Мир старинной песни. Песни Франца Шуберта

Содержание

Слайд 2

«…С этой музыкой… мы по-прежнему связываем представление о чистом и мужественном

«…С этой музыкой…
мы по-прежнему связываем представление о чистом и мужественном признании

в любви, о рыцарских отношениях к женщине…» Л.Мархасев.
Слайд 3

Распространению песенного жанра в Европе способствовало творчество австрийского композитора – романтика

Распространению песенного жанра в Европе способствовало творчество австрийского композитора – романтика

Франца Шуберта (1797 – 1828).

Он создал новый тип песни - небольшой музыкальной сцены, где аккомпанемент комментировал
смысл текста песни.

Слайд 4

Всего Шубертом написано более 600 песен, многие из которых он сочинил

Всего Шубертом написано более 600 песен, многие из которых он сочинил

для своих друзей. Эти музыкальные встречи сам композитор называл шубертиадами.
Слайд 5

№1. «Серенада» Ф.Шуберта. Серенада — песня лирического характера (обращение к любимой),

№1. «Серенада» Ф.Шуберта.

Серенада — песня лирического характера (обращение к любимой), которую

исполняли вечером под окном возлюбленной
с сопровождением лютни или гитары.
Слайд 6

Песнь моя летит с мольбою Тихо в час ночной, В рощу

Песнь моя летит с мольбою Тихо в час ночной, В рощу легкою стопою Ты

приди друг мой! При луне шумят уныло Листья в поздний час.. И никто, о друг мой милый, Не услышит нас. Слышишь в роще зазвучали Песни соловья? Звуки их полны печали, Молят за меня. Дай же доступ ты призванью Ты к душе своей И на тайное свиданье Ты приди скорей!
Слайд 7

Какой музыкальный образ рисует композитор? Музыкальный жанр (песня, романс и т.д.)

Какой музыкальный образ рисует композитор?
Музыкальный жанр (песня, романс и т.д.)
Вид мелодии(вокальная,

инструментальная)
3) Темп (медленный, умеренный, быстрый)
4) Тембр (название голоса или инструмента)
5) Лад (мажор или минор)
6) Музыкальный образ (лирический, драматический, эпический, комический, портрет, картина природы, жанровая сцена)
7) Название музыкального образа.
Слайд 8

Аве Мария ( Радуйся, Мария) — католическая молитва к Деве Марии,

Аве Мария ( Радуйся, Мария) — католическая молитва к Деве Марии, названная

по её начальным словам.

№2. «Ave Maria» Ф.Шуберта

Песня была написана в 1825 году для вокального цикла
«Дева озера» на стихи Вальтера Скотта.
Она представляла собой молитвенное обращение
героини поэмы,
Эллен Дуглас,
к Деве Марии.

Слайд 9

Радуйся, Мария, благодати полная, Радуйся Господь с Тобою. Благословенна Ты между

Радуйся, Мария, благодати полная, Радуйся Господь с Тобою. Благословенна Ты между женами,
И благословен

плод чрева Твоего Иисус. Радуйся, Мария!
Радуйся, Мария, Матерь Божия, Молись о нас, грешных. Ныне и в час смерти нашей, Радуйся, Мария!
Слайд 10

Какой музыкальный образ рисует композитор? Музыкальный жанр (песня, романс и т.д.)

Какой музыкальный образ рисует композитор?
Музыкальный жанр (песня, романс и т.д.)
2) Вид

мелодии(вокальная, инструментальная)
3) Темп (медленный, умеренный, быстрый)
4) Тембр (название голоса или инструмента)
5) Лад (мажор или минор)
6) Музыкальный образ (лирический, драматический, эпический, комический, портрет, картина природы, жанровая сцена)
7) Название музыкального образа.
Слайд 11

№3. Баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта. В средние века баллада – песня

№3. Баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта.

В средние века баллада – песня повествовательного

характера рассказывающая о народных преданиях, судьбах бесстрашных героев, фантастических образах.

На рубеже 18 – 19 веков балладой стали называть музыку романтического характера.

Слайд 12

В ней рассказывается о судьбе больного мальчика. Повествование ведется от имени

В ней рассказывается о судьбе больного мальчика. Повествование
ведется от имени


4 действующих лиц (рассказчика, отца, сына и лесного царя).

Баллада «Лесной царь» написана на стихи И.Гете за один вечер в возрасте 18 лет.

Слайд 13

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын

молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой». «О нет, то белеет туман над водой».
«Дитя, оглянись, младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовые, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит».
«О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
Слайд 14

«Ко мне, мой младенец: в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей:


«Ко мне, мой младенец: в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце

будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей».
«О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой».
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал.
Перевод В. Жуковский
Слайд 15

Какой музыкальный образ рисует композитор? Музыкальный жанр (песня, романс и т.д.)

Какой музыкальный образ рисует композитор?
Музыкальный жанр (песня, романс и т.д.)
2) Вид

мелодии(вокальная, инструментальная)
3) Темп (медленный, умеренный, быстрый)
4) Тембр (название голоса или инструмента)
5) Лад (мажор или минор)
6) Музыкальный образ (лирический, драматический, эпический, комический, портрет, картина природы, жанровая сцена)
7) Название музыкального образа.