Юмористические и сатирические жанры в газете

Содержание

Слайд 2

ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ЖАНРОВ От других жанров журналистики сатирические жанры отличаются

ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ЖАНРОВ

От других жанров журналистики сатирические жанры отличаются критикой,

сатирой, юмором, использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и других.
Слайд 3

Слайд 4

ЧТО ТАКОЕ СМЕХ? Антропологи говорят, что обнажение зубов, смех — первый

ЧТО ТАКОЕ СМЕХ?

Антропологи говорят, что обнажение зубов, смех — первый жест

хищника над поверженной (и в скором времени будущей съеденной) добычей. Смех возвышает субъекта (провокация субъектности!), так как он унижает другого.
Слайд 5

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СМЕЮТСЯ? Смех — один из видов выражения эмоций и

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СМЕЮТСЯ?

Смех — один из видов выражения эмоций и передачи

их другим людям через мимику лица и характерные ритмические звуки. В смехе, помимо лицевых мышц, участвуют дыхательные мышцы и голосовые связки. Мимика — это эволюционно более ранний способ коммуникации по сравнению с речью. Она есть и у животных. Основатель эволюционной теории Чарльз Дарвин специально интересовался этим вопросом, посвятив ему один из своих трудов.
Слайд 6

ДЕТСКИЙ СМЕХ Ребенок начинает смеяться в возрасте нескольких месяцев, хотя плакать

ДЕТСКИЙ СМЕХ

Ребенок начинает смеяться в возрасте нескольких месяцев, хотя плакать он

может с момента рождения, а говорить начинает, когда ему где-то около года. Это связано с тем, что смех более сложное переживание, чем плач, но он проще, чем речь. Ребенок начинает смеяться, когда понимает, что, например, «страшная гримаса» его матери всего только игра и на самом деле ничего страшного нет.
Слайд 7

СМЕХ И ИНТЕЛЛЕКТ Смех занимает особое, элитное место в эмоциональных переживаниях

СМЕХ И ИНТЕЛЛЕКТ

Смех занимает особое, элитное место в эмоциональных переживаниях человека.

Ведь смех — это не только эмоция, но и результат работы интеллекта, осознания некоторой необычности, парадоксальности ситуации. Считается, что смех возник у предков человека примерно 7 миллионов лет назад. Помимо человека, могут смеяться только шимпанзе и крысы. Кстати, человек не может услышать крысиного смеха, потому что эти звуки относятся к ультразвуковой области.
Слайд 8

ВИДЫ СМЕХА Юмористический смех Социальный смех (от возбуждения) Ликующий (знак победы

ВИДЫ СМЕХА

Юмористический смех
Социальный смех (от возбуждения)
Ликующий (знак победы или избытка сил)
Смех

от облегчения (нервная разрядка)
Смех смущения или беспокойства (защитный механизм)
Истерический
Физиологический (вызванный наркотическими веществами, щекоткой)
Патологический (при душевной болезни или прямой стимуляции мозга)
Ритуальный (искусственный)
Слайд 9

Сардонический смех Гомерический смех

Сардонический смех
Гомерический смех

Слайд 10

САРДОНИ́ЧЕСКИЙ СМЕХ (от др.-греч. σαρδάνιος — язвительный, презрительный) — злобно-насмешливый, презрительный

САРДОНИ́ЧЕСКИЙ СМЕХ

(от др.-греч. σαρδάνιος — язвительный, презрительный) — злобно-насмешливый, презрительный

смех или, реже, горький смех утраты. В Древней Греции так называли смех людей, смеющихся в момент своей гибели.
Слайд 11

ГОМЕРИЧЕСКИЙ СМЕХ (ГРЕЧ. ἌΣΒΕΣΤΟΣ ΓΈΛΟΣ) — неудержимый, громкий хохот. Часто используется

ГОМЕРИЧЕСКИЙ СМЕХ (ГРЕЧ. ἌΣΒΕΣΤΟΣ ΓΈΛΟΣ)

— неудержимый, громкий хохот. Часто используется

для обозначения смеха над чем-нибудь крайне несуразным или глупым. Возникло из описания смеха богов в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»[1]. Эпитет «гомерический» употребляется также в значении: обильный, огромный.
У Гомера вечные боги смеются над трагедиями смертных, в этом смехе выражается их сущность
Слайд 12

ГЕЛАТОЛОГИЯ Эта молодая наука занимается очень древни м предметом. Геласма в

ГЕЛАТОЛОГИЯ

Эта молодая наука занимается очень древни м предметом. Геласма в переводе

с греческого означает смех; гелатология — наука о смехе.
Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/13581/ (Наука и жизнь, Смех по-научному. Основы гелатологии)
Слайд 13

ПАДЕНИЯ – ПОВОД ДЛЯ СМЕХА? Над чем смеялись гоминиды в те

ПАДЕНИЯ – ПОВОД ДЛЯ СМЕХА?

Над чем смеялись гоминиды в те времена?

Мэтью Джервез считает — над попытками самых смелых из своих собратьев ходить на двух ногах вместо четырёх. Первопроходцы комично спотыкались и падали, что вызывало смех у всех остальных. Заметим, что падения и сейчас входят в обязательный репертуар клоунов.
Слайд 14

КАК СМЕЯЛИСЬ ГОМИНИДЫ Как утверждают основатели новой науки, Мэтью Джервез и

КАК СМЕЯЛИСЬ ГОМИНИДЫ

Как утверждают основатели новой науки, Мэтью Джервез и Дэвид

Уилсон из Бирмингемского университета (Англия), история смеха восходит к тем временам, когда человек ещё не отделился от общего ствола с обезьянами. Хотя ископаемых окаменелых «образцов смеха» не сохранилось, исследователи считают, что первыми стали смеяться наши древнейшие предки от двух до четырёх миллионов лет назад. Смех тогда звучал как серия резких коротких выдохов, поскольку произносить звуки типа «ха-ха-ха» гоминиды ещё не умели. Некоторые специалисты даже считают смех первым зачатком языка.
Слайд 15

ЧТО ВЫЗЫВАЕТ СМЕХ? Учёные полагают, что смех вызывается, как правило, несуразицей

ЧТО ВЫЗЫВАЕТ СМЕХ?

Учёные полагают, что смех вызывается, как правило, несуразицей —

ошибкой, несовпадением результата с намерениями или ожиданиями (отсюда неожиданный конец всех анекдотов). Мы смеёмся также, чтобы выйти из стресса, снять недоразумение в общении.
Слайд 16

СМЕЙТЕСЬ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ Итак, мозг не может переварить неожиданную, непривычную, парадоксальную

СМЕЙТЕСЬ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Итак, мозг не может переварить неожиданную, непривычную, парадоксальную информацию

и сам себя блокирует. Он начинает функционировать в режиме "ошибки". Отключается. Этот процесс является одним из самых удивительных источников наслаждения. Чем больше человек смеется, тем крепче его здоровье. Смех замедляет старение и уменьшает последствия стресса.
Слайд 17

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СМЕХ Частота и использование смеха меняются в зависимости

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СМЕХ

Частота и использование смеха меняются в зависимости от

эпохи (сегодня люди смеются меньше, чем сто лет назад), от возраста (ребёнок смеётся в 20 раз больше взрослого), от национальной культуры (европейцы смеются меньше, чем африканцы) и от пола (женщины смеются чаще мужчин).
Слайд 18

КТО ЧАЩЕ СМЕЕТСЯ Как показал американский гелатолог Роберт Провайн, при разговоре

КТО ЧАЩЕ СМЕЕТСЯ

Как показал американский гелатолог Роберт Провайн, при разговоре между

собой женщины смеются больше, чем беседующие мужчины. Зато мужчины больше склонны шутить, вызывать смех. Известно, что в каждом школьном классе есть свой шут — и это всегда мальчик. И среди профессиональных комедиантов и юмористов явно преобладают мужчины.
Слайд 19

«СМЕШНАЯ» СТАТИСТИКА Резко выдыхаемый при смехе воздух может достигать скорости 120

«СМЕШНАЯ» СТАТИСТИКА

Резко выдыхаемый при смехе воздух может достигать скорости 120 километров

в час. Эти выдохи сопровождаются звуками, напоминающими чаще всего гласные А, О или И и повторяющимися в среднем каждые 210 миллисекунд.
Слайд 20

СМЕХ ЗАРАЗИТЕЛЕН Известна заразительность смеха. Её используют в юмористических передачах, проигрывая

СМЕХ ЗАРАЗИТЕЛЕН

Известна заразительность смеха. Её используют в юмористических передачах, проигрывая за

кадром заранее записанный смех. Причины такой заразительности пока не раскрыты гелатологами, но известны целые смеховые эпидемии. Так, в одной из школ Танзании в 1962 году группа девочек, начав над чем-то хихикать, не могла остановиться. Смех перешёл в истерический и распространился на несколько окрестных деревень, откуда ученицы приходили в школу.
Слайд 21

ЭПИДЕМИЯ СМЕХА Эпидемия смеха в Танганьике — случай массовой истерии или

ЭПИДЕМИЯ СМЕХА

Эпидемия смеха в Танганьике — случай массовой истерии или психической

эпидемии, который имел место в 1962 году в Танганьике (ныне Танзания). ... Три ученицы начали бесконтрольно смеяться и плакать, их смех заразил 95 из 159 школьниц, возрастом от 12 до 18 лет. Смех продолжался от нескольких часов до 16 дней.
Слайд 22

ЕЩЕ РАЗ: СМЕХ ПОЛЕЗЕН Если уж говорить о медицинском аспекте смеха,

ЕЩЕ РАЗ: СМЕХ ПОЛЕЗЕН

Если уж говорить о медицинском аспекте смеха, надо

упомянуть, что, по многим данным, смех усиливает иммунную систему, способствует выработке в мозге естественных обезболивающих веществ — эндорфинов, помогает дышать глубже и тренирует дыхательные мышцы.
Слайд 23

КАКИЕ ЖЕ ЭМОЦИИ ПЕРЕДАЕТ СМЕХ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ? Конечно, это проявление

КАКИЕ ЖЕ ЭМОЦИИ ПЕРЕДАЕТ СМЕХ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ?

Конечно, это проявление

радости. Человек сообщает окружающим, что ему хорошо, что он нашел решение какой-то сложной проблемы, и приглашает окружающих разделить его хорошее настроение.
Для установления контакта с собеседником или группой лиц, иногда с аудиторией. Ведь если мы смеемся вместе, то, значит, мы думаем одинаково, имеем общие интересы, разделяем общие моральные ценности.
Смех может приобретать характер злорадства, когда мы вместе смеемся над общим врагом. Соединяя интеллект и эмоции, смех может быть сильным оружием, демонстрацией своего бесстрашия и способности противостоять злу. Н. В. Гоголь заметил: «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится».
Слайд 24

СМЕХ И ЮМОР Ученые различают смех и юмор. Юмор — это

СМЕХ И ЮМОР

Ученые различают смех и юмор. Юмор — это гораздо

более позднее приобретение человека, чем смех, и он основан на более тонкой игре разума, неожиданных ассоциациях и соединении, казалось бы, несоединимого.
Слайд 25

САТИРА происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных — сатиров.

САТИРА

происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных — сатиров.
связано

и со словом satura, означавшим в простонародьи блюдо из мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами) и на присутсвие в сатире самых разнообразных описаний всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, которые имели строго ограниченную и определенную область изображения.
Слайд 26

КОМИЗМ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ САТИРЫ Смех всегда является огромным средством социального

КОМИЗМ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ САТИРЫ
Смех всегда является огромным средством социального

воздействия. «...Во всей морали нет лекарства более действительного, более сильного, чем выставление на вид смешного» Лессинг, Гамбургская драматургия
Слайд 27

ИРОНИЯ Ее построить несложно. Это делается следующим образом. Достаточно сделать вывод

ИРОНИЯ

Ее построить несложно. Это делается следующим образом. Достаточно сделать вывод или

оценить что-то словами, которые были бы контрастны к словам, напрашивающимся в данном контексте. Т.е. даем прямо противоположную оценку.
Примеры:
Сказать лодырю: – Да ты заслуженный герой труда, трудоголик, работаешь не покладая рук.
Человеку, который пьет и курит – Ведешь здоровый образ жизни?
Слайд 28

ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ. Комичность построена на использовании слов с несколькими (больше одного) значениями.

ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ.

Комичность построена на использовании слов с несколькими (больше одного) значениями. Алгоритм

простой:
1) заметили слово, у которого есть еще значения
2) выбрали значение отличное от предыдущего и подходящее для данного случая
3) употребили.
Примеры:
Штрилиц всю ночь топил печку. На утро она утонула.
Из окна дуло. Штирлиц прикрыл форточку и дуло исчезло.
Слайд 29

СКАЧОК Скачок от характеристик, объединенных общим признаком, к характеристике ничего общего

СКАЧОК

Скачок от характеристик, объединенных общим признаком, к характеристике ничего общего с

предыдущими не имеющей. Прием создается так: достаточно при перечислении родственных понятий, добавить к этой группе неродственное понятие, далекое.
Примеры:
Девушки любят молодых, длинноногих и политически грамотных мужчин (из фильма «Золотого теленок»)
Янычары не знают жалости ни к женщинам, ни к детям, ни к подпольным советским миллионерам (оттуда же).
Слайд 30

ПРИЧИНА Объяснение причины какого-то события. Причина берется как правило из другого,

ПРИЧИНА

Объяснение причины какого-то события. Причина берется как правило из другого, далекого

контекста, из другой реальности. Объяснение новой причиной, по которой что-то произошло, а не правильной, порождает комический эффект.
Примеры:
Учитель спрашивает Вовочку:
– Почему у тебя такие же ошибки как у твоей соседки по парте?
Вовочка:
– У нас же учительница одна!
Слайд 31

ЗАМЕЩЕНИЕ ОЖИДАНИЯ Большинство шуток – это и есть замещение ожидания. Мы

ЗАМЕЩЕНИЕ ОЖИДАНИЯ

Большинство шуток – это и есть замещение ожидания. Мы

как бы юмором обманываем мозг нашей аудитории. В хорошем смысле.
Этот прием выполняется в 2 шага.
1) Всеми способами у собеседника создается ожидание наступления какого-либо события.
2) Ожидание замещается другим исходом.
Примеры:
Начальник хочет, чтобы мы работали за троих. Хорошо еще, что нас пятеро
Слайд 32

ПРИМЕЧАНИЕ Примечание — это как бы упущенная важная деталь сообщения, о

ПРИМЕЧАНИЕ

Примечание — это как бы упущенная важная деталь сообщения, о которой

вдруг вспоминает говорящий. Чтобы появился комический эффект, примечание как бы обесценивает первую часть сообщения.
Примеры:
Прогулялся сегодня по улице. Как же много красивых девушек... Дома сидит
Слайд 33

СРАВНЕНИЕ НЕСРАВНИМОГО В жизни мы постоянно кого-то с кем-то сравниваем. Мы

СРАВНЕНИЕ НЕСРАВНИМОГО

В жизни мы постоянно кого-то с кем-то сравниваем. Мы привыкли

к тому, что сравнивают однотипные объекты: людей с людьми, бытовые приборы с бытовыми приборами и т.п. А вот если сравнить принципиально несравнимые объекты, лежащие в далеких сферах друг от друга – это кажется неожиданным, возникает абсурд и комический эффект.
Примеры:
Жизнь – как рояль: клавиша белая, клавиша черная… крышка.
Слайд 34

ДЕКОНСТРУКЦИЯ ЦИТАТ И КЛИШЕ Чтобы создать юмор, можно еще частично изменять

ДЕКОНСТРУКЦИЯ ЦИТАТ И КЛИШЕ

Чтобы создать юмор, можно еще частично изменять цитаты

и выражения, т.е. деконструировать их.
Примеры:
Закрой рот с той стороны.
Не боги горшки наполняют.
Слайд 35

ПАРАЛЛЕЛИЗМ В основе приема лежит принцип параллелизма. Т.е. 2 части выражения,

ПАРАЛЛЕЛИЗМ

В основе приема лежит принцип параллелизма. Т.е. 2 части выражения, или

2 выражения между собой сходны по структуре.
Примеры:
Бог выдумал сон, а дьявол – будильник.
Сомнительно, чтобы нас хоть раз посещал космический разум, зато, без сомнения, регулярно посещает вселенская глупость.
Слайд 36

ПРОТИВОРЕЧИЕ Это два взаимоисключающих события или утверждения сделанных в одном и

ПРОТИВОРЕЧИЕ

Это два взаимоисключающих события или утверждения сделанных в одном и том

же месте, в одно и то же время. Способ создания: берутся два противоречивых понятия и соединяются в одном предложении.
Примеры:
Индивидуальный подход ко всем одинаков.
Слайд 37

ДВА КОНТЕКСТА Нужно увидеть один и тот же предмет (название, слово,

ДВА КОНТЕКСТА

Нужно увидеть один и тот же предмет (название, слово, событие)

из разных реальностей, из разных контекстов.
Примеры:
Кому-то дома есть нечего, а у кого-то и домработница ворует.
Слайд 38

НАМЕК Позволяет говорящему передать смысл высказывания не напрямую, а косвенно. Причем

НАМЕК

Позволяет говорящему передать смысл высказывания не напрямую, а косвенно. Причем размытые

неявные высказывания, вроде бы скрывающие главные смысл, напротив только оголяют, обостряют его.
Примеры:
Слайд 39

ОСТРОУМИЕ НЕЛЕПОСТИ Заложено в самой ситуации, противоречащей здравому смыслу и повседневному

ОСТРОУМИЕ НЕЛЕПОСТИ

Заложено в самой ситуации, противоречащей здравому смыслу и повседневному опыту.

Доведение до абсурда. Смешной бред
Примеры:
И тогда он взял нож и застрелился.
Аренда пляжных зонтиков — ночью скидка 10%.
Слайд 40

МЕТАФОРЫ Употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии

МЕТАФОРЫ

Употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении,

аналогии
Слайд 41

SIMPLE TRUTH Технология построения шутки: Проанализируйте предложение. Отбросьте значение, которое напрашивается

SIMPLE TRUTH

Технология построения шутки: Проанализируйте предложение. Отбросьте значение, которое напрашивается в

контексте. И используйте слова буквально. Смотреть на все как ребенок. Буквальное понимание слов, фраз.
Примеры:
— Спорим, я могу сказать все столицы мира менее, чем за 30 сек?
— Ну давай.
— Все столицы мира менее чем за 30 сек
Подруга позвонила мне и говорит: «Приходи сегодня вечером, никого не будет дома». Я пришел. Никого не было дома.
Я зашел в ресторан. Там было объявление: «Завтраки подаются в любое время». Я заказал завтрак в эпоху ренессанса.
Слайд 42

КАК ПИСАТЬ СМЕШНО https://litschool.pro/how-to-write-funny/

КАК ПИСАТЬ СМЕШНО

https://litschool.pro/how-to-write-funny/

Слайд 43

КАК ПИСАТЬ ШУТКИ К КВН http://kvn.ru/static/how_to_write

КАК ПИСАТЬ ШУТКИ К КВН

http://kvn.ru/static/how_to_write

Слайд 44

КЛАССИФИКАЦИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ http://www.williamspublishing.com/PDF/5-8459-0801-9/part.pdf

КЛАССИФИКАЦИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

http://www.williamspublishing.com/PDF/5-8459-0801-9/part.pdf

Слайд 45

10 ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ЧЕМ УТЮГ ЛУЧШЕ МОПСА 1. Утюг гладит сам, мопса

10 ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ЧЕМ УТЮГ ЛУЧШЕ МОПСА

1. Утюг гладит сам, мопса

нужно гладить;
2. Утюг смирно стоит, где его поставили;
3. Утюгом можно защищаться, но сам он не укусит;
4. Утюг молчаливо переносит , если вы утром о нём забыли;
5. Утюг не лезет на стол сам;
7. Утюг не гадит;
9. Если что, утюг соседи возьмут себе с радостью;
10. Утюг не принесёт неожиданно потомство: шесть гибридов утюга с миксером – которые нужно пристроить.
Слайд 46

ПРИДУМАЙТЕ 10 способов уговорить девушку попрыгать

ПРИДУМАЙТЕ

10 способов уговорить девушку попрыгать

Слайд 47

АНЕКДОТ короткий шуточный рассказ, часто содержащий неожиданный поворот. Часто используется как

АНЕКДОТ 

короткий шуточный рассказ, часто содержащий неожиданный поворот. Часто используется как основа

для самостоятельной истории. Воспитывает чувство юмора. Недопустима пошлость и анекдоты с бородой.
Слайд 48

ШУТКА сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации.

ШУТКА

сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации. Задачи:

развлечение читателя, розыгрыш. Часто публикуется 1 апреля.
Слайд 49

САТИРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ критика определенных недостатков того или иного явления. Использует иронию,

САТИРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

критика определенных недостатков того или иного явления. Использует иронию,

насмешку, литоту, гиперболизацию. Чаще всего публикуется после нелепых действий или высказываний
Слайд 50

ПАРОДИЯ (Рабле, Сервантес, Роттердамский, Гоголь) - подражание, имитация. Предмет действия общественных,

ПАРОДИЯ

(Рабле, Сервантес, Роттердамский, Гоголь) - подражание, имитация. Предмет действия общественных,

государственных деятелей, политиков, народные традиции, особенности языка, внешность, поведение известных людей. Методы гипербола, гротеск, литота, ирония. Задача создать модель явления, имитировать его.
Слайд 51

ЖАНР- ПЕРЕДРАЗНИВАНИЕ Цель пародии - гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его

ЖАНР- ПЕРЕДРАЗНИВАНИЕ

Цель пародии - гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его содержания,

формы. Пародии бывают на литературные произведения, театральные постановки, кинофильмы и даже на песни, музыку, и бытовые ситуации.
Слайд 52

ЭПИГРАММА - в переводе с греческого "надпись на камне" - это

ЭПИГРАММА

- в переводе с греческого "надпись на камне" - это сатирическая

миниатюра, отличающаяся предельной сжатостью характеристики , объема критики, осмеяния. Она метит в определенный объект, в иных случаях бывает нацелена на отрицательное явление. Часто эпиграмма дается как текстовка к карикатуре.
Слайд 53

ПАМФЛЕТ сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение

ПАМФЛЕТ

сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того

героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла. (Эзоп, Писарев, Горький и др).