Содержание
- 2. История развития джаза. Основные течения Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных
- 3. Новоорлеанский джаз Термином «новоорлеанский», или «традиционный», джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане
- 4. Первая четверть XX века После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное
- 5. Джазовый ансамбль Bolden Band (1905)
- 6. значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи. Ещё
- 7. Джордж Гершвин, один из самых известных белых джазовых композиторов
- 8. Свинг в переводе с английского «swing» означает «качание». Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство
- 9. Бибоп Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века в Нью-Йорке и открывший
- 10. В отличие от свинга, большей частью представляющего собой музыку больших коммерческих танцевальных оркестров, бибоп — это
- 11. Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Эта форма сохранила свою актуальность
- 12. Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры во главе с Бэйси, Эллингтоном, Вуди
- 13. Мейнстрим После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бендов, когда музыку больших оркестров на сцене
- 14. Основные звезды свинга постоянно выступали и записывались в небольших составах, получивших название «комбо», в рамках которых
- 15. Распространение джаза Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от
- 16. Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Например, когда разные художники стали пробовать работу
- 17. Художественный ансамбль Чикаго был ранним пионером в слиянии африканских и джазовых форм. Позднее мир узнал саксофониста/композитора
- 18. Джаз в СССР и России Отношение советских властей к джазу на протяжении почти всей истории СССР
- 19. западная джазовая музыка была в СССР почти полностью запрещена и недоступна. Иностранные джазовые альбомы можно было
- 20. Слово «джаз» приобрело в СССР широкую известность в 1930-е годы благодаря использованию его ленинградским ансамблем под
- 21. Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав
- 22. С началом государственной борьбы с космополитизмом в конце 1940-х годов джаз практически полностью перешёл в подполье,
- 23. С наступлением «оттепели» в 1950-е и 1960-е годы в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера
- 24. Первая книга о джазе в СССР вышла в ленинградском издательстве Academia в 1926 году. Она была
- 25. Джаз в современном мире Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы
- 26. Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников,
- 27. Влияние джаза на мозг человека По результатам исследований доктора Роберта Заторре (англ. Robert J. Zatorre) из
- 29. Скачать презентацию
История развития джаза. Основные течения
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур
История развития джаза. Основные течения
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур
Истоки джаза связаны с блюзом. Джаз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.
Новоорлеанский джаз
Термином «новоорлеанский», или «традиционный», джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших
Новоорлеанский джаз
Термином «новоорлеанский», или «традиционный», джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших
Первая четверть XX века
После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться
Первая четверть XX века
После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться
Но его широкому распространению, конечно, не могло способствовать только закрытие одного увеселительного квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис.
В Мемфисе в XIX веке зародился регтайм, откуда потом в период 1890—1903 годов он распространился по всему североамериканскому континенту. С другой стороны, представления менестрелей, с их пёстрой мозаикой всевозможных музыкальных течений афроамериканского фольклора от джиги до регтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза. Многие будущие знаменитости джаза начинали свой путь именно в менестрель-шоу. Задолго до закрытия Сторивилла новоорлеанские музыканты отправлялись на гастроли с так называемыми «водевильными» труппами. Джелли Ролл Мортон с 1904 года регулярно гастролировал в Алабаме, Флориде, Техасе. С 1914 года он имел контракт на выступления в Чикаго. В 1915 году переезжает в Чикаго и белый диксилендовый оркестр Тома Брауна. Крупные водевильные турне в Чикаго совершал и знаменитый «Креол Бэнд», руководимый новоорлеанским корнетистом Фредди Кеппардом. Отделившись в своё время от «Олимпия Бэнда», артисты Кеппарда уже в 1914 году успешно выступали в самом лучшем театре Чикаго и получили предложение сделать звуковую запись своих выступлений даже прежде «Original Dixieland Jazz Band», которое, впрочем, Фредди Кеппард недальновидно отклонил.
Джазовый ансамбль Bolden Band (1905)
Джазовый ансамбль Bolden Band (1905)
значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах,
значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах,
В riverboat-оркестре другого пианиста Фэйтса Мэрейбла выступало много будущих новоорлеанских джазовых звёзд. Пароходы, совершавшие рейсы по реке, часто останавливались на попутных станциях, где оркестры устраивали концерты для местной публики. Именно такие концерты стали творческими дебютами для Бикса Бейдербека, Джесса Стейси и многих других. Ещё один знаменитый маршрут пролегал по Миссури до Канзас-Сити. В этом городе, где благодаря крепким корням афроамериканского фольклора развился и окончательно дооформился блюз, виртуозная игра новоорлеанских джазменов нашла исключительно благодатную среду. Главным центром развития джазовой музыки к началу 1920-х становится Чикаго, в котором усилиями многих музыкантов, собравшихся из разных концов США, создаётся стиль, получивший прозвище чикагский джаз.
Джордж Гершвин, один из самых известных белых джазовых композиторов
Джордж Гершвин, один из самых известных белых джазовых композиторов
Свинг в переводе с английского «swing» означает «качание». Термин имеет два
Свинг в переводе с английского «swing» означает «качание». Термин имеет два
Исполнители: Joe Pass, Frank Sinatra, Benny Goodman, Norah Jones, Michel Legrand, Oscar Peterson, Ike Quebec, Paulinho Da Costa, Wynton Marsalis Septet, Mills Brothers, Stephane Grappelli.
Джазовый певец Фрэнк Синатра
Свинг
Бибоп
Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века в
Бибоп
Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века в
Название этого направления в джазе произошло от «ри-боп» — слова, характеризующего манеру исполнения музыкантов данного стиля. В этой музыке на первый план выступает солист, его музыкальная вдохновлённость и виртуозное владение инструментом. Бибоп требовал от слушателя, привыкшего к танцевальной музыке свинг, очень многого и зачастую вызывал непонимание у публики.
В отличие от свинга, большей частью представляющего собой музыку больших коммерческих
В отличие от свинга, большей частью представляющего собой музыку больших коммерческих
Основными застрельщиками рождения стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач Диззи Гиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк, барабанщик Макс Роуч. Также послушайте Chick Corea, Michel Legrand, Joshua Redman Elastic Band, Jan Garbarek, Charles Mingus, Modern Jazz Quartet.
Чарли Паркер, ключевая фигура в формировании стиля Бибоп
Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов.
Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов.
Биг-бэнд стал популярной музыкой своего времени, достигнув пика славы в середине 1930-х. Эта музыка стала источником повального увлечения свинговыми танцами. Руководители знаменитых джаз-оркестров Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Каунт Бэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб, Гленн Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд, Чарли Барнет сочинили или аранжировали и записали на пластинки подлинный хит-парад мелодий, которые звучали не только по радио, но и повсюду в танцевальных залах. Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии во время хорошо раскрученных «сражений оркестров».
Биг-бэнды
Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры во главе с
Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры во главе с
В 2008 году на русском языке вышла каноническая книга Джорджа Саймона «Большие оркестры эпохи свинга», являющаяся по своей сути почти полной энциклопедией всех биг-бэндов золотого века с начала 20-х по 60-е годы XX века.
Кларнетист Бенни Гудмен, прозванный «королём свинга»
Мейнстрим
После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бендов, когда музыку больших
Мейнстрим
После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бендов, когда музыку больших
Пианист Дюк Эллингтон
Основные звезды свинга постоянно выступали и записывались в небольших составах, получивших
Основные звезды свинга постоянно выступали и записывались в небольших составах, получивших
Пианист Дюк Эллингтон
Распространение джаза
Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему
Распространение джаза
Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему
Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Например, когда
Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Например, когда
Художественный ансамбль Чикаго был ранним пионером в слиянии африканских и джазовых
Художественный ансамбль Чикаго был ранним пионером в слиянии африканских и джазовых
Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз — это действительно мировая музыка.
Джаз в СССР и России
Отношение советских властей к джазу на протяжении
Джаз в СССР и России
Отношение советских властей к джазу на протяжении
западная джазовая музыка была в СССР почти полностью запрещена и недоступна.
западная джазовая музыка была в СССР почти полностью запрещена и недоступна.
Джаз-сцена зародилась в СССР в 1920-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 году поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха»[14]. Днём рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радио-эфире и записавшим пластинку, считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана(Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон).
Слово «джаз» приобрело в СССР широкую известность в 1930-е годы благодаря
Слово «джаз» приобрело в СССР широкую известность в 1930-е годы благодаря
Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и
Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и
Джаз-оркестр Валентина Спориуса. Играл в Куйбышеве (Самара) перед сеансами в кинотеатре «Фурор». 1937
С началом государственной борьбы с космополитизмом в конце 1940-х годов джаз практически полностью
С началом государственной борьбы с космополитизмом в конце 1940-х годов джаз практически полностью
С наступлением «оттепели» в 1950-е и 1960-е годы в Москве возобновили
С наступлением «оттепели» в 1950-е и 1960-е годы в Москве возобновили
Первая книга о джазе в СССР вышла в ленинградском издательстве Academia в 1926
Первая книга о джазе в СССР вышла в ленинградском издательстве Academia в 1926
В настоящее время в России существует единственный джазовый лейбл Butman Music Records, руководимый музыкантом (саксофонистом) Игорем Бутманом. Первым музыкантом, издавшим свою пластинку на лейбле, стал Вадим Эйленкриг (труба), он же является самым популярным артистом лейбла.
В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, такие как «Усадьба Джаз», «Триумф Джаза» и «Джаз в саду Эрмитаж».
Джаз в современном мире
Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат
Джаз в современном мире
Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат
Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис,
Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис,
Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых (и не только) жанров. Например, Шведский коллектив Movits! в своём творчестве смешивает свинг с хип-хопом. Саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и в то же время участвует в записи с другим великим авангардистом, барабанщиком Полом Мотианом. Аналогично, другие легенды джаза, относящиеся к различным джазовым мирам могут встречаться под одним знаменем, как это было например при совместной записи Элвина Джонса, саксофониста Дьюи Редмана и пианиста Сесила Тэйлора.
Влияние джаза на мозг человека
По результатам исследований доктора Роберта Заторре (англ. Robert
Влияние джаза на мозг человека
По результатам исследований доктора Роберта Заторре (англ. Robert