- Главная
- Литература
- Жизнь – яркими красками. К 150-летию со дня рождения Ф.А. Малявина
Содержание
- 2. Филипп Андреевич Малявин (1869–1940) – художник яркой творческой индивидуальности, стремившийся найти живописный эквивалент русской самобытности. Малявину,
- 3. Созданные студентом Академии художеств Филиппом Малявиным образы молодых крестьянок, для которых моделями служили его родные и
- 4. В ранних крестьянских портретах Малявина зрителей покоряла сила образов, идущая от цельности характера, от человеческого достоинства
- 5. В этюде «Крестьянская девочка» (1890-е) скупая гамма красок позволяет сосредоточить внимание на облике девочки, её прелестной
- 6. Студент Малявин не расставался с альбомом, постоянно рисовал натурщиков, однокурсников, педагогов. Новые оттенки в творчество молодого
- 7. На очередной выставке Московского общества любителей художеств «Портрет Сомова» (1895) был удостоен первой премии. На холсте
- 8. Написанная в качестве конкурсной работы в Академии художеств, картина «Смех» изображала озорных, хохочущих крестьянок в ярких
- 9. Двадцать лет спустя Люксембургский музей в Париже стал обладателем следующего многофигурного полотна художника – «Три бабы»
- 10. Сильная, горделивая, величавая красавица, завораживающая скрытой силой, сдержанным темпераментом, изображена на полотне «Девка» (1903). Малявин придаёт
- 11. «Баба в жёлтом» (1903) – олицетворение душевного и физического здоровья, искреннего и непринуждённого веселья. Искрящееся веселье
- 12. «Вихрь» (1906) – центральное произведение творчества Малявина. «Эти заполняющие весь холст четыре или пять обнявшихся и
- 13. Картина ошеломляла яркостью колорита, композицией, в которой большую часть полотна занимали взвихренные движением сарафаны баб. Среди
- 14. Имеется в музее и живописное полотно Филиппа Малявина. В 1927 году у частного лица был приобретён
- 15. Женские крестьянские образы второго десятилетия ХХ века отличаются от предшествующих работ мастера напряжённым звучанием. Малявин предпочитает
- 16. Замкнутая, оторопело позирующая, героиня полотна «Верка» (1913) похожа на ожившего идола и трогательна в своей робости
- 17. Филипп Малявин создал свой графический стиль, его рисунки отличаются гармоническим сочетанием лёгкой линии с насыщенным пятном.
- 18. Виртуозным мастером рисунка Малявин предстаёт в серии выразительных портретных зарисовок В.И. Ленина в Кремле, относящихся к
- 20. Скачать презентацию
Филипп Андреевич Малявин (1869–1940) – художник яркой творческой индивидуальности, стремившийся найти
Филипп Андреевич Малявин (1869–1940) – художник яркой творческой индивидуальности, стремившийся найти
Неиссякаемая жизненная удаль крестьянок, их сложная для восприятия психологическая характеристика переданы в произведениях художника с захватывающей силой. Напряжение цветовых контрастов, красочная карусель мазков – характерные черты творческой манеры художника, его смелая живопись подчёркнуто декоративна. Яркие русские сарафаны, пёстрые платки и шали с пышными цветами давали художнику возможность расплескать по холсту чистые, звучные краски.
Цвет приобретает в творчестве Малявина самостоятельное значение. В картинах художника впервые после древнерусской иконописи зазвучал в полную силу красный цвет. Огненные созвучия, рождавшиеся под его кистью, завораживали зрителей. Малявин сам готовил краски, чтобы поднять силу цвета своих холстов.
Крестьянки. 1904
Созданные студентом Академии художеств Филиппом Малявиным образы молодых крестьянок, для
Созданные студентом Академии художеств Филиппом Малявиным образы молодых крестьянок, для
Портрет сестры «За книгой» свободен от шаблона, сентиментальности, идеализации. Крестьянская девушка изображена взволнованной прочитанным, думающей, мечтающей. Модель взята в резком повороте, подобное решение вносит в портрет движение, беспокойство, которое усиливается цветовой неоднородностью фона. Худое, отмеченное печатью болезни лицо привлекает одухотворённостью, естественностью, затаённой печалью.
Крестьянка, закрывающая свиткой рот. 1894
За книгой. 1895
В ранних крестьянских портретах Малявина зрителей покоряла сила образов, идущая от
В ранних крестьянских портретах Малявина зрителей покоряла сила образов, идущая от
Портрет сестры «За книгой» и написанный одновременно с ним этюд «Крестьянская девушка с чулком» (очень цельный, передающий прелесть молодости, наполненный воздухом и солнечным светом), экспонированные на выставке картин Московского общества любителей художеств, были куплены Павлом Михайловичем Третьяковым для своей галереи.
Крестьянская девушка. Портрет сестры художника П.А. Москалёвой. 1899
В этюде «Крестьянская девочка» (1890-е) скупая гамма красок позволяет сосредоточить внимание
В этюде «Крестьянская девочка» (1890-е) скупая гамма красок позволяет сосредоточить внимание
Студент Малявин не расставался с альбомом, постоянно рисовал натурщиков, однокурсников, педагогов.
Студент Малявин не расставался с альбомом, постоянно рисовал натурщиков, однокурсников, педагогов.
Портрет И.Э. Грабаря. 1895
Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой. 1896
На очередной выставке Московского общества любителей художеств «Портрет Сомова» (1895) был
На очередной выставке Московского общества любителей художеств «Портрет Сомова» (1895) был
На малявинском портрете Сомов серьёзен, вдумчив, погружён в свои переживания; напряжённый и одновременно отсутствующий взгляд скользит поверх зрителя.
Малявин решает в портрете трудные живописные задачи: смело пишет фигуру в светлой блузе на светлом фоне стены, а бледную руку Сомова на фоне белой блузы, поражая зрителя богатством форм и оттенков цвета.
Написанная в качестве конкурсной работы в Академии художеств, картина «Смех» изображала
Написанная в качестве конкурсной работы в Академии художеств, картина «Смех» изображала
Совет профессоров Академии художеств отверг полотно, медали выпускник не был удостоен, звание художника Малявин получил за портретные работы. Золотой медалью картина «Смех» отмечена позже, на Всемирной выставке 1900 года в Париже, куда она была отправлена в составе экспонатов русского отдела. Через год экспонированное на международной выставке искусств в Венеции полотно было приобретено венецианским Музеем современного искусства.
Смех. Эскиз картины . 1899
Двадцать лет спустя Люксембургский музей в Париже стал обладателем следующего многофигурного
Двадцать лет спустя Люксембургский музей в Париже стал обладателем следующего многофигурного
«Бабы» и «Девки», принёсшие Малявину мировую известность, отличались от его ранних крестьянских портретов. Художник открыл отечественному искусству новый тип русской крестьянки: гордой, величавой, дерзко независимой. Его героинями стали жительницы рязанских деревень в их ярких, затканных пёстрыми узорами одеждах. Он пишет лица грубыми, фигуры мощными, строит изображение на резких контрастах ярких тонов, кладёт краску большими динамичными мазками. В создании художественного образа главную роль играет колорит, богатый, насыщенный, сверкающий.
Сильная, горделивая, величавая красавица, завораживающая скрытой силой, сдержанным темпераментом, изображена на
Сильная, горделивая, величавая красавица, завораживающая скрытой силой, сдержанным темпераментом, изображена на
От «Смеха» и до «Вихря» произведения художника составляют одну серию, один грандиозный хоровод кружит многочисленных малявинских «Баб» и «Девок».
«Баба в жёлтом» (1903) – олицетворение душевного и физического здоровья, искреннего
«Баба в жёлтом» (1903) – олицетворение душевного и физического здоровья, искреннего
В картине «Баба» (1903) манера письма широкими мазками, интенсивная красочная гамма полотна, каскад оранжевых потоков краски в сарафане, заполняющем пространство холста вихреобразным движением складок, способствуют впечатлению монументальности и эмоционального звучания образа. Контраст холодного бесстрастного лица и бушующего потока в фоне и одежде усиливает впечатление движения, беспокойства. Недосказанность, загадочность, затаённость хранит этот образ.
«Вихрь» (1906) – центральное произведение творчества Малявина. «Эти заполняющие весь холст
«Вихрь» (1906) – центральное произведение творчества Малявина. «Эти заполняющие весь холст
Картина ошеломляла яркостью колорита, композицией, в которой большую часть полотна занимали
Картина ошеломляла яркостью колорита, композицией, в которой большую часть полотна занимали
Художника увлекла стихия цвета, полотно залил, разгулялся на нём красный цвет. Задор, буйство, стихийность образов, пламенеющие краски картины никого не оставляла равнодушным. Картина «Вихрь» празднична, радостна, пластикой живописи на холсте выражена широта русской натуры, её удаль и размах. Полотно было приобретено советом Третьяковской галереи.
Вихрь. 1906. Деталь
Имеется в музее и живописное полотно Филиппа Малявина. В 1927 году
Имеется в музее и живописное полотно Филиппа Малявина. В 1927 году
Фигура мальчика написана в полный рост и дана в сложном повороте. При сдержанной красочной гамме в портрете преобладают контрастные цветовые пятна. Выделяется холодный белый тон рубашки, подчёркивающий нежный цвет лица, яркость губ, румянец щёк. Выразительно передана живость и подвижность мальчика.
Краснодарский краевой художественный музей располагает рисунком Малявина «Баба» к картине «Вихрь».
Женские крестьянские образы второго десятилетия ХХ века отличаются от предшествующих работ
Женские крестьянские образы второго десятилетия ХХ века отличаются от предшествующих работ
«Баба» (1916) характерна для крестьянских портретов 1910-х годов. Лицо портретируемой выдаёт волевой характер, натуру суровую, упрямую, дерзкую. В лице подчёркнуто материальное, грубое, первозданное. Бурный, сочный мазок, насыщенность красного цвета подчёркивают внутреннюю динамику образа.
Две девки. 1910-е годы
Замкнутая, оторопело позирующая, героиня полотна «Верка» (1913) похожа на ожившего идола
Замкнутая, оторопело позирующая, героиня полотна «Верка» (1913) похожа на ожившего идола
Ясная композиция, чёткий силуэт фигуры, почти полностью заполняющей пространство, низкий горизонт, крепко и темпераментно наложенный мазок придают образу монументальность.
Филипп Малявин создал свой графический стиль, его рисунки отличаются гармоническим сочетанием
Филипп Малявин создал свой графический стиль, его рисунки отличаются гармоническим сочетанием
Малявин использовал необыкновенное разнообразие линии, формирующей объём. От жирной, густо-чёрной до тонкой, легко проведённой остриём карандаша. Художник любил сохранять в рисунках белую поверхность листа бумаги, оживляя её игрой линий и пятен, из которых рождается образ.
В рисунке «Женская голова в платке» художник, пользуясь графитным карандашом, создал полное впечатление красочности, цветистости узорного платка.
Рисунок «Автопортрет в шапке» – образец почти полного отсутствия линии: легчайшими касаниями мягкого карандаша положены чуть заметные тени, моделирующие форму. Мастерски передана графитом фактура каракулевой шапки, курчавость мелких завитков, их мягкость и шелковистость.
Виртуозным мастером рисунка Малявин предстаёт в серии выразительных портретных зарисовок
В.И.
Виртуозным мастером рисунка Малявин предстаёт в серии выразительных портретных зарисовок В.И.
Роскошное богатство узора изумляет в рисунке «Крестьянка в узорном платке». Штрихи цветными карандашами растекаются, расцветая букетами нарядных цветов в вихреобразном движении, в разных направлениях и неожиданных сочетаниях.