- Главная
- Литература
- Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924)
Содержание
- 2. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)
- 3. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) родился в московской купеческой семье. Его литературная деятельность началась в 1890-х годах;
- 4. Эти стихотворения, а также вошедшие в сборники «Chefs d′oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это
- 5. Атмосфера первой русской революции 1905-1907 гг. решающим образом повлияла на изменение характера поэзии Брюсова. Его сборники
- 6. Несколько особняком в среде московских символистов стоит Валерий Брюсов. Это был человек с совершенно асимметричным лицом
- 7. Он рисовался вождем, эротическим поэтом, демонистом, оккультистом, всем, чем можно было быть в те дни. Но
- 8. В.Брюсов «Сонет к форме» Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка Так бриллиант невидим
- 9. Анализ стихотворения «Сонет к форме» Сонет — стихотворение из 14 строк, обладающее строгой системой рифмовки. Есть
- 10. Что означает фраза: "Мечты дошли до слова"? — Их можно увидеть Пускай мой друг, разрезав том
- 11. В. Брюсов «Юному поэту» Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета Первый
- 12. Анализ стихотворения «Юному поэту» декларация самоценного искусства, поэзии как ценности, которая требует безоговорочного служения только ей
- 13. В. Брюсов «Грядущие гунны» Топчи их рай, Аттила. Вяч. Иванов Где вы, грядущие гунны, Что тучей
- 14. Анализ стихотворения «Грядущие гунны» Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый год и закончил 10
- 15. Сложите книги кострами, Пляшите в их радостном свете, Творите мерзость во храме, Вы во всем неповинны,
- 17. Скачать презентацию
Валерий Яковлевич Брюсов
(1873-1924)
Валерий Яковлевич Брюсов
(1873-1924)
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) родился в московской купеческой семье. Его литературная
Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) родился в московской купеческой семье. Его литературная
Эти стихотворения, а также вошедшие в сборники «Chefs d′oeuvre» («Шедевры», 1895)
Эти стихотворения, а также вошедшие в сборники «Chefs d′oeuvre» («Шедевры», 1895)
Атмосфера первой русской революции 1905-1907 гг. решающим образом повлияла на изменение
Атмосфера первой русской революции 1905-1907 гг. решающим образом повлияла на изменение
Несколько особняком в среде московских символистов стоит Валерий Брюсов. Это был
Несколько особняком в среде московских символистов стоит Валерий Брюсов. Это был
Ум Брюсова не был быстр, но очень остер и подкреплен особой, брюсовской логичностью. Он был, как это ни странно звучит, с детства немолодым мальчиком. Мальчиком он остался на всю жизнь, и, вероятно, ребенком он умер. Только у детей бывает такая пытливость, такая тяга узнать все. Брюсов кидался на все, и все, на что он кидался, он изучал необычайно основательно. Всю жизнь он хотел казаться и казался не тем, чем он был.
Он рисовался вождем, эротическим поэтом, демонистом, оккультистом, всем, чем можно
Он рисовался вождем, эротическим поэтом, демонистом, оккультистом, всем, чем можно
В.Брюсов «Сонет к форме»
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так
В.Брюсов «Сонет к форме»
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
(1895 год)
Анализ стихотворения
«Сонет к форме»
Сонет — стихотворение из 14 строк, обладающее
Анализ стихотворения
«Сонет к форме»
Сонет — стихотворение из 14 строк, обладающее
Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка.
Контур - Очертание, внешний вид, фигура, образ и так далее. Все названное человек воспринимает зрением. Мир, воспринимаемый зрением - видимый, внешний и так далее. А запах не возможно увидеть. Он невидим, это — невидимый мир. Контур и запах нельзя разорвать.
Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживёт в алмазе.
Бриллиант - обработанный алмаз. Ювелир - человек, видящий в алмазе бриллиант
Так образы изменчивых фантазий, Бегущие , как в небе облака, Окаменев , живут потом века В отточенной и завершённой фразе.
Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут.
И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты.
Что означает фраза: "Мечты дошли до слова"?
— Их можно увидеть
Пускай мой
— Их можно увидеть
Пускай мой
Здесь ключевые слова: — Упьётся, стройность, красота.
Как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму — своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты.
И символисты дерзновенно верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь — человека.
Себя они считали творцами символов — бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет и пойдёт вслед за первооткрывателями, покорённый красотой их творений.
Сбылись ли их надежды — другой вопрос. Но в историю всеобщей литературы о Валерии Брюсове вписано гораздо больше двух строк.
В. Брюсов «Юному поэту»
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе
В. Брюсов «Юному поэту»
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе
Первый прими: не живи настоящим,
только грядущее – область поэта
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
15июля 1896 г.
Анализ стихотворения
«Юному поэту»
декларация самоценного искусства, поэзии как ценности, которая требует
Анализ стихотворения
«Юному поэту»
декларация самоценного искусства, поэзии как ценности, которая требует
Брюсов добивается торжественности звучания стиха, выбрав дактиль - трехсложный размер, уже по самому этому более медленный и строгий. чем двухсложные, и к тому же строго соблюдая ритмическую схему - ни одно ударение на стопе, где оно должно быть, не пропущено, а потому речь кажется мерным, ритмичным движением без ускорений и замедлений. Ощущение торжественности поддерживается и отбором высоких, эмоционально окрашенных слов: "юноша", "взор", "беспредельно", "грядущее", "поклоняйся".
При этом нужно понимать, что Брюсов обращается к поэтической традиции (Рылеев, Лермонтов, Некрасов), которая, используя ту же стилистику, утверждала противоположные идеи - поэтического творчества как гражданского служения, как борьбы (следом этой традиции может считаться мотив "побежденного бойца", появляющийся достаточно неожиданно). Тем самым Брюсов вступает в диалог со своими предшественниками, претендуя на равенство с ними
В. Брюсов «Грядущие гунны»
Топчи их рай, Аттила.
Вяч. Иванов
Где вы,
В. Брюсов «Грядущие гунны»
Топчи их рай, Аттила.
Вяч. Иванов
Где вы,
Что тучей нависли над миром!
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам.
На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий -
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.
Поставьте, невольники воли,
Шалаши у дворцов, как бывало,
Всколосите веселое поле
На месте тронного зала.
Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,-
Вы во всем неповинны, как дети!
А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы,
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.
И что, под бурей летучей.
Под этой грозой разрушений,
Сохранит играющий Случай
Из наших заветных творений?
Бесследно все сгибнет, быть может,
Что ведомо было одним нам,
Но вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.
Анализ стихотворения
«Грядущие гунны»
Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый
Анализ стихотворения
«Грядущие гунны»
Стихотворение «Грядущие гунны» Валерий Брюсов писал почти целый
В “Грядущих гуннах” - наиболее развернуто и полно раскрывающих его отношение к революции и понимание ее смысла. Смести, сломать, разрушить, уничтожить - вот главный смысл революции, каким он виделся Брюсову. Что будет дальше, какой конкретный мир возникнет на развалинах прошлого, как он будет реально построен - все это представлялось Брюсову в весьма абстрактном виде.
В Брюсове в годы первой русской революции поколебалась вера в высшее единство человеческой культуры. Ему пришлось почти физически ощутить, что он и его современники и сподвижники по литературе стоят на рубеже двух культур - одной гибнущей, другой нарождающейся и покамест темной и чужой. Это было то ощущение исторического катаклизма, которое продиктовало ему "Грядущих гуннов" - стихи о гибели культуры и о диком обновлении мира. С тех пор это ощущение не покидало Брюсова.
Говоря о "грядущих гуннах", он говорит о тех варварах, нашествие которых предвидел еще Герцен. Одновременно это звучит и как предчувствие событий, последовавших вскоре за этим. Одна из строф начинается так:
Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,
Вы во
Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме,
Вы во
А мы, мудрецы и поэты,
Хранители тайны и веры,
Унесем зажженные светы
В катакомбы, в пустыни, в пещеры.
Иными словами, он предвидел духовное подполье, которое должно будет спасти культуру, когда "грядущие гунны" сложат старые "книги кострами".
Самое искреннее и, вероятно, самое сильное стихотворение Брюсова "Грядущие гунны" великолепно демонстрирует идеологию серебряного века.