Доклассический период в зарубежной музыкальной культуре

Содержание

Слайд 2

целеполагание:

целеполагание:

Слайд 3

Первые упоминания о музыкальной культуре датируются в XV веке до н.э.

Первые упоминания
о музыкальной культуре
датируются в XV веке до н.э. государства Угарита.

Глиняные таблички содержали
тексты гимнов и песнопений
Слайд 4

II век до н. э. в Двуречье. появляются первые музыкальные термины:

II век до н. э. в Двуречье.
появляются первые музыкальные термины: лад,

жанр, интервал, всего четырнадцать слов.


Слайд 5

Музыкальная запись Междуречья состояла из клинописи (клиновидные черточки), каждый знак обозначал два звука – интервал.

Музыкальная запись
Междуречья состояла
из клинописи (клиновидные
черточки), каждый знак
обозначал два звука –


интервал.


Слайд 6

Буквенная запись звуков обозначала лишь высоту звуков, но не фиксировала их длительность.

Буквенная запись звуков
обозначала лишь
высоту звуков, но не
фиксировала их длительность.

Слайд 7

Средневековое нотное письмо называли невмами ( от греч. «дыхание») – условные знаки передавали общее назначение мелодии.

Средневековое нотное письмо называли невмами ( от греч. «дыхание») – условные

знаки передавали общее назначение мелодии.
Слайд 8

Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного цвета

Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного

цвета ( красного и зеленого), которые были введены для удобства записи ориентировочно в VIII- X веке.
Слайд 9

В начале XI века Гвидо Аретинский ввел ещё две линии для

В начале XI века Гвидо Аретинский ввел ещё две линии для

записи нот. Невмы стали располагаться на четырех линиях и между ними, что гораздо точнее обозначало высоту звуков.
Слайд 10

Первые нотные записи В XI столетии невмы имели квадратный вид и записывались на четырех линейках.

Первые нотные записи

В XI столетии невмы имели квадратный вид и записывались

на четырех линейках.


Слайд 11

В XI веке музыкант и теоретик Гвидо Аретинский использовал левую руку для указания требуемой высоты тона.

В XI веке музыкант и теоретик Гвидо Аретинский использовал левую руку

для указания требуемой высоты тона.
Слайд 12

Романское название нот C D E F G A H

Романское название нот


C

D

E

F

G

A

H

Слайд 13

В XI веке монах Гвидо Аретинский впервые обозначил названия нот первыми

В XI веке монах Гвидо Аретинский впервые обозначил названия нот первыми

слогами слов молитвы к Иоанну Крестителю:
UT gueant laxis
REsonare fibris
Mira gestorum
FAmuli tuorum
SOLve pollutumi
LAbii reatum
Нота «СИ» считалась католической церковью не правильной и не признавалась до 17 века!


Слайд 14

Сольминизация: обозначение звуков слогами; такой способ применяли в Египте, Древней Греции и Китае.

Сольминизация: обозначение звуков слогами; такой способ применяли в Египте, Древней Греции

и Китае.
Слайд 15

В Древней Греции и Египте музыкальные записи высекали на каменных колоннах и гробницах.

В Древней Греции и Египте музыкальные записи высекали на каменных колоннах

и гробницах.
Слайд 16

Для записи музыкальной письменности в Древней Греции использовали греческий и финикийский алфавит.

Для записи музыкальной письменности в Древней Греции использовали греческий и финикийский

алфавит.
Слайд 17

650 лет до н. э. древнегреческий поэт Архилох создает первую музыкальную школу.

650 лет до н. э. древнегреческий поэт Архилох создает первую музыкальную школу.

Слайд 18

Одним из первых музыкальных инструментов Древней Греции считается – арфа.

Одним из первых музыкальных инструментов Древней Греции считается – арфа.

Слайд 19

В 1584-м году китаец Чу Цай Ю из династии Мин придумал двенадцатитоновую систему

В 1584-м году китаец Чу Цай Ю из династии Мин придумал

двенадцатитоновую систему
Слайд 20

Слайд 21

По сохранившимся китайским колоколам V в.до н. э., уже тогда китайцы

По сохранившимся китайским колоколам V в.до н. э., уже тогда китайцы

знали и использовали (!) двенадцатитоновую систему, состоявшую из 6-ти основных и 6-ти дополнительных тонов (наподобие черных клавиш у фортепиано).
Слайд 22

Древняя китайская запись музыкального письма.

Древняя китайская запись музыкального письма.

Слайд 23

Древнерусские памятники невменного письма были «крюки» или «знамена», которые датировались в конце XI-начале XII века.

Древнерусские памятники невменного письма были «крюки» или «знамена», которые датировались

в конце XI-начале XII века.


Слайд 24

Музыка Древней Руси В XII – XIII веках существовали кондакарные песнопения,

Музыка Древней Руси

В XII – XIII веках существовали кондакарные песнопения,

их система записи не поддавалась расшифровке.
Кондак – разновидность хвалебной молитвы.


Слайд 25

Парте́сное пе́ние (от лат. partes — части, муз. партии, голоса) —

Парте́сное пе́ние (от лат. partes — части, муз. партии, голоса) — тип украинской, белорусской и русской многоголосной вокальной музыки партии,

голоса) — тип украинской, белорусской и русской многоголосной вокальной музыки, получивший распространение в православном богослужении партии, голоса) — тип украинской, белорусской и русской многоголосной вокальной музыки, получивший распространение в православном богослужении в XVII партии, голоса) — тип украинской, белорусской и русской многоголосной вокальной музыки, получивший распространение в православном богослужении в XVII — первой половине XVIII века партии, голоса) — тип украинской, белорусской и русской многоголосной вокальной музыки, получивший распространение в православном богослужении в XVII — первой половине XVIII века. Количество голосов колеблется от 3 до 12, в единичных случаях может достигать 48. Наиболее характерный жанр музыки, в котором нашло отражение партесное пение, — партесный концерт.

Рукописи партесного пения сохранились (например, в Национальной библиотеке Украины им. В. И. ВернадскогоРукописи партесного пения сохранились (например, в Национальной библиотеке Украины им. В. И. Вернадского, вГосударственном историческом музееРукописи партесного пения сохранились (например, в Национальной библиотеке Украины им. В. И. Вернадского, вГосударственном историческом музее) в виде комплектов голосов, книг-поголосниковРукописи партесного пения сохранились (например, в Национальной библиотеке Украины им. В. И. Вернадского, вГосударственном историческом музее) в виде комплектов голосов, книг-поголосников (отсюда название этого рода музыки). Партитурная форма фиксации не характерна.
В партесном пении различают исполнение композиций с постоянным и переменным многоголосием. Постоянное многоголосие обычно представляет четырёхголосные обработки мелодий знаменного и других распевов. Переменное многоголосие предполагает чередование звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов.

Слайд 26

В XIII веке в Западной Европе произошла мензурная нотация-это система музыкальных

В XIII веке в Западной Европе произошла мензурная нотация-это система музыкальных

звуков, которая фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. Добавляется 5-я линейка и ноты приобретают овальный вид.
Слайд 27

Длительность нот и пауз

Длительность нот и пауз


Слайд 28

Во второй половине XVII века итальянский теоретик Бонончини заменяет слог «ут»

Во второй половине XVII века итальянский теоретик Бонончини заменяет слог

«ут» на слог «до».С того самого времени мы имеем знакомые всем:

ДО

РЕ

МИ

ФА

СОЛЬ

ЛЯ

СИ


Слайд 29

Слайд 30

Вывод История возникновения музыкальной записи начинается с древних времен: начиная с

Вывод

История возникновения музыкальной записи начинается с древних времен: начиная с XV

века до н.э. и заканчивая второй половиной XVII века. Прежде чем обрести современный вид и название, нотам пришлось проделать нелегкий путь: от изображения музыкальных звуков на глиняных табличках в древней античности , до современных изображений и названий, которые мы знаем сейчас. Радует то, что на протяжении всего своего существования, человечество всегда находило место великому искусству – музыке, которая несет мир и благополучие.