Путеводитель по оркестру для молодежи

Слайд 2

Бенджамин Бриттен (1913-1976) Британский композитор, дирижер и пианист Один из крупнейших

Бенджамин Бриттен (1913-1976)

Британский композитор, дирижер и пианист
Один из крупнейших музыкантов 20

века
Является автором большого количества опер, песен и романсов, инструментальных произведений, сочинений для симфонического оркестра и хора
Бриттен при жизни получил широкую мировую известность, как композитор и дирижер
Неоднократно приезжал в Россию, сотрудничал с крупнейшими музыкантами 20 века
Слайд 3

«Путеводитель по оркестру» и его музыкальная форма Произведение появилось в 1945

«Путеводитель по оркестру» и его музыкальная форма

Произведение появилось в 1945 году

с подзаголовком «Вариации и фуга на тему Пёрселла» по заказу.
Написано специально для документального фильма Мэтисона «Инструменты оркестра»; саундтрек к этому фильму записал Лондонский симфонический оркестр
Вариации – это форма музыкального произведения, в которой сначала звучит тема, а затем она несколько раз изменяется, но при этом мелодия остается узнаваемой
Фуга – это также форма музыкального произведения, в которой звучит неизменная музыкальная тема много раз в разных голосах (в данном случае одну и ту же тему играют разные инструменты по очереди и вместе), тема также остается узнаваемой на слух
Слайд 4

О теме Генри Пёрселла (*Капеллой раньше называли оркестр) Произведение «Путеводитель по

О теме Генри Пёрселла

(*Капеллой раньше называли оркестр)

Произведение «Путеводитель по оркестру» основано

на теме «Рондо» из музыки Генри Перселла к пьесе А.Бен «Абделазар». Можете сыграть верхний голос (у него все штили направлены вверх) – это и есть тема! У вас получится!

То есть тема не сочинена Бриттеном, а заимствована. Так композитор показал свое уважение к музыке великого Пёрселла.

Слайд 5

Особенности произведения Бриттена Главная задача музыки «Путеводителя» показать богатство тембров (окрасок)

Особенности произведения Бриттена

Главная задача музыки «Путеводителя» показать богатство тембров (окрасок) музыкальных

инструментов. Как отдельно, так и в группах.
Изначально, во вступлении музыкальная тема играется всем оркестром, а потом, каждой основной инструментальной группой: сначала деревянные духовые, затем медные, за ними струнные и, наконец, ударные.
Последующие вариации представляют собой более «углубленое» знакомство с определенным инструментом оркестра, мелодия, как правило, «спускается» по всем инструментам каждой группы от высокой тональности к более низкой (порядок групп немного отличается от вступления).
Так, например, первая вариация представляет флейту-пикколо и флейты, далее каждый инструмент группы деревянных духовых инструментов представлен своей вариацией и заканчивается вариацией фагота; и так далее, через струнные, медь и, наконец, ударные.
Слайд 6

Оркестровое Тутти Таким образом, после того, как весь оркестр был практически

Оркестровое Тутти

Таким образом, после того, как весь оркестр был практически разобран,

он снова объединяется в оригинальной фуге, которая начинается с флейты-пикколо, а затем по очереди вступают все деревянные духовые инструменты, струнные, медные духовые и ударные. После того как все вошли, медные вновь исполняют (с ударом по тамтаму) оригинальную мелодию Перселла
В конце (как и в начале) произведения мы слышим всю мощь симфонического оркестра: инструменты играют вместе
Такой прием называется оркестровое тутти