Детский альбом Чайковского

Содержание

Слайд 2

Петр Ильич Чайковский Способности юного композитора проявились в раннем возрасте. Уже

Петр Ильич Чайковский

Способности юного композитора проявились в раннем возрасте. Уже с

5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано. А в восемь начал записывать свои первые музыкальные впечатления.
После себя Петр Ильич Чайковский оставил мировую славу композитора и дирижера . Его жизнь полностью посвящена музицированию. Более 80 произведений написано композитором. Это оперы и балеты, симфонии и концерты для фортепиано, сюиты и струнные квартеты.
Ярким музыкальным языком обладает «Детский альбом» Чайковского. Содержание цикла напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями. Фольклорность материла, удивительная мелодика сделали этот цикл востребованным и в наши дни.
Слайд 3

Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878

Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878

года. Чайковский находился в заграничном путешествии. В одном из писем к знакомым он сообщает о желании создать небольшой сборник легких пьес для детского исполнения. По аналогии с «Альбомом для юношества» Шумана.
Слайд 4

Содержание: 1- «Утренняя молитва». 2- «Зимнее утро». 3-«Игра в лошадки». 4-

Содержание:
1- «Утренняя молитва».
2- «Зимнее утро».
3-«Игра в лошадки».
4- «Мама».


5- «Марш деревянных солдатиков».
6- «Болезнь куклы».
7- «Похороны куклы».
8- «Вальс».
9- «Новая кукла».
10- «Мазурка».
11- «Русская песня».
12- «Мужик на гармонике играет».
13- «Камаринская».
14- «Полька».
15- «Итальянская песенка».
16- «Старинная французская песенка».
17- «Немецкая песенка».
18- «Неаполитанская песенка».
19- «Нянина сказка».
20- «Баба-Яга».
21- «Сладкая греза».
22- «Песня жаворонка».
23- «Шарманщик поет».
24- «В церкви».
Слайд 5

Утренний цикл Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро»,

Утренний цикл
Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра

в лошадки», «Мама». Чайковский «Детский альбом» писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении.
«Утренняя молитва». С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.
«Зимнее утро». Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.
«Игра в лошадки». Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.
Слайд 6

«Мама». Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные

«Мама». Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные

переживания находят свое отражение в гибкой интонации. Мелодичным голосоведением передает общение с мамой музыка. «Детский альбом» Чайковского проникнут богатыми нюансами гармонизации и детских переживаний.
Дневной цикл
Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем. «Детский альбом» Чайковского, содержание его дневного цикла в частности, имеет четкое подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы.
«Марш деревянных солдатиков». Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.
Слайд 7

«Болезнь куклы». Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными

«Болезнь куклы». Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными

средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.
«Похороны куклы». Первое детское горе всегда глубоко и значительно. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребенка.
«Вальс». Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передает Чайковский. «Детский альбом» (вальс в особенности) наполнен легкими аккордами, напевной мелодией, которая увлекает в кружение танца.
«Новая кукла». Радостью и счастьем проникнуто настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств – восторг, изумление, радость.
Слайд 8

Песни и танцы В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские

Песни и танцы
В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни

и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского.
«Детский альбом» передает всю непоседливость детского возраста. «Мазурка». Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка. «Детский альбом» Чайковский задумывал как насыщенность внутренних переживаний и действий ребенка. Поэтому даже в подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.
«Русская песня». Мелодия пьесы – обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.
«Мужик на гармонике играет». Эта пьеса – образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.
Слайд 9

«Камаринская». Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать

«Камаринская». Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать

звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.
«Полька». Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.
Песни дальних стран
Этот раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Колорит стран с легкостью передает композитор. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.
«Итальянская песенка». В ней Чайковский средствами музыкальной выразительности точно передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и порывистость.
Слайд 10

«Старинная французская песенка». Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность

«Старинная французская песенка». Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность

была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.
«Немецкая песенка». Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.
«Неаполитанская песенка». Звучание народных инструментов слышится в этой пьесе. Неаполь – один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.
Вечерний цикл
Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты. Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.
«Нянина сказка». Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.
Слайд 11

«Баба Яга». Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба

«Баба Яга». Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба

Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра – настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.
«Сладкая греза». И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.
«Песня жаворонка». Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним – и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром.
«Шарманщик поет». Протяжные звуки старинного инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.