Содержание
- 2. ПЛАН ЛЕКЦИИ: Тема 6.1.Музыкальное образование русского средневековья (XI—XVII вв.) Тема 6.2. Музыкальное образование в России в
- 3. История отечественного музыкального образования имеет периодизацию, отличающуюся от общемировой, что отражает уникальность отечественной истории в целом.
- 4. В период язычества возникновение музыки и обусловленная им передача музыкального опыта последующим поколениям произрастали из мифологических
- 5. Согласно отечественным исследованиям, содержание передаваемого в древний период музыкального опыта было тесно связано с особенностями раннефольклорного
- 6. Предпосылки для профессионализации музыкального образования складывались по мере повышения мастерства исполнителей и способов приобретения ими знаний
- 7. Коренные изменения в культуре и музыкальном образовании произошли в результате крещения Руси (988 г.). Началом ХI
- 8. Подразделяют древнерусское музыкальное искусство и педагогику Древней Руси на три этапа: 1. XI - XIV века
- 9. При слиянии этих двух источников образовался знаменный распев (или, как принято в отечественной музыкальной медиевистике, роспев).
- 10. 2. XV – первая половина XVII в. – период интенсивного развития знаменного роспева, его расцвет, появление
- 11. 3. Последний этап - вторая половина XVII в. (в истории музыкального образования он относится к следующему
- 12. Православная педагогика, частью которого являлась педагогика музыкального образования Древней Руси, имела конечной целью религиозное познание. Само
- 13. Противопоставление понятий «музыка» и «пение» в Древней Руси отмечается многими. В исследованиях указано, что данное разделение
- 14. «Пение» в древнерусском понимании – это пение богослужебное. Коренное его внутреннее отличие от «музыки» состояло в
- 15. Истоки такого понимания сущности церковного пения находятся в древнерусских педагогических установках. Христианская традиция в целом смысл
- 16. Второй путь божественного познания – приобщение к Богу «путем дел» (т.е. образом жизни) – был характерен
- 17. Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», была призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, стать нравственными
- 18. Это определило и педагогические установки в области музыкального образования, и важнейшую особенность русской исполнительской традиции: ей
- 19. Богослужебное пение являлось одновременно содержанием музыкального образования, и важнейшей духовной областью жизни общества. Его социальная ценность
- 20. Первая ступень профессионального церковно-певческого образования одновременно выполняла и функции общего музыкального образования. Это объясняется тем, что
- 21. Неотъемлемой частью образования являлось обучение богослужебному пению, которое распространялось как часть общего образования, одновременно являя первую
- 22. Вторая, собственно профессиональная ступень образования, начиналась с приходом человека на клирос, и клиросное пение являлось базой
- 23. Эти и другие хоры являлись одновременно и организациями, обслуживающими потребности общества и государства в богослужебном пении,
- 24. Третья ступень профессионального церковно-певческого образования была связана с воспитанием роспевщика – своеобразного «композитора» Древней Руси. Такой
- 25. Периодизация древнерусского музыкального образования в целом совпадает с принятой в искусствоведении периодизацией древнерусского хорового искусства, за
- 26. Для первого этапа древнерусского музыкального образования (XI-XIV вв.) характерны одноголосие и преимущественно устная традиция обучения. Первые
- 27. Постепенно развивалась нотация (знаменная, экфонетическая, кондакарная), однако на этом этапе она была чрезвычайно сложной и приблизительной,
- 28. Второй этап (XV – XVI вв.) характеризуется эволюцией знаменного пения, которое все более проявлялось как национально-самобытное,
- 29. Исследователи выделяют азбуки-перечисления (содержащие перечисление знаков знаменной нотации с указанием их названий, но без каких-либо дополнительных
- 30. Толкованию подлежали: высотный уровень исполнения звуков, их продолжительность, количество звуков в распеве (или роспеве), направление движения
- 31. Третий этап (первая половина XVII в.) знаменовался кардинальными преобразованиями в музыкальном образовании и всей русской культуре.
- 32. Первыми преподавателями церковного пения были греческие и болгарские учителя – доместики. В их функции входило пение,
- 33. В основе организации хоров лежал принцип иерархии. Хор делился на станицы – группы певчих по 5-6
- 34. Певчие ведущей станицы (реже – второй), несущие основную нагрузку по обеспечению высокого уровня исполнения, привлекались также
- 35. Исходя из перечисленного, можно констатировать, что в XI - начале XVII вв. в Древней Руси существовала
- 36. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Подготовиться к контрольной работе на тему: Характеристика двух ранних этапов музыкального образования в России.
- 37. Тема 6.2. Музыкальное образование в России в ХVII – первой половине ХIХ вв.
- 38. В начале XVII столетия обучение церковному пению продолжало играть ведущую роль в музыкальном образовании, но претерпевало
- 39. Об этом же свидетельствовало и то, что к XVII в. постепенно стерлось различие в понятиях «музыка»
- 40. Стала возрождаться народная ветвь музыкального образования, в течение всего предшествующего времени находившаяся под частичным или полным
- 41. Первый период: вторая половина XVII – первая четверть XVIII вв., эпоха царствования Алексея Михайловича и Петра
- 42. Сам Петр I предпочитал преимущественно военную музыку, но его ориентация на Запад способствовала внедрению в России
- 43. Второй период – 1730-1755 гг., время правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. В этот период продолжалось
- 44. Эта школа отличалась демократичностью социального состава обучающихся: в ней учились дети представителей среднего сословия. Музыкальному обучению
- 45. В Петербурге была также открыта Театральная школа – единственное учебное заведение с совместным обучением мальчиков и
- 46. Третий период – 1755-1780 гг. Он характеризуется тем, что в царствование Екатерины II вновь усилились западнические
- 47. Четвертый период – 1780-1800 гг. – отличается явным доминированием светской традиции музыкального образования и связанного с
- 48. В этот же период возрастал интерес к народной песне. Светская ветвь музицирования, в которой интенсивно развивалось
- 49. Все эти изменения в последние десятилетия XVIII в. создали почву для пятого периода, включающего первую треть
- 50. Русская вокальная педагогика заявила о себе в 1830-е – 1840-е гг. Если до того русские певцы
- 51. Вместе с тем, в пособиях подчеркивалась необходимость обучения по специальной системе упражнений и под руководством опытного
- 52. Особый вклад в русскую вокальную педагогику внес М.И.Глинка (1804-1857). Великий композитор, основоположник русской классической музыки, он
- 53. М.И.Глинка не вел систематического преподавания, но много занимался с солистами, исполнявшими партии в его операх. В
- 54. Много внимания уделял Глинка содержанию исполняемой музыки, что также шло вразрез с итальянскими традициями виртуозного пения.
- 55. В начале XIX столетия стала зарождаться и русская фортепианная педагогика. Фортепиано начало быстро распространяться сначала среди
- 56. Обучение основам игры на фортепиано в России конца XVIII – начала ХIХ вв. велось посредством частного
- 57. Кроме того, наряду со случайными людьми, в Россию приехали многие крупные музыканты. Это, в первую очередь,
- 58. Еще одной важной чертой становления музыкального образования в России конца XVIII – первой половины ХIХ вв.
- 59. Этот вид музыкального образования нельзя было в полной мере отнести ни к общему, ни к профессиональному.
- 60. Содержание инструментального обучения (оно велось также на скрипке, виолончели, флейте и т.д., но фортепианное было самым
- 61. Важным фактором для формирования и массовой музыкальной культуры, и зачатков профессионального музыкального образования в России в
- 62. Разумеется, в методах преподавания фортепианной игры в подобных учреждениях с точки зрения сегодняшних требований было много
- 63. Тем не менее следует признать, что система обязательной музыкальной подготовки девушек из высшего и среднего сословий
- 64. Все перечисленные особенности музыкального образования в России конца XVIII – первой половины ХIХ вв. свидетельствуют о
- 65. В первой половине XIX в. среди наиболее просвещенных представителей аристократии обсуждались и вопросы, связанные с общим
- 66. Он, как представитель русской культурной элиты, понимал, что музыкальное образование должно охватывать всех и без него
- 67. О таком понимании В.Ф.Одоевским задач общего музыкального образования свидетельствуют его собственные письменные высказывания. Он писал, что
- 68. В.Ф.Одоевский был лично знаком с Шеве (он переводил на русский язык его работы) и являлся убежденным
- 69. Быстрое развитие музыкального образования в России с середины XVII до второй трети XIX вв. подготовило почву
- 70. Тема 6.3. Создание первых русских консерваторий, их роль в развитии музыкального образования и просвещения.
- 71. Становление системы профессионального музыкального образования, начавшееся с создания первых русских консерваторий, а также расцвет российского исполнительского
- 72. Они явились мощными катализаторами процессов, уже назревавших в недрах российского музыкального искусства и музыкального образования. Во
- 73. Братья Антон и Николай Рубинштейны учились у А.И.Виллуана, взгляды которого на фоне тех лет выделялись прогрессивностью.
- 74. Венцом музыкально-просветительской деятельности Антона Рубинштейна были его знаменитые «Исторические концерты», проведенные в сезоне 1885 – 1886
- 75. В игре младшего Рубинштейна – Николая – не было такого стихийного порыва, как у Антона, зато
- 76. Артисты такого масштаба, как А.Г. и Н.Г.Рубинштейны, вошли бы в историю даже в том случае, если
- 77. В середине ХIХ в. положение профессиональных музыкантов в России оставалось сложным. Часть их продолжали быть крепостными
- 78. Концертная жизнь также была скудной, особенно в Москве. В Петербурге с 1802 г. существовало Филармоническое общество,
- 79. Вместе с тем в обществе возрастала потребность в хорошей музыке. В Петербурге, а затем и в
- 80. Общественный подъем, характерный для атмосферы 1860-х гг., способствовал тому, что крупнейшие музыканты России задумывались о путях
- 81. В.В.Стасов и композиторы Могучей кучки во главе с М.А.Балакиревым, справедливо полагая, что необходимо прекратить подражать Западу
- 82. С этой позицией был категорически не согласен А.Г.Рубинштейн. Принадлежа к историческим деятелям, привносящим в российскую культуру
- 83. Первым шагом, одновременно способствовавшим распространению в России камерной и симфонической музыки и подготовившим почву для открытия
- 84. В 1860 г. был сделан следующий шаг: в Петербурге, в помещении Михайловского дворца (ныне Русского музея),
- 85. Фортепиано преподавали известные пианисты Т.Лешетицкий и Ф.И.Беггров; класс скрипки вел композитор и придворный солист Г.Венявский; виолончели
- 86. Такое блестящее созвездие музыкантов, впоследствии составившее и преподавательский костяк Петербургской консерватории, объясняет, почему российское профессиональное музыкальное
- 87. Заслуга А.Г.Рубинштейна состоит не только в том, что он организовал и возглавил Музыкальные классы, а впоследствии
- 88. Осенью 1862 г. состоялось торжественное открытие Петербургской консерватории – первой русской консерватории. Занятия велись по следующим
- 89. В первые десятилетия своего существования консерватории, в отличие от современных высших учебных заведений, включали высшую, среднюю
- 90. Курс обучения был рассчитан в среднем на девять лет и включал два отделения – младшее (низшее)
- 91. Требований на экзаменах с самого начала были установлены очень высокие: окончить консерваторию со званием «свободного художника»
- 92. Не сдавшие соответствующие экзамены могли продолжать обучение (оно было платным; плата составляла примерно 200 рублей в
- 93. На одном из первых заседаний совета Московской консерватории Н.Г.Рубинштейн произнес речь, в которой указал, что консерватория
- 94. Как уже отмечалось, западноевропейской музыкальной педагогике в ХIХ в., наряду с ценными педагогическими достижениями отдельных крупных
- 95. Поскольку первыми учителями музыки в России были иностранцы, то такой подход к обучению, естественно, начал получать
- 96. В числе основных причин этого – традиции преобладания содержания над формой, которые характерны для российского культурного
- 97. Для того чтобы обучение в консерваториях не превратилось просто в школу виртуозной игры, основатели консерваторий Рубинштейны
- 98. А, Николай Рубинштейн, хотя и не требовал самостоятельной подготовки всей программы выпускного экзамена, также придавал большое
- 99. Много внимания Рубинштейны уделяли теоретическим знаниям учеников, всегда прослеживая внутреннюю связь между уровнем теоретической подготовки и
- 100. В 1880-е гг. А.Г.Рубинштейн настаивал на необходимости введения для учащихся консерватории учебных курсов, которые дали бы
- 101. В этом курсе А. Г. Рубинштейн исполнил несколько сотен фортепианных произведений – фактически все наиболее значительные
- 102. Студенты этих отделений слушали лекции по методике преподавания своего предмета и проходили педагогическую практику под руководством
- 103. Помимо организаторской и музыкально-просветительской деятельности они занимались собственно педагогической работой в области фортепианной педагогики. Масштаб этих
- 104. И Антон, и Николай Рубинштейны требовали от учеников прежде всего передачи содержания исполняемых произведений. А для
- 105. Педагогическая деятельность А.Г.Рубинштейна протекала в основном в Петербургской консерватории (он возглавил ее сразу после открытия, затем
- 106. В то время как для А.Г.Рубинштейна с его гигантским размахом деятельности педагогика была все же не
- 107. Важно отметить такую черту педагогики Н.Г.Рубинштейна, которую современная педагогическая наука называет индивидуальным подходом к учащемуся. Н.Г.Рубинштейн
- 108. Говоря о педагогике А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов, нельзя не упомянуть и таком важном факторе, как обаяние
- 109. Среди множества учеников Николая Рубинштейна наиболее крупные фигуры – Э.Зауэр и А.Зилоти, а также С.И.Танеев (1856
- 110. Усилиями А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов и их соратников российская музыкальная педагогика приобрела в последней трети ХIХ
- 111. Тема 6.4. Основные тенденции музыкального образования и крупнейшие российские педагоги-музыканты второй половины ХIХ – начала ХХ
- 112. В последнюю треть XIX столетия в России возникла фигура композитора, ведущего педагогическую деятельность значительного масштаба. Таким
- 113. В 1871 г. Римский-Корсаков был приглашен в Петербургскую консерваторию в качестве профессора теории и композиции. Приступив
- 114. Будучи уже зрелым человеком и известным композитором, Римский-Корсаков занялся ликвидацией своих пробелов в образовании. «Итак, незаслуженно
- 115. Римский-Корсаков проработал в консерватории, ныне носящей его имя, 34 года и вместе с Танеевым создал традицию
- 116. У него учились также видные композиторы А.С.Аренский, М.Ф.Гнесин, А.Т.Гречанинов, Н.Я.Мясковский, М.О.Штейнберг, музыковеды Б.В.Асафьев и А.В.Оссовский, дирижеры
- 117. В конце XIX в. продолжала развиваться российская фортепианная школа. Традиции фортепианной педагогики, заложенные братьями Рубинштейнами, после
- 118. Так, например, опыт Сафонова как фортепианного педагога имеет историческое значение. Он создал свой педагогический метод, впитавший
- 119. Большинство из них продолжили педагогические традиции своего учителя: Л.В.Николаев стал основоположником ленинградской фортепианно-педагогической школы, К.Н.Игумнов и
- 120. Еще один выдающийся музыкант-педагог – Ф.М.Блуменфельд (1863-1931) – стал как бы связующим звеном между фортепианной педагогикой
- 121. Петербургская и Московская консерватории стали центрами подготовки не только пианистов, но и скрипачей, и виолончелистов мирового
- 122. В ряду российских скрипачей ХIХ в. необходимо выделить выдающегося музыканта польского происхождения Г.Венявского (1835 – 1880),
- 123. Учениками Ауэра, который с 1868 г., по приглашению А.Г.Рубинштейна переехал в Россию и стал преподавать в
- 124. А.И.Ямпольский, К.Г.Мострас, Л.М.Цейтлин, П.С.Столярский, Э.Млынарский, И.Галамян, Д.Ф.Ойстрах, Л.Б.Коган, Ю.И.Янкелевич и др. Всего Ауэр выпустил около 300
- 125. Одной из главных задач педагога Ауэр считал пробуждение сознания ученика, его интеллекта. Он писал, что педагог
- 126. Другим центром формирования скрипичных традиций была в конце ХIХ – начале ХХ вв. Московская консерватория. Она
- 127. Отличительной чертой скрипичной педагогики конца ХIХ – начала ХХ вв. явилось то, что помимо центров подготовки
- 128. Развитие виолончельной педагогики в еще большей мере, чем скрипичной, зависело от изменения роли виолончели как солирующего
- 129. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в России это удавалось очень немногим – прежде всего
- 130. В течение длительного периода – с 1882 по 1911 гг. – А.В.Вержбилович преподавал в Петербургской консерватории,
- 131. Среди учеников А.В.Вержбиловича – С.Козолупов, впоследствии продолживший его педагогические традиции уже в Московской консерватории; Л.Ростропович (отец
- 132. Третьим выдающимся виолончелистом «старшего поколения» (границы веков) считают Анатолия Брандукова (1856 – 1930). Он занимался в
- 133. Таким образом, к началу ХХ в. Россия обладала не только сложившейся системой профессионального музыкального образования, включавшей,
- 134. Еще одним центром профессионального музыкального образования, помимо консерватории, стали Придворная певческая капелла в Петербурге (бывший хор
- 135. Эти учреждения традиционно совмещали функции концертной организации и учебного заведения. Руководили ими в конце XIX столетия
- 136. С.В.Смоленский (1848-1909) вошел в историю как выдающийся хоровой дирижер, однако спектр направлений его деятельности был значительно
- 137. Помимо деятельности по подготовке музыкантов-профессионалов, С.В.Смоленский вел большую работу по созданию основ отечественного общего музыкального образования.
- 138. Музыкальное образование для народа являлось предметом поисков и для других выдающихся русских музыкантов. В конце XIX
- 139. Естественно, такая практика требовала коренного изменения, и вторая половина XI Х в. стала временем поиска содержания,
- 140. В этом утверждении имелось в виду также то, что хоровое искусство имело глубокие национальные корни в
- 141. Попыткой преодолеть отсутствие такой системы было создание М.А.Балакиревым и Г.Я.Ломакиным Бесплатной музыкальной школы (1862). Целью ее
- 142. Своеобразным продолжением традиций Бесплатной музыкальной школы стало создание в 1905 г. Московской народной консерватории, которую возглавил
- 143. Контрольная работа: 1 вариант: I. Основные тенденции музыкального образования и их воплощение в России во второй
- 145. Скачать презентацию