Что роднит музыку и изобразительное искусство?

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Музыка и изобразительное искусство очень связаны друг с другом. Музыка может

Музыка и изобразительное искусство очень связаны друг с другом. Музыка может

вызывать в воображении слушателей какие-либо образы, даже определенные картины.
Всматриваясь в картины мы может внутренним слухом услышать ту или иную музыку.
Слайд 4

Слайд 5

Есть множество картин, изображающих музыкантов-исполнителей, создающих образ этих эпох. Глядя на

Есть множество картин, изображающих музыкантов-исполнителей, создающих образ этих эпох.
Глядя на эти

картины
« мы слышим музыку»
Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из

«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из

10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях.
Слайд 9

М.П Мусоргский «Картинки с выставки». «Богатырские ворота»

М.П Мусоргский «Картинки с выставки». «Богатырские ворота»

Слайд 10

Опишите характер прослушанной пьесы. «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Опишите характер прослушанной пьесы.

«Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Эта

10 часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот.
Финальную пьесу сюиты Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. В ней снова слышны интонации темы «Прогулки», но здесь она становится величественной и торжественной.
Открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов.
Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!
Слайд 11

Сочиняя музыку композиторы обращаются к таким жанрам, характерным для изобразительного искусства,

Сочиняя музыку композиторы обращаются к таким жанрам, характерным для изобразительного искусства,

как портрет, пейзаж, орнамент, гравюра и другие .
Слайд 12

Валерий Кикта. Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»

Валерий Кикта. Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»

Слайд 13

Валерий Григорьевич Кикта написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески

Валерий Григорьевич Кикта написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески

Софии Киевской». Она посвящена 1500-летию Киева.
Композитор со­чинил её под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве главного православного храма Древней Руси, возведённого по велению русского князя Ярослава Мудрого в начале XI в.
Фреска - Настенная живопись, в древности называли стенную роспись по сырой штукатурке.
Орнамент - Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Слайд 14

Слушаем:В. Кикта. Фрески Софии Киевской. «Орнамент» «Орнамент» Какой жанр русского фольклора

Слушаем:В. Кикта. Фрески Софии Киевской. «Орнамент»

«Орнамент»

Какой жанр русского фольклора положен в

основу этой части?
2. Какому музыкальному инструменту Древней Руси подражает арфа?
3. Почему эта часть имеет название "Орнамент" и повторяется  в симфонии три раза?
Слайд 15

Музыкальные произведения, в которых усилена « изобразительность» музыка становится -« живописной»

Музыкальные произведения, в которых усилена « изобразительность» музыка становится -« живописной»
Живописные

полотна , в которых усилено музыкальное начало можно назвать- « звучащими»
Слайд 16

Смотрим и слушаем «картину моря» из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова

Смотрим и слушаем «картину моря» из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова

Слайд 17

Общие средства выразительности

Общие средства выразительности

Слайд 18

И композитора, и поэта и писателя и художника называют мастером

И композитора, и поэта и писателя и художника называют мастером

Слайд 19

Рассматривая произведения изобразительного искусства подумай, можно ли услышать живопись?

Рассматривая произведения изобразительного искусства подумай, можно ли услышать живопись?

Слайд 20

А вслушиваясь в музыкальное сочинение, можно ли увидеть музыку?

А вслушиваясь в музыкальное сочинение, можно ли увидеть музыку?

Слайд 21

Слайд 22

Итог урока Говоря о влиянии живописи на музыку, нужно сказать, что

Итог урока

Говоря о влиянии живописи на музыку, нужно сказать, что многие

понятия из области живописи вошли и в музыку. Музыканты сделали своим достоянием слова, ранее бывшие исключительной принадлежностью художников: гамма, тон и полутон, оттенок и нюанс, музыкальная краска, колорит, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные мелодии. Так музыкальное пространство получило не только очертания, оно обрело своих «обитателей», которые имеют свой неповторимый облик, цвет, колорит.
Слайд 23

Итог урока Музыкальное пространство дышит и пульсирует, расширяется и сужается, поражает

Итог урока

Музыкальное пространство дышит и пульсирует, расширяется и сужается, поражает красочностью

звуковых сочетаний и истончается до одного-единственного звука. Искусство звучащего пространства - такое определение вполне подходит для музыки, давно уже отданной во власть хоровых и оркестровых исполнений. Но даже помимо сложных многоголосных произведений: разве одинокий поющий голос - это не звучащее пространство?