Мелодия для флейты К.В. Глюка

Содержание

Слайд 2

Цель проекта: Трактовка мифа об Орфее и Эвридике в разных видах искусства.

Цель проекта:

Трактовка мифа об Орфее и Эвридике в разных видах искусства.

Слайд 3

Задачи проекта: 1.Познакомиться с мифом об Орфее и Эвридике. 2. Собрать

Задачи проекта:

1.Познакомиться с мифом об Орфее и Эвридике.
2. Собрать информацию

об использовании мифа в разных видах искусства.
3. Нарисовать рисунок по мифу.
Слайд 4

Моим творческим проектом стало исследование «Мелодии» для флейты из оперы К.В.

Моим творческим проектом стало исследование «Мелодии» для флейты из оперы К.В. Глюка

«Орфей и Эвридика». Это моё любимое произведение, которое я играю по специальности на флейте, и мне захотелось разобраться, что символизирует эта музыка в опере, ведь она пользуется большой популярностью в репертуаре флейтистов.
Слайд 5

Что такое миф? Миф - это предание или сказание о происхождении

Что такое миф?

Миф - это предание или сказание о происхождении мира,

о явлениях природы, о богах и легендарных героях.
Слайд 6

Миф, по которому написана опера К.В. Глюка, рассказывает о трагической судьбе

Миф, по которому написана опера К.В. Глюка, рассказывает о трагической судьбе древнегреческого

певца и великого музыканта Орфея и о его любви и верности жене Эвридике.
Слайд 7

Недолго наслаждался Орфей счастливой жизнью со своей женой. Вскоре после свадьбы,

Недолго наслаждался Орфей счастливой жизнью со своей женой. Вскоре после свадьбы,

Эвридика, гуляла по лесу с подругами нимфами, пока Орфей играл на своей лире недалеко от них, и случайно наступила на змею, та укусила её и Эвридика умерла.
Слайд 8

Орфей долго оплакивал свою любимую, и, наконец, решился пойти в царство мёртвых.

Орфей долго оплакивал свою любимую, и, наконец, решился пойти в царство

мёртвых.
Слайд 9

Чтобы попасть в царство мёртвых, нужно было переплыть реку Стикс на

Чтобы попасть в царство мёртвых, нужно было переплыть реку Стикс на

лодке, но перевозчик душ умерших, Харон, отказывался.
Слайд 10

Тогда Орфей запел и заиграл на лире так, что Харон заслушался

Тогда Орфей запел и заиграл на лире так, что Харон заслушался

и отвёз его к Аиду. Играя на лире, музыкант приблизился к трону Аида и склонился перед ним. Он пел о своей любви к Эвридике, о тоске, о горе, которое постигло его.
Слайд 11

Очарованный песней, владыка царства мёртвых обещал вернуть Орфею его жену, он

Очарованный песней, владыка царства мёртвых обещал вернуть Орфею его жену, он

велел идти ему впереди, а тень Эвридики будет следовать за ним.
Слайд 12

Перед самым выходом Орфей засомневался, идёт ли Эвридика за ним, и

Перед самым выходом Орфей засомневался, идёт ли Эвридика за ним, и

решил оглянуться, он увидел её тень рядом с собой, и она тут же исчезла.
Слайд 13

С отчаянным криком Орфей стал спускаться назад по тропинке и вновь

С отчаянным криком Орфей стал спускаться назад по тропинке и вновь

пришёл на берег чёрного Стикса, но напрасно он молил и звал, старый Харон не повёз его. Орфею пришло вернутся обратно на землю.
Слайд 14

Шли годы, Орфей погиб, а его лиру боги поместили потом на небе среди созвездий. Созвездие «Лира»

Шли годы, Орфей погиб, а его лиру боги поместили потом на

небе среди созвездий. Созвездие «Лира»
Слайд 15

Опера «Орфей и Эвридика» «Вечные» темы мифа привлекли К.В.Глюка и его

Опера «Орфей и Эвридика»

«Вечные» темы мифа привлекли К.В.Глюка и его либреттиста

Р.Кальцабиджи глубоким смыслом сюжета: мыслью о волшебной силе искусства и идеей беззаветной любви и верности.
Слайд 16

Известно, что Мелодию многие связывают с Орфеем, с его скорбью и

Известно, что Мелодию многие связывают с Орфеем, с его скорбью и

тоской. Но так ли это на самом деле?

«Мелодия» К.В. Глюка

Слайд 17

«Мелодия» К.В. Глюка Эта прекрасная мелодия создана композитором для сцены в

«Мелодия» К.В. Глюка

Эта прекрасная мелодия создана композитором для сцены в Элизиуме

– светлом царстве блаженных теней, куда попадает Орфей, разыскивая Эвридику. Здесь происходит призрачный танец теней.
Слайд 18

Я считаю, что эта музыка характеризует не столько горе и тоску

Я считаю, что эта музыка характеризует не столько горе и тоску

Орфея, как принято считать, сколько саму тень Эвридики. В опере эта мелодия звучит именно при появлении Эвридики в сопровождение блаженных теней, музыка как будто изображает неземной покой и умиротворение.
Слайд 19

Тембр флейты Исполняет эту чудесную мелодию именно тембр флейты – деревянно-духового

Тембр флейты

Исполняет эту чудесную мелодию именно тембр флейты – деревянно-духового инструмента,

звучащего в высоком регистре холодновато, хотя и нежно, как будто изображая бесплотную тень печальной Эвридики в мире духов.
Слайд 20

Скорее всего, К.В. Глюк не случайно использовал флейту, изображая загробный мир…

Скорее всего, К.В. Глюк не случайно использовал флейту, изображая загробный мир…

Слайд 21

Традиция древних Греков В Древней Греции существовала традиция нанимать плакальщиц для

Традиция древних Греков

В Древней Греции существовала традиция нанимать плакальщиц для шумного

выражения скорби по умершему человеку, а сопровождали причитания именно флейты или свирели.
Слайд 22

Таким образом, звучание флейты ассоциируется с человеческим голосом, передающим чувство печали,

Таким образом, звучание флейты ассоциируется с человеческим голосом, передающим чувство печали,

а минорная окраска и множество секунд в мелодии, придающих горестный оттенок, усиливают этот эффект.
Слайд 23

Г. Берлиоз: Г. Берлиоз говорил о способности флейты создать «характер безутешной скорби, смирения и покорности судьбе».

Г. Берлиоз:

Г. Берлиоз говорил о способности флейты создать «характер безутешной

скорби, смирения и покорности судьбе».
Слайд 24

Э. Гофман: Писатель Э. Гофман в своём рассказе «Кавалер Глюк» так

Э. Гофман:

Писатель Э. Гофман в своём рассказе «Кавалер Глюк» так описывает

голос флейты, он «по-человечески пронзительный, жалобный, тоскующий».
Слайд 25

В музыке композиторов разных эпох флейта выражала различные чувства, например светлое

В музыке композиторов разных эпох флейта выражала различные чувства, например светлое

и доброе настроение, блеск и беззаботность. Флейту часто композиторы использовали, чтобы изобразить в музыке пение птиц.
Слайд 26

Но флейта может петь не только весело и беззаботно, но и

Но флейта может петь не только весело и беззаботно, но и

нежно, мягко и грустно, как в чарующей «Мелодии» из оперы Глюка «Орфей». Неудивительно, что «Мелодия» отличается холодным, серебристым звучанием флейты на фоне других произведений, где этот инструмент звучит тепло и беззаботно.
Слайд 27

Никола Пуссен «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» (Лувр, Париж, 1648 г)

Никола Пуссен «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» (Лувр, Париж, 1648 г)

Миф

в разных видах искусства. Живопись.
Слайд 28

Луи Дукис «Орфей и Эвридика» (конец XVIII – начало XIX века)

Луи Дукис «Орфей и Эвридика» (конец XVIII – начало XIX века)

Слайд 29

Камиль Коро «Орфей, ведущий Эвридику через подземный мир» (1861 г.)

Камиль Коро «Орфей, ведущий Эвридику через подземный мир» (1861 г.)

Слайд 30

Фредерик Лейтон «Орфей и Эвридика» (1864 г.).

Фредерик Лейтон «Орфей и Эвридика» (1864 г.).

Слайд 31

Миф в разных видах искусства. Скульптуры. Антонио Канова «Эвридика» (1774 г.)

Миф в разных видах искусства. Скульптуры.

Антонио Канова
«Эвридика» (1774 г.)

Слайд 32

Антонио Канова «Орфей» (1775 г.)

Антонио Канова
«Орфей» (1775 г.)

Слайд 33

Стихи на сюжет этого мифа писали В. Гюго «Орфей», В. Брюсов

Стихи на сюжет этого мифа писали В. Гюго «Орфей», В. Брюсов «Орфей

и Эвридика»(1903-1904 гг.), В. Брюсов – «Ученик Орфея» (1918 г.), М. Цветаева «Эвридика-Орфею» (1923 г.). Особенно мне понравились следующие строки…

Миф в разных видах искусствах. Поэзия.

Слайд 34

Миф в разных видах искусствах. Поэзия. Слышу, слышу шаг твой нежный,

Миф в разных видах искусствах. Поэзия.

Слышу, слышу шаг твой нежный,
Шаг

твой слышу за собой.
Мы идём тропой мятежной,
К жизни мертвенной тропой.
В. Брюсов
Слайд 35

Вдохновившись «Мелодией» Глюка, полотнами великих художников и стихами поэтов, я захотела

Вдохновившись «Мелодией» Глюка, полотнами великих художников и стихами поэтов, я захотела самостоятельно

нарисовать Орфея и Эвридику. Вот, что у меня получилось. На своей картине я изобразила Орфея, ведущего Эвридику из царства мёртвых. На фоне тёмных оттенков подземелья Аида, я добавила светлые тона для изображения почти прозрачной тени Эвридики, а с помощью ярких цветов изобразила Орфея, как земного персонажа, мужественного героя с лирой в руке, который ведёт свою любимую к свету и жизни…
Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Вывод: Проделанная работа помогла взглянуть по-новому на музыку «Мелодии» из оперы К.В. Глюка.

Вывод:

Проделанная работа помогла взглянуть по-новому на музыку «Мелодии» из оперы К.В.

Глюка.
Слайд 39

Информационно-методическое обеспечение - Бирлайн Дж. Параллельная мифология. – М.: Крон-Пресс. –

Информационно-методическое обеспечение

- Бирлайн Дж. Параллельная мифология. – М.: Крон-Пресс. – 1997

г.
- Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. – Спб.: Паритет. – 2007 г.
- Мифы и легенды народов мира. – М.: Махаон, 2007. – 122с.
- Мифы народов мира. Энциклопедия "Советская энциклопедия"1980 г.
- Осовицкая З. Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2004 г. – 224 с.
- http://21israel-music.net/Floete.htm
- http://musike.ru/index.php?id=17