Анатоль Виеру (1926-1998)

Слайд 2

Анатоль Виеру Румынский композитор, музыкальный ученый-теоретик, влиятельный преподаватель, дирижер. Увлекался разнообразными

Анатоль Виеру

Румынский композитор, музыкальный ученый-теоретик, влиятельный преподаватель, дирижер.
Увлекался разнообразными стилистическими направлениями:

от атональной музыки, румынского фольклора до языка массово-патриотической музыки.
Слайд 3

Родился в 1926 году в Яссах в еврейской семье. Обучался музыке

Родился в 1926 году в Яссах в еврейской семье.
Обучался музыке в

консерватории Бухареста у П.Константинеску (1946-1951), а позже в Московской консерватории (1951-1955) у А.Хачатуряна;
Был обладателем стипендии в Западном Берлине и защитил там диссертацию по музыкознанию;
Преподавал в Дармштадте, Иерусалиме, Нью-Йорке, Чикаго и других городах.
Выигрывал премии Энеску (1946), С.Кусевицкого (1966), Примия Гарера (1986).

Творческий путь

Слайд 4

Стиль, направления и наследие Анатоля Виеру Виеру был воспитан на традициях

Стиль, направления и наследие Анатоля Виеру

Виеру был воспитан на традициях румынской

классики и лучших образцах советской композиторской школы.
Фольклором пропитаны сочинения Виеру, написанные под впечатлением от музыки Прокофьева и Бартока (оратория «Миорица», 1956).
Погружаясь в творчество Энеску, Скрябина, Стравинского и Миссиана создал собственную теорию ладов на основе математических систем
Композитор писал музыку в разнообразных жанрах и для разных инструментов.
Среди его сочинений:
семь симфоний;
восемь струнных квартетов;
концерты;
оркестровые пьесы;
камерная музыка;
четыре оперы;
музыка к кинофильмам и др.
Его сын – Андрей Виеру – писатель, пианист и математик.
Слайд 5

Образ времени в сочинениях А. Виеру Эмоциональный мир композитора сводится к

Образ времени в сочинениях А. Виеру

Эмоциональный мир композитора сводится к следующему

высказыванию о нем: «Ощущение Времени, его незаметного, но необратимого течения и трагического бессилия человека перед вечностью».
Это отразилось в его сочинениях Клепсидра I, II, Экран, Решето, Эратосфера. Их музыкальная композиция представляет собой игру между постоянным «неподвижным» фоном «perpetuo» и прерывистыми краткими звуковыми вспышками – «эфемеридами», включающими элементы различных современных композиционных техник: сонорики, коллажа, алеаторики.
Оборотной стороной времени для композитора явилась идея Тишины, Молчания, нашедшая свое выражение в соченениях «Ступени тишины» для струнного квартета с ударными (1966-1967), I Симфонии «Ода тишине» (1966-1967).
Слайд 6

Симфония №1 «Ода тишине» Симфония была написана в 1966-1967 г. В

Симфония №1 «Ода тишине»

Симфония была написана в 1966-1967 г.
В этом сочинении

ощущение звуковысотности не играет никакой смысловой роли;
Музыка возникает из тембров, динамики и протяженности звуков, соотношении напряженности и расслабленности, мощи звучания и пауз как выражения крайней точки тишины.
Разбираясь в этимологии названия стоит отметить, что сочинение мыло написано в тоталитарном режиме и поэтому название симфонии символично (стремление к каменной вечности или политике?);
Эту симфонию часто соотносят с «Прометеем» Скрябина: антиподны, но их сближает модальная техника композиции и торжественный характер. Если Прометей говорит о каком-то начале, то Ода – предвещает конец света.
Музыкальный язык симфонии – атонален.
В симфонии одна часть, в которой три раздела.
Слайд 7

Первый раздел, это как бы, триумфальные двери Апокалипсиса, который ещё далек

Первый раздел, это как бы, триумфальные двери Апокалипсиса, который ещё далек

и незаметен.
Постепенно формируется оглушительный блок. Затем этот блок «вырезается», частично становясь пустотелым. Поэтому здесь задан вопрос о молчании, который рассматривается как мнимая, неявная, мечтательная часть реального звука.
Ода к тишине приводит к очевидному отрицанию идеи - увы, широко распространенной - что посттональная музыка не может породить чувство собственного ожидания. Здесь в первом разделе мы слышим предыкт.
Второй раздел «Оды тишины» представляет ожидание повторной экспозиции.
«В последнем разделе повторное воздействие происходит, когда оно не происходит: возобновление первого раздела делится на ожидание и достижение. что в конечном итоге оказывается тоже ожиданием. Таким образом, повторная экспозиция становится его собственным ожиданием. Угроза в чистом виде: предзнаменование предзнаменования, пророчество в бездне».

Симфония №1 «Ода тишине»