читатели требовали Стругацких, и имя этим читателям было легион: школьники, студенты, инженерная и научная молодежь и вообще научные работники, притом не гуманитарии, которых власть от веку презирала, а люди для власти важные, изобретавшие ядерное оружие и вычислявшие траектории ракет и спутников.

Главная

Слайд 8

Писатели Стругацкие начинали, как почти все дебютанты, - с повторения уже

Писатели Стругацкие начинали, как почти все дебютанты, - с повторения уже

пройденной литературы.

Сейчас трудно в это поверить, но их первая повесть «Страна багровых туч» была вещью заурядной в научной фантастике: путешествие на Венеру. Рецензент «Юности» со вкусом прошелся по этой книге – и за дело.

А затем удивлённые наблюдатели увидели, как молодые писатели стали с бешеной энергией «выдираться из пелёнок».

За три года опубликовали пять – ПЯТЬ! – повестей, как бы торопясь миновать тренировочный плац НФ. Их темп поражал воображение. Они искали свой голос и свою тему и в этих поисках успели детально разобрать целый мир.

Главная

Слайд 9

Но на другом конце космического прыжка – резко кровь, погибель, хруст

Но на другом конце космического прыжка – резко кровь, погибель, хруст

костей.

С такой же поразительной быстротой они нарабатывали своё мастерство прозаиков. Их третья по счету повесть, «Путь на Амальтею», написана уже свободным, летящим пером; знатоки помнят и цитируют её до сих пор.

В том же начальном, разгонном периоде их работы произошел первый поворот: персонажи Стругацких перестали штурмовать иные планеты и вспахивать целину XXII века; они взглянули назад: из нашего будущего в прошлое.

Появилась «Попытка к бегству», написанная ещё не совсем уверено: писатели ещё изобретают глайдеры, скорчеры, квазижевыевые механизмы. Повесть поначалу развивается как юмористическая –даже с оттенком клоунады: «Закрой-ка люк! Сквозняк!» - это в момент старта космического корабля, события которому надлежит быть серьезным и торжественным…

Главная

Слайд 10

Получился немыслимый тройной ход, обнажились кровное родство двух тоталитарных режимов XX

Получился немыслимый тройной ход, обнажились кровное родство двух тоталитарных режимов

XX века и их чудовищная средневековая сущность.

О сталинизме они писали в книге «Трудно быть богом». Тот же приём, что и в «Попытке…»: люди из счастливого коммунистического будущего, делегаты чистой и радостной Земли оказались в грязном средневековье.

Но и здесь под личиной средневекового королевства на сцену выведена сталинская империя. Главному пыточных дел мастеру, «министру охраны короны», дано многозначительное имя: Реба (в оригинале его звали Ребия). Более того, Стругацкие сделали свою империю гибридной, сшитой из реалий средневековых и объединенных, сталинско-гитлеровских, реалий нашего времени.

Главная

Слайд 11

«По-видимому, каждый литератор старается передать читателям свои мысли и чувства по

«По-видимому, каждый литератор старается передать читателям свои мысли и чувства по

поводу интересующей его проблемы так, чтобы читатели не только восприняли эти проблемы, как важные и насущные, но и заразились бы интересом автора. По нашему мнению, каждое конкретное произведение литературы и искусства непременно имеет две стороны: рациональную и эмоциональную. Потребитель духовной пищи (читатель, зритель, слушатель) должен воспринять обе стороны, иначе нельзя сказать, что автор выполнил свою задачу. Фантастика, если рассматривать лучшие ее образцы, обладает особой способностью заставить читателя и думать, чувствовать…» (Из интервью газете «Комсомольская правда»).

Главная

Слайд 12

Тиражи (тыс. экз.) и место повести на шкале издаваемости Главная

Тиражи (тыс. экз.) и место повести на шкале издаваемости

Главная

Слайд 13

Главная

Главная

Слайд 14

Источники Большая советская энциклопедия М., 1988 Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник

Источники

Большая советская энциклопедия М., 1988
Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»

М., 1987
Аркадий и Борис Стругацкие «Улитка на склоне» М., 1992
Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом» М., 1993
Интервью газете «Комсомольская правда» №56 2001