Содержание

Слайд 2

Опера - от латинского opus -дело, труд .

Опера - от латинского opus -дело, труд .

Слайд 3

История современного оперного театра берёт своё начало ещё в древних народных


История современного оперного театра берёт своё начало ещё в

древних народных игрищах и забавах. Выступая перед народом, бродячие артисты поражали зрителя не только танцем и пантомимой, но и потрясающим голосом.
Слайд 4

Опера возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков, как вполне самостоятельный жанр,

Опера возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков,

как вполне самостоятельный жанр,
Слайд 5

Все театральные выступления поначалу не имели конкретного названия. Их называли музыкальной

Все театральные выступления поначалу не имели конкретного названия. Их называли

музыкальной сказкой, музыкальным спектаклем, а уж потом и оперой.
Слайд 6

Тогдашние музыканты сыграли огромную роль в становлении нового театрального искусства. Уже

Тогдашние музыканты сыграли огромную роль в становлении нового театрального искусства. Уже

тогда возникли и первые задачи оперного театра – раскрыть, а главное – воплотить музыкальную драматургию на сцене, вселить в неё жизнь и донести зрителю. Современный оперный театр – это прежде всего игра, положенная на музыку.
Слайд 7

1561 год. Родился отец оперы - Якопо Пери. В 1598 году

1561 год. Родился отец оперы - Якопо Пери. В 1598

году он написал первую в истории культуры оперу “Дафна” (увы, не сохранившуюся до наших дней), а через два года - “Эвридику”.
Эта опера была исполнена на свадьбе французского короля Генриха IV и Марии Медичи.
Слайд 8

Отдать должное в развитии оперы необходимо итальянцу Клаудио Монтеверди – создателю музыкальной драмы

Отдать должное в развитии оперы необходимо итальянцу Клаудио Монтеверди –

создателю музыкальной драмы
Слайд 9

Во Франции основоположником нового музыкального жанра стал Жан Батист Люлли.

Во Франции основоположником нового музыкального жанра стал Жан Батист Люлли.

Слайд 10

В Англии – композитор Генри Персел, в Германии – выдающийся композитор

В Англии – композитор Генри Персел, в Германии – выдающийся

композитор всех времён и народов Георг Фридрих Гендель.
Слайд 11

Опера родилась как аристократическая забава, но вскоре стала развлечением для широкой

Опера родилась как аристократическая забава, но вскоре стала развлечением для

широкой публики. Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1637, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра
Слайд 12

Лучшие театры мира. Большой театр в Москве

Лучшие театры мира.

Большой театр в Москве

Слайд 13

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Слайд 14

В истории оперы нет другого оперного театра, столь же почитаемого, столь

В истории оперы нет другого оперного театра, столь же почитаемого, столь

же часто копируемого, столь же часто упоминаемого в качестве эталона для сравнения, как "Ла Скала". "Ла Скала" - это самый символ оперы - итальянской оперы.
Слайд 15

Слайд 16

Венская государственная опера

Венская государственная опера

Слайд 17

Опера Гарнье в Париже

Опера Гарнье в Париже

Слайд 18

Метрополитен опера в Нью Йорке

Метрополитен опера в Нью Йорке

Слайд 19

Национальный центр исполнительских искусств Китая, поначалу задумывавшийся как Большой национальный оперный

Национальный центр исполнительских искусств Китая, поначалу задумывавшийся как Большой национальный

оперный театр и в просторечии называемый «Яйцом», — оперный театр площадью 200000 кв. м.
Слайд 20

Театр оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского (г. Саратов).

Театр оперы и балета им. Н.Г.Чернышевского (г. Саратов).

Слайд 21

План зрительного зала в театре оперы и балета.

План зрительного зала в театре оперы и балета.

Слайд 22

Зрительный зал.

Зрительный зал.

Слайд 23

Оркестровая яма.

Оркестровая яма.

Слайд 24

Театральные ложи.

Театральные ложи.

Слайд 25

Театральный занавес.

Театральный занавес.

Слайд 26

Театральные декорации.

Театральные декорации.

Слайд 27

ЛИБРЕТТО (итал. libretto - букв. - книжечка)-литературный текст оперы. Первоначально публиковался

ЛИБРЕТТО (итал. libretto - букв. - книжечка)-литературный текст оперы. Первоначально

публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название).
Слайд 28

Строение оперы

Строение оперы

Слайд 29

Части оперного произведения

Части оперного произведения

Слайд 30

Симфонические оперные формы

Симфонические оперные формы

Слайд 31

А́рия (итал. aria — воздух) — законченный по построению эпизод в

А́рия (итал. aria — воздух) — законченный по построению эпизод в

опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.
Слайд 32

Ария отличается широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером. Часто арии предшествует речитатив. Разновидностью арии является арие́тта.

Ария отличается широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером. Часто арии

предшествует речитатив. Разновидностью арии является арие́тта.
Слайд 33

Дуэт – это оркестровый номер, исполняемый двумя певцами. Два разных голоса


Дуэт – это оркестровый номер, исполняемый двумя певцами. Два разных

голоса удивительным образом сочетаются, причудливо переплетаются, сходятся, расходятся, дополняют, оттеняют друг друга
Слайд 34

Трио - так называют ансамбль из трёх певцов.

Трио - так называют ансамбль из трёх певцов.

Слайд 35

В операх довольно часто встречаются квартеты - ансамбли, в которых участвуют

В операх довольно часто встречаются квартеты - ансамбли, в которых

участвуют четыре действующих лица оперы. Например, в последнем акте оперы Верди «Риголетто» есть квартет Герцога, Джильды, Маддалены и Риголетто.
Слайд 36

Иногда в роли комментатора поступков оперных героев выступает хор. В основном

Иногда в роли комментатора поступков оперных героев выступает хор. В

основном текст в оперных хорах произносится сравнительно медленно, фразы часто повторяются, чтобы сделать содержание понятным слушателю.
Слайд 37

Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом.

Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти

всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом.
Слайд 38

Для многих опер характерно также наличие оркестровых интерлюдий (вступлений, заключений, антрактов

Для многих опер характерно также наличие оркестровых интерлюдий (вступлений, заключений,

антрактов и т.д.) и сюжетных перерывов, заполняемых балетными сценами.
Слайд 39

В большой опере, самом распространенном ныне виде оперного жанра, поется весь текст.

В большой опере, самом распространенном ныне виде оперного жанра, поется

весь текст.
Слайд 40

В комической опере пение обычно чередуется с разговорными сценами.

В комической опере пение обычно чередуется с разговорными сценами.

Слайд 41

В классическом типе оперы главным средством донесения до публики сюжета и

В классическом типе оперы главным средством донесения до публики сюжета

и развития действия является речитатив: быстрая мелодизированная декламация в свободном метре, поддержанная простыми аккордами и основанная на естественных речевых интонациях.
Слайд 42

Вид легкой, сентиментальной комической оперы, получивший распространение в Париже и Вене,

Вид легкой, сентиментальной комической оперы, получивший распространение в Париже и Вене,

стал называться опереттой; в Америке он называется музыкальной комедией.
Слайд 43

Пьесы с музыкой (мюзиклы), снискавшие славу на Бродвее, обычно более серьезны по содержанию, чем европейские оперетты.

Пьесы с музыкой (мюзиклы), снискавшие славу на Бродвее, обычно более

серьезны по содержанию, чем европейские оперетты.
Слайд 44

При сочинении оперной музыки большинство композиторов соблюдали некоторые условности. Например, использование

При сочинении оперной музыки большинство композиторов соблюдали некоторые условности. Например,

использование высоких регистров голосов или инструментов означало «страсть», диссонирующие гармонии выражали «страх». Подобные условности не были произвольными: люди вообще повышают голос при волнении, а физическое ощущение страха дисгармонично.
Слайд 45

В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть типов.

В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть

типов.
Слайд 46

Вообще, чем старше и опытней персонаж, тем ниже должен быть его

Вообще, чем старше и опытней персонаж, тем ниже должен быть

его голос.

Постепенно сформировались правила выбора певческого тембра для определенной роли. Партии главных героев и героинь обычно поручались тенорам и сопрано.

Слайд 47

Партии крестьян, волшебников, людей зрелого возраста, властителей и стариков обычно создавались

Партии крестьян, волшебников, людей зрелого возраста, властителей и стариков обычно

создавались для бас-баритонов (например, Дон Жуан в опере Моцарта) или басов (Борис Годунов у Мусоргского).
Слайд 48

Гордость российской оперной сцены: Леонид Собинов, Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Надежда Обухова

Гордость российской оперной сцены:
Леонид Собинов, Фёдор Шаляпин,

Антонина Нежданова, Надежда Обухова
Слайд 49

На протяжении столетий главным достоинством, золотым эталоном для оперных певцов считался


На протяжении столетий главным достоинством, золотым эталоном для оперных певцов

считался голос. Если у тебя был могучий голос, ты был в опере царь и бог. А как ты выглядел и играл, это, в общем-то, никого особенно не волновало. Для оперной публики голос был главной приманкой.
Слайд 50

«Евгений Онегин» постановка Д.Чернякова С некоторых пор ситуация стала потихоньку меняться.

«Евгений Онегин» постановка Д.Чернякова

С некоторых пор ситуация стала потихоньку меняться.

Выросла роль режиссёров в оперных спектаклях. Их постановки, часто вызывающие, скандальные, иногда психологически детализированные, привлекли в оперные театры новую, более молодую публику.
Слайд 51

Для новой публики выигрышные внешние данные и умение вжиться в образ

Для новой публики выигрышные внешние данные и умение вжиться в

образ стали более важными достоинствами, нежели безупречный вокальный аппарат.
Слайд 52

В Америке резкий перелом в этой области произошёл в прошлом сезоне,

В Америке резкий перелом в этой области произошёл в прошлом

сезоне, когда "Метрополитен Опера" стала транслировать оперные спектакли в кинотеатрах.
Оглушительный успех Анны Нетребко в показанной таким образом опере Беллини "Пуритане" подтвердил - новой публике, которую можно назвать, скорее, зрительской, чем слушательской, нужны новые кумиры, новые звёзды, красивые, гламурные, легко двигающиеся, убедительно играющие. Всё это есть у Анны Нетребко. А если она вдобавок обладает красивым голосом, что ж - это в опере тоже не помешает".
Слайд 53

Метрополитен Опера проводит трансляции своих спектаклей в кинотеатрах США, Канады и

Метрополитен Опера проводит трансляции своих спектаклей в кинотеатрах США, Канады

и Европы. А теперь еще и на круизных лайнерах.
Лайнеры, экипированные оборудованием Movies Under the Stars, предложат пассажирам оперу под открытым небом - на огромных жидкокристаллических экранах, установленных рядом с бассейнами на верхних палубах.
Слайд 54

Город спит... Отдыхает театр, Дремлют кресла в сумрачном зале. Тишина. И

Город спит... Отдыхает театр,
Дремлют кресла в сумрачном зале.
Тишина. И звонки все

молчат -
Они тоже за вечер устали.
Нет, искусство, друзья, никогда,
Никогда не стареет с годами!
А волшебное слово "театр" -
Оно будет всю жизнь вместе с нами.

Людмила Туманова

Слайд 55

Использованные материалы: http://www.italynews.ru/photo_memphotos_pg106.html http://www.chesspro.ru/guestnew/looknullmessage/?themeid=8&id=121&page=23 http://900igr.net/fotografii/kosmos-gorod-transport/Gorod-Teatr.files/024-Orkestrovaja-jama.html http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=248 http://tahaeva2005.narod.ru/balet/b.html http://www.nice-places.com/gallery/ukraine/odessa/377/3188.htm http://tahaeva2005.narod.ru/balet/b.html http://www.ebook.booknavigator.ru/index.php?page=context_word_search&wid=40081&it=2 http://sobinov.yarosinfo.ru/ http://www.mosconsv.ru/publications/details.phtml?892 http://www.stihi.ru/2010/05/23/268

Использованные материалы:

http://www.italynews.ru/photo_memphotos_pg106.html
http://www.chesspro.ru/guestnew/looknullmessage/?themeid=8&id=121&page=23
http://900igr.net/fotografii/kosmos-gorod-transport/Gorod-Teatr.files/024-Orkestrovaja-jama.html
http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=248
http://tahaeva2005.narod.ru/balet/b.html
http://www.nice-places.com/gallery/ukraine/odessa/377/3188.htm
http://tahaeva2005.narod.ru/balet/b.html
http://www.ebook.booknavigator.ru/index.php?page=context_word_search&wid=40081&it=2
http://sobinov.yarosinfo.ru/
http://www.mosconsv.ru/publications/details.phtml?892
http://www.stihi.ru/2010/05/23/268