Урок литературы: классика жанра и современность

Содержание

Слайд 2

«Оставляем за кадром», но принимаем во внимание контекст общих тем/проблем Урок

«Оставляем за кадром», но принимаем во внимание контекст общих тем/проблем Урок

как форма обучения
История «урока»
Дискуссия о классно-урочной системе обучения: pro at contra
Виды урока, структура урока и формы представления плана (конспект, технокарта…)
Критерии оценки урока
Слайд 3

Цель урока: Через анализ и синтез традиционных и современных представлений об

Цель урока:

Через анализ и синтез традиционных и современных представлений об

уроке литературы выбрать /предложить свой/ и обосновать вариант ответа:
Хороший урок литературы – это:
Опора на традиционный подход к обучению
Современный подход в формате требований ФГОС
Живая «классика системности» в новой образовательной и социокультурной среде
Слайд 4

Задачи урока: Обозначить традиционные аспекты проблемы урока Актуализировать представления о современном

Задачи урока:

Обозначить традиционные аспекты проблемы урока
Актуализировать представления о современном уроке в

соответствии с требованиями ФГОС
Напомнить и актуализировать традиционные «правила» и методы организации урока
Слайд 5

Методы и приемы: Комментирование ключевых положений темы Актуализация профессиональных знаний и

Методы и приемы:
Комментирование ключевых положений темы
Актуализация профессиональных знаний и педагогического опыта
Сопоставительный

анализ позиций
Методическая дискуссия
Чтение художественного текста
Моделирование элементов урока
Слайд 6

В путь! Напоминаем…Сущностные характеристики урока (по Н.П. Юдиной) Внешние (организационные): Ограниченность

В путь! Напоминаем…Сущностные характеристики урока (по Н.П. Юдиной)
Внешние (организационные):
Ограниченность во времени
Формальная законченность

(завершенность)
Организационная определенность (наличие расписания, пространственная и временная определенность, стабильность класса)
Слайд 7

Напоминаем… Сущностные характеристики урока (по Н.П. Юдиной) Внутренние (сущностные): Связь со

Напоминаем… Сущностные характеристики урока (по Н.П. Юдиной)

Внутренние (сущностные):
Связь со всем педагогическим

процессом
Локальность (свое место) в педагогическом процессе
Завершенность (содержательная, смысловая, деятельностная...)
Незавершенность (перспективность, телеономичность)
Целостность
Слайд 8

Традиционные этапы и элементы урока Классическая композиция (оргмомент, вступление, главная часть,

Традиционные этапы и элементы урока

Классическая композиция (оргмомент, вступление, главная часть,

завершение)
Традиционные элементы (отметка отсутствующих, проверка выполненного к уроку, опрос, объяснение нового, указание на домашнее задание, выставление оценок)
Слайд 9

Традиционные виды деятельности на уроке литературы: Чтение художественного текста (разные виды,

Традиционные виды деятельности на уроке литературы:

Чтение художественного текста (разные виды,

включая выразительное),
Устный/письменный ответ на вопрос
Беседа/дискуссия,
Творческая работа (письменные работы, драматизации, иллюстрирование и др.)
Слайд 10

Напоминаем и актуализируем… 4 правила М.А. Рыбниковой Ученик должен ясно понимать

Напоминаем и актуализируем… 4 правила М.А. Рыбниковой
Ученик должен ясно понимать поставленную

перед ним задачу.
Обучение должно воздействовать на разные сферы восприятия.
Учитель должен уметь открыть учащимся простое в сложном и сложное в простом.
Сочетать в методике индукцию с дедукцией
Слайд 11

Напоминаем и актуализируем… Теория установки Д.Н. Узнадзе Проблема проблем – мотивация

Напоминаем и актуализируем… Теория установки Д.Н. Узнадзе

Проблема проблем – мотивация к

учебной деятельности
Понятие о доминанте (А. А. Ухтомский)
Предрасположенность, к определенной деятельности
Способы создания установки (источник: жизненные и «культурные» (эстетические, литературные…) впечатления
Необходимость создания установки на все этапы художественного общения (восприятие, анализ, интерпретация)
Слайд 12

Система вопросов к художественному произведению на разные сферы восприятия Эмоции (читателя,

Система вопросов к художественному произведению на разные сферы восприятия

Эмоции (читателя, автора)
Воображение

(репродуктивное, творческое)
Мышление (от содержания до концепции)
Форма произведения (от детали до композиции)
Слайд 13

Напоминаем, Методы изучения литературного произведения в школе Чтение художественного произведения Комментирование

Напоминаем, Методы изучения литературного произведения в школе

Чтение художественного произведения
Комментирование текста внетекстовыми

материалами
Анализ художественного произведения
Претворение художественного произведения в других видах искусства
Интерпретация (создание творческих работ разных видов)
Вопрос: а какие методы на уроке литературы чаще всего используете вы?
Слайд 14

Напомним…Система литературного развития (по В. Г. Маранцману) периоды развития читателя-школьника литературные

Напомним…Система литературного развития (по В. Г. Маранцману)

периоды развития читателя-школьника
литературные способности
критерии литературного

развития
- начитанность и направленность чтения
- качество чтения
- освоение теоретико-литературных понятий и историко-литературного контекста
- литературно-творческие умения
Слайд 15

Другими словами… «Что остается от сказки потом, после того, как ее

Другими словами… «Что остается от сказки потом, после того, как ее

рассказали?..»
Что, сколько и как читает ученик
Как использует «инструменты» анализа текста и как знает, понимает историко-литературный контекст произведения
Что в ответ создает сам и как это влияет на него как читателя и как личность
Слайд 16

Актуализируем… Характеристики урока по ФГОС Активное взаимодействие учителя и ученика Личностный

Актуализируем… Характеристики урока по ФГОС
Активное взаимодействие учителя и ученика
Личностный характер обучения
Приоритет

самостоятельной работы школьника
Вариативность образования
Индивидуальные маршруты обучения
Технологичность обучения
Слайд 17

Этапы урока в рамках ФГОС Целеполагание Формирование круга проблемных вопросов Планирование

Этапы урока в рамках ФГОС

Целеполагание
Формирование круга проблемных вопросов
Планирование (прогнозирование) результатов
Творческая реализация

школьников
Рефлексия
Самооценка
Слайд 18

Критерии выбора метода урока (по Н.П. Юдиной) Адекватен цели Обусловлен содержанием

Критерии выбора метода урока (по Н.П. Юдиной)

Адекватен цели
Обусловлен содержанием
Обусловлен

местом данного урока в логике изучения учебной темы
Чередование методов, оправданное замыслом педагога
Задание: проанализируйте методы, которые вы обычно используете на уроках литературы с позиций указанных критериев
Слайд 19

Современные тенденции в организации деятельности учащихся на уроках литературы Активное использование

Современные тенденции в организации деятельности учащихся на уроках литературы

Активное использование невербальных

текстов и материалов
Уменьшение времени на непосредственное чтение, в том числе выразительное, и анализ текста
Значительное снижение доли письменных работ и их анализа, отсутствие системы творческих работ
Ориентация на требования итогового контроля (?...?)
Продолжите перечень…
Слайд 20

Подчеркиваем… Урок литературы – урок искусства Литература как вид искусства и

Подчеркиваем… Урок литературы – урок искусства
Литература как вид искусства и «Литература»

как школьный предмет
Эстетический, духовный и воспитательный потенциал предмета
Цель уроков – литературное развитие, цель чтения – создание читательской интерпретации
Школа чтения через всю жизнь
Слайд 21

Урок литературы: «расчет и вдохновенье» (М.А. Рыбникова) Первое: Учитель как читатель

Урок литературы: «расчет и вдохновенье» (М.А. Рыбникова)
Первое: Учитель как читатель
Перечитываем текст


(рефлексия, читательские открытия)
определяем свою читательскую позицию
соотносим ее с литературоведческими концепциями, уточняем свою позицию
Слайд 22

Урок литературы: «расчет и вдохновенье» Второе Соотносим материал искусства и уровень

Урок литературы: «расчет и вдохновенье»
Второе
Соотносим материал искусства и уровень литературного развития

конкретных учащихся с целями и задачами урока
Слайд 23

Урок литературы: «расчет и вдохновенье» Третье: Создаем у учащихся мотивацию к

Урок литературы: «расчет и вдохновенье»
Третье:
Создаем у учащихся мотивацию к чтению и

выявляем уровень первичного восприятия художественного произведения
Слайд 24

Урок литературы: «расчет и вдохновенье» Четвертое: Создаем установку у учащихся на

Урок литературы: «расчет и вдохновенье»
Четвертое:
Создаем установку у учащихся на каждый из

этапов художественного общения
(восприятие, анализ, интерпретация)
Слайд 25

Урок литературы: «расчет и вдохновенье» Пятое: Активизируем работу эмоций, воображения, мышления,

Урок литературы: «расчет и вдохновенье»
Пятое:
Активизируем работу эмоций, воображения, мышления, памяти через

систему вопросов на разные сферы восприятия и систему заданий
Слайд 26

Урок литературы: «расчет и вдохновенье» Шестое: Организуем интерпретационную деятельность на каждом

Урок литературы: «расчет и вдохновенье»

Шестое:
Организуем интерпретационную деятельность на каждом этапе учебного

художественного общения
Выходим на условно итоговый продукт
(творческая работа как воплощение читательской интерпретации)
Слайд 27

Урок литературы: «расчет и вдохновенье» Седьмое: Анализируем полученные результаты (Сопоставляем первичное

Урок литературы: «расчет и вдохновенье»

Седьмое:
Анализируем полученные результаты (Сопоставляем первичное восприятие и

восприятие, опосредованное анализом; выявляем сдвиги, произошедшие в литературном развитии учащихся)
Оцениваем свою работу
Оцениваем работу учащихся
Слайд 28

Критерии урока литературы (по В.Г. Маранцману) насколько урок насыщен материалом самого

Критерии урока литературы (по В.Г. Маранцману)

насколько урок насыщен материалом самого искусства;
эмоциональность

восприятия учащимися, обращенность урока к разным сторонам читательского восприятия;
наличие проблемной ситуации и способность учеников активно участвовать в ее разрешении;
Слайд 29

Критерии урока литературы (по В.Г. Маранцману) cоотнесенность всей методической инструментовки с

Критерии урока литературы (по В.Г. Маранцману)

cоотнесенность всей методической инструментовки с характером

темы и уровнем развития класса;
разнообразие и оправданность видов деятельности школьников;
органичность включения в урок аудио- и видеоматериалов;
Слайд 30

Критерии урока литературы (по В. Г. Маранцману) сопряженность проводимого урока с

Критерии урока литературы (по В. Г. Маранцману)

сопряженность проводимого урока с предшествующим

и последующим;
очевидность для самих учеников сдвига в развитии, который произошел в результате урока
Вопрос: Какие из предложенных критериев являются сугубо специфическими для урока литературы, а какие общеметодическими?