Чувство музыкального ритма

Содержание

Слайд 2

Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или

Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или

иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.
Слайд 3

Итак, что это за «чувство ритма», зачем оно, и как оно «работает»?

Итак, что это за «чувство ритма», зачем оно, и как оно

«работает»?
Слайд 4

Казалось бы, чувство ритма необходимо лишь в определенной профессиональной деятельности –

Казалось бы, чувство ритма необходимо лишь в определенной профессиональной деятельности –

музыкантам, танцорам, певцам и т.д. Но если задуматься, прислушаться, то вся наша жизнь пронизана ритмами, вибрациями, волнообразными последовательностями, неразрывно связанными с нашей жизнедеятельностью. И от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям, насколько мы их проживаем – зависит не только наше физическое и психическое самочувствие, но и такие понятия как: широта взглядов, мировоззрение, эмоциональная гибкость, готовность к восприятию новой информации и т.д.
Слайд 5

В основе любого ритма заложены две основных фазы: напряжение и расслабление.

В основе любого ритма заложены две основных фазы: напряжение и расслабление.

Можно

назвать их по-другому, в зависимости от проявления ритма: возбуждение - торможение, ускорение – замедление, сильная доля – слабая доля (в музыке), взлет – спад, сжимание – разжимание,  вдох – выдох;  а также:  полнолуние – новолуние, прилив – отлив, день – ночь, бодрствование – сон и т.д.
Слайд 6

Таким образом, воспитание чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету,

Таким образом, воспитание чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету,

но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы, через которое происходит более глубокое понимание жизненных процессов и природных явлений, а также регуляция внутренней деятельности организма и его взаимодействий с внешней средой.
Слайд 7

Чувство ритма это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая

Чувство ритма

это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная

деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.
Слайд 8

Основные особенности музыкального ритма.

Основные особенности музыкального ритма.

Слайд 9

Коснемся двух основных особенностей музыкального ритма и соответственно — музыкально-ритмического чувства.

Коснемся двух основных особенностей музыкального ритма и соответственно — музыкально-ритмического чувства.

Как

известно, функции музыкального ритма не исчерпываются моментами, связанными с измерением и организацией длительностей во времени. Будучи одним из «первоэлементов» музыки, выразительным средством, ритм почти всегда отражает эмоциональное содержание музыки, ее образно-поэтическую сущность. Это первая особенность ритма.
Слайд 10

Теснейшим образом ритм связан в музыке с передачей различных экспрессивных состояний

Теснейшим образом ритм связан в музыке с передачей различных экспрессивных состояний

человека, с проявлений его внутренней жизнедеятельности. Итак, ритм в музыке — категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная.
Слайд 11

Далее, чувство музыкального ритма — и это его вторая характерная особенность

Далее, чувство музыкального ритма — и это его вторая характерная особенность

— двигательно-моторно в своей основе.

Музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе, опосредуется его мышечным чувством. Без телесных ощущений ритма... не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело.

Слайд 12

Опорой чувства музыкального ритма становится двигательно-моторный аппарат музыканта-исполнителя с его предельно

Опорой чувства музыкального ритма становится двигательно-моторный аппарат музыканта-исполнителя с его предельно

дифференцированными, «ювелирными» пальцевыми операциями; опора такого рода вызывает к жизни значительно более утонченные, рафинированные ритмические проявления.
Слайд 13

Только хорошо «налаженная», достаточно надежная и прочная музыкально-исполнительская моторика (как принято

Только хорошо «налаженная», достаточно надежная и прочная музыкально-исполнительская моторика (как принято

говорить, техника игры на инструменте) может служить надлежащей опорой для развития чувства ритма. Напротив, неумелые физические действия при игре способны подчас деформировать, расстроить музыкально-ритмическое переживание, расшатать весь темпо-ритмический фундамент, на котором стоит учащийся-музыкант.