Романтизм в творчестве Ф. Шуберта

Содержание

Слайд 2

ФРАНЦ ШУБЕРТ (1797-1828) Австрийский композитор. Вошёл в историю музыки как основоположник

ФРАНЦ ШУБЕРТ (1797-1828)

Австрийский композитор. Вошёл в историю музыки как основоположник музыкального романтизма

и создатель ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепианной миниатюры, романтической песни и программно-сюжетного вокального цикла.
Слайд 3

РОМАНТИЗМ Романтизм – литературное направление конца 18 – начала 19 века,

РОМАНТИЗМ

Романтизм – литературное направление конца 18 – начала 19 века, противопоставлявшее себя

классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм отражения. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Слайд 4

Шуберт — первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам Б.

Шуберт — первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам Б.

В. Асафьева, «радости и скорби жизни» так, «как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей». 
Слайд 5

Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано.

Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано.

Темы песен: любовная лирика, трагическое одиночество и природа. Один из крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием.
Слайд 6

Обогатив прежние песенные формы — простую и строфическую, репризную, многочастную, —

 Обогатив прежние песенные формы — простую и строфическую, репризную, многочастную, —

Шуберт создал и новый тип песни сквозного развития (с объединяющим в целое варьируемым мотивом в партии фортепиано), а также первые высокохудожественные образцы вокального цикла.
Слайд 7

В песнях Шуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте

В песнях Шуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте

(около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40; «Группа из Тартара», «Жалоба девушки»), В. Мюллера (циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), И. Майрхофера (47 песен; «Гребец»); среди других поэтов — Д. Шубарт («Форель»), Ф. Л. Штольберг («Баркарола»), М. Клаудиус («Девушка и Смерть»), Г. Ф. Шмидт («Скиталец»), Л. Рельштаб («Вечерняя серенада», «Приют»), Ф. Рюккерт («Привет», «Ты мой покой»), В. Шекспир («Утренняя серенада»).
Слайд 8

«ПРЕКРАСНАЯ МЕЛЬНИЧИХА» «Прекрасная мельничиха» — первый романтический вокальный цикл. Состоит из

«ПРЕКРАСНАЯ МЕЛЬНИЧИХА» 

«Прекрасная мельничиха» — первый романтический вокальный цикл. Состоит из 20

песен. Сочинён в 1823 году, за четыре года до второго цикла «Зимний путь». Это своеобразный роман в новеллах: каждая песня самостоятельна, но включена в общую линию развития сюжета, имеющего экспозицию, завязку, кульминацию и развязку. 
Слайд 9

Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой,

Песни отличаются непритязательными, сразу запоминающимися мелодиями в народном духе, в простой,

чаще всего куплетной форме. Фортепианное сопровождение нередко рисует картины романтически одушевленной природы: наряду с главным героем важнейшее место занимает образ его друга и утешителя-ручья.
Слайд 10

1."В ПУТЬ" Музыкальные средства песни «В путь» чрезвычайно просты и наиболее

1."В ПУТЬ"

Музыкальные средства песни «В путь» чрезвычайно просты и наиболее близки

к приемам народнопесенного творчества. Куплетное строение, опора на тонико-доминантовую гармонию, диатоничность мелодии, расположенной по аккордовым звукам, повторность отдельных попевок придают песне энергичный, бодрый характер
Слайд 11

20."КОЛЫБЕЛЬНАЯ РУЧЬЯ" Последняя песня — «Колыбельная ручья» — наполнена чувством тихой

20."КОЛЫБЕЛЬНАЯ РУЧЬЯ"

Последняя песня — «Колыбельная ручья» — наполнена чувством тихой печали

и меланхолии. Монотонное ритмическое покачивание и тоничность гармонии, мажорный лад, спокойный рисунок песенной мелодии создают впечатление покоя, примиренности