Септаккорд. Доминантовый септаккорд и его обращения

Содержание

Слайд 2

Запомни правило! Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, называется

Запомни правило!

Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, называется септаккордом.


Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы, откуда и происходит название аккорда.
Слайд 3

терция квинта прима терция прима квинта септима септима Тоны септаккорда (то

терция

квинта

прима

терция

прима

квинта

септима

септима

Тоны септаккорда (то есть, отдельные его звуки) имеют свои названия. Основной звук,

на котором строится септаккорд, называется "примой". Остальные звуки снизу вверх называются «терцией», «квинтой», «септимой» - и эти названия также универсальны и применимы к любому септаккорду на любой ступени любой тональности. Имена эти остаются закреплены за каждой нотой аккорда, независимо от взаимного расположения этих нот по высоте.
Слайд 4

В тональности септаккорд может быть построен на любой ступени гаммы. Как

В тональности септаккорд может быть построен на любой ступени гаммы.

Как и при построении трезвучий, при этом нужно использовать те звуки, которые входят в состав данной тональности.

Поскольку интервалы между ступенями в гамме неравны, то септаккорды, построенные на различных ступенях, могут оказаться различными по строению - точно так же, как это происходит и при построении простых трезвучий.

С dur

Слайд 5

Рассмотрим септаккорд V ступени С dur V(D) D7

Рассмотрим септаккорд V ступени

С dur

V(D)

D7

Слайд 6

Септаккорд на пятой ступени натурального мажора и гармонического минора называется доминантсептаккорд,

Септаккорд на пятой ступени натурального мажора и гармонического минора называется доминантсептаккорд,

так как в его основании находится трезвучие пятой ступени (доминанта).

соль

си

ре

фа

м3

м3

Б5/3

б3

м3

м3

б3

D5/3

С dur

Слайд 7

В результате поочередного переноса нижних звуков септаккорда образуются следующие его обращения:

В результате поочередного переноса нижних звуков септаккорда образуются следующие его обращения:


квинтсекстаккорд (D5/6), терцквартаккорд (D3/4), секундаккорд (D2).

Обращения доминантсептаккорда

У любого септаккорда, в том числе и D7
есть три обращения.

Слайд 8

ре си соль си ре соль ре соль си фа Обращение

ре

си

соль

си

ре

соль

ре

соль

си

фа

Обращение септаккорда – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором

из тех же самых звуков получается
новый родственный аккорд.

Он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены

фа

фа

фа

соль

си

ре

Слайд 9

МИ ДО соль ДО СОЛЬ МИ ДО МИ СОЛЬ м3 б3

МИ

ДО

соль

ДО

СОЛЬ

МИ

ДО

МИ

СОЛЬ

м3

б3

си ь

D7 = б3+м3+м3 D5/6 = м3 + м3 + б2

D3/4 = м3 + б2 + б3 D2 = б2 + б3 + м3

си ь

си ь

си ь

м3

м3

м3

м3

б2

б2

соль

ДО

МИ

б3

б3

б2

м3

Структура D7 и его обращений.

Слайд 10

D7 D5/6 D3/4 D7 = б3+м3+м3 D5/6 = м3 + м3

D7

D5/6

D3/4

D7 = б3+м3+м3 D5/6 = м3 + м3 + б2 D3/4

= м3 + б2 + б3 D2 = б2 + б3 + м3

D2

м3

м3

м3

м3

м3

м3

б3

б3

б3

б2

б2

б2

F dur

Слайд 11

Разрешение D7 и его обращений. Правило разрешения D7 и его обращений.

Разрешение D7 и его обращений.

Правило разрешения D7 и его обращений. Прима

- на месте. Терция - на полтона вверх. Квинта - на тон вниз. Септима - полтона вниз (dur), тон вниз (moll). Исключение: прима при разрешении D7 основного вида двигается скачком на кварту вверх в тонику.
Слайд 12

Разрешение D7 Разрешение D3/4 Разрешение D2 Разрешение D5/6 F dur F dur F dur F dur

Разрешение D7

Разрешение D3/4

Разрешение D2

Разрешение D5/6

F dur

F dur

F dur

F dur

Слайд 13

Построим от нот «РЕ», «ДО», «СИ» - D7 D7 М3 ?

Построим от нот «РЕ», «ДО», «СИ» - D7

D7

М3

?

?

?

?

Зная структуру любого обращения,

можно легко построить все аккорды, про которые вы сегодня узнали, от любого звука.

?

?

?

?

?

б3

б3

б3

М3

М3

М3

М3

М3

D7

D7

Слайд 14

D7 ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?

D7

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

D5/6

D3/4

D2

М3

М3

М3

М3

б2

б3

б3

б2

М3

М3

б2

б3

Построим от ноты «ми»
D7, D5/6, D3/4, D2.