Классификация музыкальных жанров по способу исполнения музыки

Содержание

Слайд 2

Задание Составить таблицу жанров с пояснениями и примерами по материалам презентации

Задание

Составить таблицу жанров с пояснениями и примерами по материалам презентации

Слайд 3

Музыка родилась в глубокой древности как один из способов художественного выражения

Музыка родилась в глубокой древности как один из способов художественного выражения

чувств человека. Ее развитие всегда было тесно связано с потребностями человеческого общества. Вначале музыка была бедна и маловыразительна, но за много веков своего существования она стала одним из сложнейших, выразительнейших искусств, обладающих исключительной силой воздействия на человека. Классическая музыка богата разнообразными видами произведений, каждый из которых имеет свои отличительные черты, свое содержание, свое назначение. Такие виды музыкальных произведений, как песня, танец, увертюра, симфония и другие, называются жанрами.
Слайд 4

Жанр (в переводе с франц. – род, вид) - многозначное понятие,

Жанр (в переводе с франц. – род, вид) - многозначное понятие,

характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условием исполнения и восприятия.

Жанры по способу исполнения:
вокальные и инструментальные

Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения (пение с инструментальным сопровождением или без него)

Инструментальная музыка сложилась на основе вокальной.

Вокальные произведения делятся на:
сольные (песня, романс, ария)
ансамблевые (дуэт, трио)
хоровые (хор, кантата, оратория)

К основным жанрам инструментальной музыки относят:
танец,
прелюдию,
сонату,
симфонию,
концерт

Слайд 5

Вокальный жанр (Вокально-инструментальный жанр) Песня — распространенная форма вокальной музыки, объединяющая

Вокальный жанр
(Вокально-инструментальный жанр)

Песня — распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический

текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.

Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella).

Слайд 6

Романс - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. Термин “романс”

Романс - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. Термин “романс”

возник в Испании. В 19 в. романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерную для эпохи романтизма черту - воспроизведение внутреннего мира человека во всех психологических тонкостях.
Слайд 7

Александр Николаевич Вертинский (9 марта 1889, Киев — 21 мая 1957,

Александр Николаевич Вертинский
(9 марта 1889, Киев — 21 мая 1957, Ленинград)

выдающийся русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века.

Юрий Александрович Гуляев
(9 августа 1930, Тюмень — 23 апреля 1986, Москва) — советский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор.

Слайд 8

Людмила Георгиевна Зыкина (10 июня 1929, Москва — 1 июля 2009,

Людмила Георгиевна Зыкина
(10 июня 1929, Москва — 1 июля 2009, Москва)

— советская и российская эстрадная певица, исполнительница русских народных песен, русских романсов, эстрадных песен.

Николай Алексеевич Сличенко
(род. 27 декабря 1934)
— советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, певец, педагог.

Слайд 9

Михаил Иванович Глинка (20 мая [1 июня] 1804 — 3 [15]

Михаил Иванович Глинка (20 мая [1 июня] 1804 — 3 [15]

февраля 1857) — русский композитор, основоположник национальной композиторской школы. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе на А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, развивавших в своей музыке его идеи.

Для голоса с фортепиано Глинка написал около 80 романсов, песен, арий, в т.ч. цикл романсов “Прощание с Петербургом”, романсы на слова А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, А. Мицкевича, Е.Баратынского, Н.Кукольника и др.
Глинка сам обладал хорошим голосом, обучал молодых певцов искусству пения, постигал тайны мастеров bel canto в Италии.

Слайд 10

Ария (итал. aria — воздух) — законченный по построению эпизод в

Ария (итал. aria — воздух) — законченный по построению эпизод в

опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Отличается широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером. Часто арии предшествует речитатив. Разновидностью арии является ариетта.

Георг Карлович Отс
(21 .03.1920, Петроград — 5.09.1975, Таллин)
— советский и эстонский оперный и эстрадный певец (баритон).

Муслим Магометович Магомаев
(17 .08.1942, Баку — 25.10.2008, Москва)
— советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор, актёр.

Слайд 11

Дмитрий Александрович Хворостовский (16 октября 1962, Красноярск – 22 ноября 2017,

Дмитрий Александрович Хворостовский
(16 октября 1962, Красноярск –
22 ноября 2017, Лондон, Великобритания)

советский, российский, британский оперный певец (баритон).

Анна Юрьевна Нетребко
(род. 18 сентября 1971, Краснодар)
— российская оперная певица (сопрано).

Слайд 12

Монсеррат Кабалье 12 апреля 1933, Барселона) — выдающаяся испанская оперная певица

Монсеррат Кабалье
12 апреля 1933, Барселона)
— выдающаяся испанская оперная певица (сопрано). Прославилась,

в первую очередь, своей техникой бельканто и исполнением ролей в классических итальянских операх Россини, Беллини и Доницетти. Огромный репертуар (88 ролей), около 800 камерных произведений. За весь период карьеры исполняла самые разнообразные партии — от Памины до Изольды, от Донны Эльвиры до Турандот.
Слайд 13

Дуэт (итал. Duetto — двойка) — музыкальное сочинение для двух инструментов

Дуэт (итал. Duetto — двойка) — музыкальное сочинение для двух инструментов

или двух голосов с инструментальным сопровождением.

Трио (итал. trio от лат. tria — «три») — музыкальный ансамбль из трёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов.

Слайд 14

Хор (музыкальная форма) — многоголосное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения каким-либо

Хор (музыкальная форма) — многоголосное музыкальное произведение, предназначенное для исполнения каким-либо

хоровым коллективом или же одновременно несколькими такими коллективами.
Хоры могут исполняться как при различных видах инструментального сопровождения, так и a cappella, то есть самостоятельно, без участия каких-либо других музыкантов.
Слайд 15

Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение

для солистов, хора и оркестра.
Слайд 16

Оратория (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора,

Оратория (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора,

солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — большими размерами и разветвлённостью сюжета.
Слайд 17

Инструментальный жанр Инструментальный жанр является едва ли не самым сложным, требующим

Инструментальный жанр

Инструментальный жанр является едва ли не самым сложным, требующим высокого

мастерства и многосторонних навыков от исполнителей, это делает его зрелищным и интересным для зрителя. Виртуозное владение инструментом, сложный, но хорошо знакомый репертуар позволяют сделать номера артистов этого жанра незабываемым зрелищем!
Слайд 18

Прелюдия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра)

Прелюдия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра)

— короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.
Слайд 19

Соната (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также

Соната (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также

музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых составов, принято называть не сонатой, а большим концертом (итал. concerto grosso). Также словом «соната» может называться собрание пьес в одно целое, потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме.
Слайд 20

Симфония (от греч. συμφωνία — «созвучие», «благозвучие») — музыкальное произведение для

Симфония (от греч. συμφωνία — «созвучие», «благозвучие») — музыкальное произведение для

оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.
Слайд 21

Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и

Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и

исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец - возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.

Танец имеет разные средства выразительности:
гармонические движения и позы,
пластика и мимика,
динамика — «варьирование размаха и напряженности движений»,
темп и ритм движения,
пространственный рисунок, композиция.
костюм и реквизит.