Литературные направления: Сентиментализм

Содержание

Слайд 2

Введение Сентиментализм (название происходит от слова «sentiments» – чувства) — умонастроение

Введение

Сентиментализм (название происходит от слова «sentiments» – чувства) — умонастроение в

западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление.
Сентиментализм зародился в Англии во второй половине 18-го века как первая попытка избавиться от засилья классицизма и рационализма вообще.
В Европе сентиментализм существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России – с конца XVIII до начала XIX века.
Слайд 3

В Англии… Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и

В Англии…

Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и т.

п., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе.

Подобно Томсону, Томас Грей, автор элегии «Сельское кладбище», оды «К весне» и др. старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер

Слайд 4

Автор знаменитых романов«Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754)

Автор знаменитых романов«Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754)

Сэмюэль Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы. Он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1759—1766) и «Сентиментального путешествия» (1768; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором.

Слайд 5

Во Франции… Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже

Во Франции…

Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько

подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

Под тем же влиянием создалась и «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) Жана-Жака Руссо, который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне.

Слайд 6

В России… Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского

В России…

Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника»

(1791–1792).
Его роман «Бедная Лиза» (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сентиментализмом отмечено и раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода «Элегии, написанной на сельском кладбище» Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд).

Слайд 7

Своеобразие сентиментализма лучше всего раскрывается в сравнении с классицизмом.

Своеобразие сентиментализма лучше всего раскрывается в сравнении с классицизмом.

Слайд 8

– направление третьего сословия, к которому дворяне относились свысока. Сентиментализм …вначале

– направление третьего сословия, к которому дворяне относились свысока.

Сентиментализм

…вначале прославлял

абсолютную монархию и жесткую иерархичность дворянского государства.

Классицизм

Кому выгодно?

Третье сословие (лат. tertius status, фр. tiers état) — во Франции старого порядка (с конца Средних веков до 1789 года) все группы населения за исключением привилегированных, а именно — дворянства и духовенства.

Слайд 9

Сентиментализм …превозносил мифических героев, царей и полководцев, а над третьим сословием

Сентиментализм

…превозносил мифических героев, царей и полководцев, а над третьим сословием смеялся.


Классицизм

…сочувственно изображает жизнь простого человека, незнатного и часто небогатого. Типичные герои: чувствительные купцы, честные гувернантки, трогательные «поселяне» и т.п.

Кого изображает?

Если для классицизма «знатный» означает «благородный», то для сентиментализма «знатный» – это «бессовестный».

Слайд 10

Сентиментализм …воспевает «общественное» (долг), то есть службу государству, а личным (чувствами)

Сентиментализм

…воспевает «общественное» (долг), то есть службу государству, а личным (чувствами) велит

безжалостно жертвовать ради великих целей.

Классицизм

…наоборот, воспевает чувство и частную жизнь простого, ничем для государства не замечательного человека.

Что воспевает?

Героиня одного из самых известных сентиментальных романов Сэмюэла Ричардсона – бедная, но добродетельная горничная Памела.

Слайд 11

Сентиментализм …взывает к разуму и только к разуму (потому что, по

Сентиментализм

…взывает к разуму и только к разуму (потому что, по Декарту,

разум – это «линия связи» между человеком и Богом).

Классицизм

…взывает к чувству и только к чувству, иногда сильно перегибая палку.

К чему взывает?

Знаменитый французский сентименталист Дени Дидро, заявил, что он «прощает все то, источником чего является страсть».

Слайд 12

Сентиментализм …любил высокие жанры: трагедию, героическую поэму, оду. Предпочитаемая форма –

Сентиментализм

…любил высокие жанры: трагедию, героическую поэму, оду. Предпочитаемая форма – стихи,

даже если речь шла о трагедии.

Классицизм

…использовал не только стихи, но и прозу. Сентименталисты изобрели несколько жанров:
1) семейно-бытовой роман
2) чувствительная повесть
3) мещанская драма
4) письма, дневники и
путешествия.

Излюбленные жанры

Слайд 13

Сентименталисты …видят человека простым и схематичным. В основном каждый их герой

Сентименталисты

…видят человека простым и схематичным. В основном каждый их герой наделен

всего одним каким-то свойством.

Классицисты

…заметили, что человек может быть сложен и противоречив (ветрен и добр; сначала поступает легкомысленно, а под конец раскаивается.

Изображение человека

От одного классицистического заблуждения сентименталисты так и не избавились: они честно продолжали делить героев на положительных и отрицательных.

Слайд 14

Сентименталисты …были уверены: закону, заповеди, разуму и долгу. Классицисты …считали: природе и чувству. Чему следовать?

Сентименталисты

…были уверены: закону, заповеди, разуму и долгу.

Классицисты

…считали: природе и чувству.

Чему

следовать?
Слайд 15

Сентименталисты …опасались дикой и непредсказуемой природы: и зверей в лесу, и

Сентименталисты

…опасались дикой и непредсказуемой природы: и зверей в лесу, и бури

на море, и вспышки человеческих страстей.

Классицисты

…любили все простое и естественное; цивилизацию, же наоборот, считали виновницей всех бед рода человеческого.

Природа или цивилизация?

Французский сентименталист Жан-Жак Руссо звал вернуться к идеалу «естественного человека», который не следует вычурной моде или искусственным выкрутасам этикета. Одевается просто, живет не в городе, а в сельской местности, сам трудится и довольствуется малым…