М.П. Мусоргский. Цикл Картинки с выставки

Содержание

Слайд 2

М. П. Мусоргский Цикл «Картинки с выставки» посвящен Мусоргским памяти своего

М. П. Мусоргский
Цикл «Картинки с выставки» посвящен Мусоргским памяти своего друга

архитектора и художника Виктора Александровича Гартмана.
Цикл создан под впечатлением посмертной выставки работ В.А. Гартмана, состоявшейся в Петербургской Академии художеств в 1874 году.
Слайд 3

В. А. Гартман Архитектор и художник Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл

В. А. Гартман

Архитектор и художник Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в

историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля».
Выставленные работы продавались, поэтому сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить только шесть.
Слайд 4

Картинки с выставки Весь цикл был написан на творческом подъёме всего

Картинки с выставки


Весь цикл был написан на творческом подъёме всего

за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Рабочее название сюиты было «Гартман».
Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора, в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова

Обложка первого издания

Слайд 5

Прогулка Promenade (фр. Прогулка). Си-бемоль мажор. Тема из этой пьесы повторяется

Прогулка

Promenade (фр.  Прогулка). Си-бемоль мажор.
Тема из этой пьесы повторяется на

протяжении сюиты несколько раз Она напоминает русские народные распевы
Слайд 6

Гном Gnomus (лат. Гном). Ми-бемоль минор. На несохранившемся эскизе Гартмана была

Гном

Gnomus (лат.  Гном). Ми-бемоль минор.
На несохранившемся эскизе Гартмана была нарисована

ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках.
Среди известных рисунков Гартмана наиболее подходит по описанию следующий:

В. Гартман «Гном»

Слайд 7

Старый замок Il vecchio castello (итал. Старый замок). Соль-диез минор. Пьеса

Старый замок

Il vecchio castello (итал. Старый замок).
Соль-диез минор. Пьеса основана

на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней.
Среди известных рисунков Гартмана есть несколько похожих работ, однако ни один из них не удовлетворяет описаниям полностью.

В. Гартман «Башня собора Перигё и прилегающие здания, Франция»

Слайд 8

Тюильрийский сад. Tuileries. Dispute d'enfants après jeux (фр. Тюильрийский сад. Ссора

Тюильрийский сад.

Tuileries. Dispute d'enfants après jeux (фр.  Тюильрийский сад.
Ссора

детей после игры). Си мажор.
Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек».
Известны два рисунка детей с пометкой «Париж». Упомянутый Стасовым рисунок не сохранился.

В. Гартман «Фигурки детей»

Слайд 9

Слайд 10

Быдло Bydło (польск. Быдло). Соль-диез минор. В письме Стасову Мусоргский назвал

Быдло

Bydło (польск. Быдло).
Соль-диез минор.
В письме Стасову Мусоргский назвал эту

пьесу «Sandomirzsko bydło» (польск. «Сандомирский скот»).
Пьеса изображает, по примечанию Стасова, польскую телегу на огромных колёсах, запряжённую волами

Илл. Гартмана «Восстание в Польше»

Слайд 11

Балет невылупившихся птенцов Балет невылупившихся птенцов. Фа мажор. Прототипом пьесы послужили

Балет невылупившихся птенцов

Балет невылупившихся птенцов. Фа мажор.
Прототипом пьесы послужили эскизы

Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году.
В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене.

В. Гартман «Детеныши канареек, заключенные в яйцах как в латах. Вместо головного убора – канареечные головки, надетые, как шлемы, до шеи»

Слайд 12

Два еврея Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в

Два еврея

Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка — «Еврей в меховой

шапке» и «Бедный еврей. Сандомир», сделанных в 1868 году в Сандомире (Польша).
Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок».
В названии, имитирующем идиш, оба персонажа носят одно и то же имя, в одном случае солидно звучащее европеизированное Самуэль, с добавкой «золотой» фамилии, в другом — уменьшительное

В. Гартман «Богатый еврей в меховой шапке», «Бедный сандомирский еврей»

Слайд 13

Лиможский Рынок Limoges. Le marché. (La grande nouvelle) (фр. Лимож. Рынок.

Лиможский Рынок

Limoges. Le marché. (La grande nouvelle) (фр.  Лимож. Рынок. (Большая

новость))
В рукописи Мусоргский вначале сделал по-французски забавные пометки о том, какие сплетни можно было услышать на рынке.

В. Гартмана «Четырнадцать набросков пером»

Слайд 14

Катакомбы. Римская гробница Catacombae. Sepulcrum romanum (лат. Катакомбы. Римская гробница). Си

Катакомбы. Римская гробница

Catacombae. Sepulcrum romanum (лат.  Катакомбы. Римская гробница).
Си минор.

На картине Гартман изобразил себя, В. А. Кенеля и проводника с фонарём в руке в римских катакомбах в Париже.
В правой части картины видны слабо освещённые черепа

В. Гартман «Внутренность Парижских катакомб с фигурами Гартмана, архитектора Кенеля и проводника, держащего фонарь»

Слайд 15

Баба-Яга Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных

Баба-Яга

Избушка на курьих ножках (Баба-Яга).
У Гартмана был эскиз изящных

бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках.
Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы», наполненную «бесовскими» диссонансами

В. Гартман «Избушка Бабы-Яги на курьих ножках» - часы в русском стиле XIV в., из бронзы с эмалью

Слайд 16