Этика от обезьянок до андроидов

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Зачет по блоку «этика»= практические задания+посещение+итоговое оценивание Практические задания посещение 70%

Зачет по блоку «этика»= практические задания+посещение+итоговое оценивание Практические задания посещение 70% занятий и

выше – 10 б эссе —10 б журналистский материал на этически сложную тему или мудборд— -10б практическое задание по деловой коммуникации - 10 б итоговое оценивание: анализ кейса – 30 б Минимум для зачета - 50 баллов
Слайд 7

Чтобы ответить на вопрос, нужна ли вам этика, вам нужно ответить

Чтобы ответить на вопрос, нужна ли вам этика, вам нужно ответить

на вопрос, хотите ли вы быть свободными
Слайд 8

Этика — это система неформальных договоренностей о том, как жить, что

Этика — это система неформальных договоренностей о том, как жить, что

хорошо и плохо, которая пересобирается в режиме реального времени
Слайд 9

Государство помогает людям быть этичными с помощью законов

Государство помогает людям быть этичными с помощью законов

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Но законы не всегда хороши и справедливы. И люди должны взять

Но законы не всегда хороши и справедливы. И люди должны взять

на себя ответственность за свои решения сами.
Слайд 13

Чем выше уровень свободы в обществе, тем больше люди вынуждены обсуждать неформальные правила взаимного сосуществования

Чем выше уровень свободы в обществе, тем больше люди вынуждены обсуждать

неформальные правила взаимного сосуществования
Слайд 14

Слайд 15

Этика и откуда она взялась. Добры ли животные? Спойлер: так просто выгоднее

Этика и откуда она взялась. Добры ли животные?

Спойлер: так просто

выгоднее
Слайд 16

Этикет — не про ложки и вилки, а как способ жить

Этикет — не про ложки и вилки, а как способ жить без

войн

Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и нелакированный керамический чайник.

Слайд 17

Добры ли дети? Смотря когда Шесть этапов нравственного развития подразделяются на

Добры ли дети? Смотря когда

Шесть этапов нравственного развития подразделяются на три

уровня: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный.
Слайд 18

Уровень 1. Доконвенциональный. 1. Ориентация на наказание и послушание (Как я

Уровень 1. Доконвенциональный.
1. Ориентация на наказание и послушание (Как я могу

избежать наказания?)
2. Наивная гедонистическая ориентация (Какая здесь польза для меня?)
Уровень 2. Конвенциональный.
3. Ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе (социальные нормы, модель «хорошего ребёнка»)
4. Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (Мораль соответствует правилам и законам)
Уровень 3. Постконвенциональный
5. Утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора (социальный контракт)
6. Универсальные этические принципы (собственные нравственные принципы и совесть как регулятор)
Слайд 19

Моральная дилемма В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было

Моральная дилемма

В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было

только одно лекарство, которое, по мнению докторов, могло бы её спасти. Это была форма радия, недавно открытая фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цену в 10 раз больше. Он заплатил 400 долларов за радий, а назначил цену 4000 долларов за небольшую дозу радия. Муж больной женщины, Хайнц, пошел ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег и использовал все легальные средства, но смог собрать лишь около 2000 долларов. Он сказал фармацевту, что жена умирает и просил его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: «Нет, я открыл лекарство и собираюсь хорошо на нём заработать, использовав все реальные средства». И Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство.
Слайд 20

Вопросы для моральной дилеммы Должен ли Хайнц украсть лекарство? Почему да

Вопросы для моральной дилеммы

Должен ли Хайнц украсть лекарство? Почему да

или нет?
Хорошо или дурно для него украсть лекарство?
Почему это правильно или дурно?
Есть ли у Хайнца обязанность или обязательство украсть лекарство? Почему да или нет?
Если бы Хайнц не любил свою жену, должен ли был он украсть лекарство для неё? Почему да или нет?
Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц стащить лекарство для чужого? Почему да или нет?
Предположим, что это домашнее животное, которое он любит. Должен ли Хайнц украсть, чтобы спасти любимое животное? Почему да или нет?
Важно ли для людей делать всё, что они могут, чтобы спасти жизнь другого? Почему да или нет?
Воровать — противозаконно. Дурно ли это в моральном отношении? Почему да или нет?
Вообще, должны ли люди пытаться делать всё, что они могут, чтобы повиноваться закону? Почему да или нет?
Осмысливая снова дилемму, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Хайнцу? Почему?
Слайд 21

Задание 1. Пройти тест

Задание 1. Пройти тест

Слайд 22

Хорошо – это когда не ругают Стадия 1: ребёнок стремится быть

Хорошо – это когда не ругают

Стадия 1: ребёнок стремится быть послушным,

потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка для него ещё не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребёнок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания.
Слайд 23

Хорошо – это когда хвалят Стадия 2: поступки ребёнка ориентированы на

Хорошо – это когда хвалят

Стадия 2: поступки ребёнка ориентированы на получение

вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды.
Слайд 24

Хорошо – это когда всем нравится Стадия 3: ребёнок в состоянии

Хорошо – это когда всем нравится

Стадия 3: ребёнок в состоянии оценить

свое поведение с точки зрения моральных принципов, принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд, и хочет быть «хорошим ребёнком» в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается.
Слайд 25

Хорошо – это когда по закону Стадия 4: ребёнок осознает существование

Хорошо – это когда по закону

Стадия 4: ребёнок осознает существование

законов, принятых в обществе, и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется
Слайд 26

Хорошо у каждого уникально Стадия 5: мир рассматривается как содержащий различные

Хорошо у каждого уникально

Стадия 5: мир рассматривается как содержащий различные мнения,

права и ценности. Эти мнения, права и ценности необходимо уважать как уникальные для каждого человека или сообщества. Законы рассматриваются как социальные контракты, а не жёсткие указания. Те, которые не способствуют общему благосостоянию, должны быть изменены, когда это необходимо для достижения «наивысшего блага для наибольшего числа людей».[Это достигается за счёт решения большинства и неизбежного компромисса. Демократическое правительство якобы основано на пятом этапе рассуждений.
Слайд 27

Хорошо – это когда по-другому нельзя Стадия 6: мораль основана на

Хорошо – это когда по-другому нельзя

Стадия 6: мораль основана на абстрактных

рассуждениях с использованием универсальных этических принципов. Законы действуют лишь постольку, поскольку они основаны на справедливости; более того, приверженность справедливости несёт за собой обязательство не подчиняться несправедливым законам. В юридических правах отсутствует необходимость, так как социальный контракт не является существенным для деонтического морального действия. Действия в таком случае являются не средством, а самоцелью; люди совершают что-либо, потому что это правильно, а не потому что это поможет им избежать наказания, выгодно или задано юридически. Хотя Кольберг настаивал на шести стадиях, он обнаружил, что трудно идентифицировать людей, которые постоянно действуют на этом уровне.
Слайд 28

Этика = вечные проблемы X проблемы современности

Этика = вечные проблемы X проблемы современности

Слайд 29

Геминоид DK представляет собой точную копию профессора Хенрика Шарфе из Aalborg University .

Геминоид DK представляет собой точную копию профессора Хенрика Шарфе из Aalborg

University
.
Слайд 30

Специфика профессий, которые обладают своим кодексом этики Социальная значимость Работа с

Специфика профессий, которые обладают своим кодексом этики

Социальная значимость
Работа с людьми
Возможность

причинения вреда в глобальном масштабе
Слайд 31

Специфика журналистской этики Необязательна к соблюдению Журналист не несет прямой ответственности за несоблюдение Публичность последствий

Специфика журналистской этики

Необязательна к соблюдению
Журналист не несет прямой ответственности за

несоблюдение
Публичность последствий