Жанровая система рассказов В. М. Шукшина

Содержание

Слайд 2

Введение Выбор темы обусловлен тем, что в последние годы повышается интерес

Введение

Выбор темы обусловлен тем, что в последние годы повышается интерес к

творчеству В.М.Шукшина, это связано с актуальными темами, поднимаемыми в его творчестве.
Слайд 3

Актуальность Без рассказов В. Шукшина уже невозможно рассматривать современный литературный процесс.

Актуальность

Без рассказов В. Шукшина уже невозможно рассматривать современный литературный

процесс. И хотя в этом жанре работают многие талантливые писатели наших дней, шукшинский рассказ блестяще демонстрирует динамизм, емкость, перспективность такого жанра. Рассказы обращают внимание на актуальные для сегодняшнего дня и вечные проблемы духовности, нравственности, утверждают совестливость, правду, любовь к человеку.
Слайд 4

Задачи 1.Углубить и расширить знания о творчестве В.М.Шукшина. 2. Проанализировать литературоведческую

Задачи

1.Углубить и расширить знания о творчестве В.М.Шукшина.
2. Проанализировать литературоведческую литературу

по теме исследования.
3.Изучить жанровую систему рассказов В.М.Шукшина.
4.Проанализировать рассказы В. Шукшина в соответствии с жанровой системой В.М.Шукшина.
5.Выявить актуальность проблем, поставленных в рассказах.
Слайд 5

«Вечный успех» Шукшина в публике и «вечный спор о Шукшине» в

«Вечный успех» Шукшина в публике и «вечный спор о Шукшине» в

критике. (Аннинский Л).

Жанровая система Шукшина складывалась под влиянием гуманистических тенденций общественной жизни на рубеже 1950-1960 г.г. Ведущее место в творчестве писателя этого периода занимает рассказ. Шукшин опубликовал 125 рассказов. В этих рассказах изображаются внешне вполне заурядные люди, живущие в разных деревнях или в маленьких провинциальных городках России в 60 — 70-е годы XX века. С шукшинскими героями ничего необычного не происходит, но в их жизни и характерах автор находит серьёзное содержание, общечеловеческий смысл.

Слайд 6

По мнению критиков, шукшинский герой «в кирзовых сапогах» (С.Залыгин)4 «пылит по

По мнению критиков, шукшинский герой «в кирзовых сапогах» (С.Залыгин)4 «пылит по

проселочным дорогам» (Л.Аннинский)2. Однако важен не только герой, но и ракурс его изображения. В простом, обыкновенном герое Шукшина интересует то, мимо чего проходили все, — душа. «Меня больше интересует «история души», и ради ее выявления сознательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует»16, — говорил Шукшин. В рассказе должен быть сюжет. Но для Шукшина сюжет - это характер персонажа. «Будет одна и та же ситуация, но будут действовать два разных человека, будет два разных рассказа - один про одно, другой совсем-совсем про другое». Шукшин пишет свой рассказ не ради того, чтобы рассказать забавный анекдот или интересную историю. Главное для него - характер героя, который через этот эпизод раскрывается читателю.
Слайд 7

Рассказ-судьба Любой рассказ можно отнести к тому или иному типу. «Рассказ-судьба»

Рассказ-судьба

Любой рассказ можно отнести к тому или иному типу. «Рассказ-судьба» довольно

редко встречается в прозе Шукшина. Рыбальченко Т. отмечает, что в нем «жизнь героя представлена от юности до старости или смертного исхода, и «изломы» его частной жизни тесно переплетены с судьбою народа. При этом жизнь человека дана не в хронике, не в биографии, а только в мысли-воспоминании и в переживании настоящего момента как последнего исхода судьбы».
Слайд 8

К этому типу можно отнести рассказ «Осенью», где жизнь Филиппа Тюрина

К этому типу можно отнести рассказ «Осенью», где жизнь Филиппа

Тюрина как раз представлена от юности, когда он «активничал», до старости, «осени» жизни. Его судьба открывается читателю именно через мысли-воспоминания, которые помогают Филиппу жить, страдая, с болью в сердце. Переживая момент встречи с мертвой Марьей, герой понимает, что для него это последняя ступень, за которой идет неизбежный конец. Один из главных переломных моментов в судьбе героя выпадает именно на «осень жизни», когда данное состояние подчеркивается и природными процессами. Это один из лучших рассказов Шукшина, несущий в себе глубокое гуманистическое содержание, отличающийся тонкостью психологического письма, грустно-лирической интонацией.
Слайд 9

Рассказ-характер Однако больше всего у Шукшина рассказов-характеров, например: «Экзамен», «Чудик», «Сапожки»,

Рассказ-характер

Однако больше всего у Шукшина рассказов-характеров, например: «Экзамен», «Чудик», «Сапожки»,

«Алёша Бесконвойный». Характер-совокупность психологических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. В характерах своих героев автор пытается разглядеть интересное, индивидуальное, поэтому часто персонажей Шукшина критики называют «чудиками». Чудик, сельский киномеханик, приезжает в гости к брату на Урал и, желая сделать приятное снохе, разрисовывает детскую коляску, чтобы ребёнок лежал в ней, как будто в корзине с цветами, а мамаша радовалась. Сельский шофёр Сергей Духанин, бесконечно любя свою жену и не умея высказать эту любовь, делает ей дорогой подарок — покупает городские красивые сапожки. Скотник Алёша Бесконвойный готов работать с утра до вечера, а в субботу, несмотря ни на какие уговоры, устраивает себе выходной и пять часов парится в бане, обдумывая без спешки свою жизнь, прошлую и настоящую.
Слайд 10

Рассказ-исповедь Сложно определить жанр рассказа «Миль пардон, мадам!». Думается, что это

Рассказ-исповедь

Сложно определить жанр рассказа «Миль пардон, мадам!». Думается, что это

рассказ-исповедь. Война «не отпускает» Броньку и через двадцать лет. Обострённая совестливость, неудовлетворённая жажда справедливости приводят к тому, что он лично хочет расквитаться с Гитлером. Странная история Броньки — это выплеснувшаяся душевная мука, исповедь о себе на войне. Бронькина история — это, как объяснял в одном интервью сам Шукшин, трагический «вопль души», показывающий, что человек не желает мириться со злом, но и не может уничтожить мировое зло.
Слайд 11

Шукшин изобразил Броньку сочувственно, так как понял, что «человеческая душа мечется

Шукшин изобразил Броньку сочувственно, так как понял, что «человеческая душа

мечется и тоскует, если она не возликовала никогда, если не исполнила своего предназначения». Он ненавидел фашистов, но эта ненависть не могла проявиться в воинском подвиге — и душа его тоскует. Исследователь творчества В. Шукшина критик В. Коробов объясняет смысл выдуманной Бронькой Пупковым истории: «Эта странная выдуманная история — принародное покаяние героя, выплеснувшаяся наружу сердечная мука, маета, исповедь, казнь самого себя. Только таким образом он получает некоторое недолгое душевное облегчение... Война, правда войны, всенародная трагедия — вопиет в Броньке Пупкове».
Слайд 12

Рассказ-анекдот Рассказ-анекдот как «самый мелкий» вид рассказа был выделен самим писателем

Рассказ-анекдот

Рассказ-анекдот как «самый мелкий» вид рассказа был выделен самим писателем в

его рабочих записях в 1981году. Эта жанровая разновидность малой прозы В.М. Шукшина была отмечена исследователями его творчества как жанр с «центростремительными силами», как «комическое действенное объяснение сути типа или личности», как «короткий способ извлечения сути характера героя, как скрытая, неназойливая дидактика». Рассказ-анекдот характеризуется острой внешнесобытийной ситуацией, выходя из которой герой «неожиданно для себя оказывается «в дураках», признаками смеховости, игрового начала, парадоксальности, краткости.
Слайд 13

Ему свойственна простая схема: в абсолютном начале дается краткая экспозиционная часть,

Ему свойственна простая схема: в абсолютном начале дается краткая экспозиционная часть,

далее следует внутренняя речь или сразу диалог, в конце — завершающая реплика персонажа, иногда сопровождаемая кратким авторским заключением. Кульминационный момент смещается к концу рассказа. К рассказам-анекдотам можно отнести следующие рассказы Шукшина: «Критики», «Степка», «Волки, «Раскас», «Митька Ермаков», «Ораторский прием», «Дебил», «Пост скриптум», «Версия», «Три грации». Мы остановимся на рассказах «Дебил» и «Раскас».
Слайд 14

Заключение Шукшин - самый русский из всех современных русских писателей, книги

Заключение

Шукшин - самый русский из всех современных русских писателей, книги которого

стали «историей души» русского человека. Жанровые признаки рассказа как малой эпической формы имеют свою, шукшинскую типологию. В рассказах Шукшина на протяжении всей его творческой жизни наблюдается углубление исследования характера героя, что меняет сам жанр рассказа. Если в одних рассказах сюжет фиксировал ситуацию таким образом, что высвечивал характер героя, то в центре повествования других оказывалась неразделимость характера и судьбы