Ф.Шуберт Неоконченная симфония

Содержание

Слайд 2

Симфония си минор «Неоконченная» В 1865 году один из венских, капельмейсте­ров

Симфония си минор «Неоконченная»

В 1865 году один из венских, капельмейсте­ров составлял программу

концерта старой вен­ской музыки. Для этого он перебирал кипы ста­ринных рукописей. В одном неразобранном ар­хиве он обнаружил неизвестную ранее партиту­ру Шуберта. Это была си минорная симфония. Она была исполнена впервые в декабре 1865 года — через 43 года после создания.
Слайд 3

В то время, когда Шуберт писал эту симфо­нию, он уже был

В то время, когда Шуберт писал эту симфо­нию, он уже был

известен как автор прекрас­ных песен и фортепианных пьес. Но ни одна из написанных им симфоний не была публично исполнена. Новая си минорная симфония со­здавалась сначала в виде переложения для двух фортепиано, а затем уже — в партитуре. В фор­тепианном варианте сохранились наброски трех частей, но в партитуре композитор записал толь­ко две. Поэтому впоследствии она получила название « Неоконченной».
До сих пор во всем мире ведутся споры, является ли она незавершенной, или Шуберт полностью воплотил свой замысел в двух час­тях вместо принятых в то время четырех.
Слайд 4

Существует мнение, что композитор соби­рался писать обычную четырёхчастную симфо­нию. Его идеалом,

Существует мнение, что композитор соби­рался писать обычную четырёхчастную симфо­нию. Его идеалом,

к которому он стремился приблизиться, был Бетховен. Это доказала Боль­шая до мажорная симфония Шуберта. А напи­сав эти две части, он мог просто испугаться — так они не были похожи на все написанное в этом жанре до него. Вероятно, композитор не понял, что созданное им — шедевр, открываю­щий новые пути в развитии симфонии, счел симфонию неудачей и оставил работу.

Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпан­ности. Неоконченная симфония — новое слово а этом жанре, открывшее дорогу романтизму. С ней в симфоническую музыку вошла новая тема — внутренний мир человека, который ос­тро ощущает свой разлад с окружающей дей­ствительностью. Если бы она прозвучала сразу же после написания, она могла бы оказать еще большее влияние на развитие музыки. Но мир узнал ее в то время, когда уже появились ро­мантические симфонии Мендельсона, Берлио­за, Листа.

Слайд 5

Первая часть симфонии Первая часть симфонии написана в форме сонатного allegro.

Первая часть симфонии

Первая часть симфонии написана в форме сонатного allegro. Она

начинается медленным вступлением, тема которого играет роль своеоб­разного лейтмотива симфонии. Она рождается откуда-то из глубины в унисоне виолончелей и контрабасов. Она застывает, словно неразрешенный воп­рос. А дальше — трепетный шелест скрипок и на его фоне — распев главной темы. Эту выра­зительную, словно молящую о чем-то мелодию исполняют гобой и кларнет.

Постепенно лента мелодии разворачивает­ся, становится все более напряженной. На сме­ну ей приходит мягкая вальсовая тема побоч­ной партии. Она похожа на островок безмятеж­ного покоя, светлую идиллию. Но эту идиллию прерывает оркестровое tutti. Драма вступает в свои права. Тема побочной партии как будто пытается пробиться на поверхность сквозь сокрушительные аккорды. И когда эта тема, на­конец, возвращается, как сильно она измене­на — надломлена, окрашена скорбью. В конце экспозиции все застывает. Разработка построе­на на теме вступления. Музыкальное развитие достигает колоссальной кульминации. И вдруг - полное опустошение, остается звучать лишь одинокая тоскливая нота. Начинается реприза. Еще один круг драматического разви­тия приходится на коду. В ней — то же напря­жение, пафос отчаяния. Но сил для борьбы боль­ше нет. Последние такты звучат как трагичес­кий эпилог.

Слайд 6

Вторая часть симфонии Вторая часть — мир других образов. Это поиски

Вторая часть симфонии

Вторая часть — мир других образов. Это поиски новых,

светлых сторон жизни, прими­ренность с ней. Как будто герой, переживший душевную трагедию, ищет успокоения. Изуми­тельной красотой отличаются обе темы этой части: и широкая песенная главная, и побоч­ная, проникнутая тонкими психологическими оттенками.
Очень эффектно завершает композитор сим­фонию: постепенно затухает, растворяется на­чальная тема. Возвращается тишина...
Слайд 7

Вопросы 1. В каком году симфония была написана? Когда со­стоялось ее

Вопросы

1. В каком году симфония была написана? Когда со­стоялось ее первое

исполнение?
2. Почему симфонию называют «Неоконченной»?
3. Сколько всего симфоний написал Шуберт?
4.Чем отличается тематизм симфонии?
5.Как характер произведения влияет на его оркестровку?
6.Расскажи строение частей симфонии.
Слайд 8

Список произведений Шуберта: Более 600 песен. 9 симфоний. 9 увертюр. Камерно-инструментальные

Список произведений Шуберта:

Более 600 песен.
9 симфоний.
9 увертюр.
Камерно-инструментальные ансамбли.
22 сонаты для фортепиано.
8

«Экспромтов».
6 «Музыкальных моментов».
Фантазия «Скиталец» для фортепиано.
Фортепианные дуэты — более 50»
Произведения для хора и ансамблей — бо­лее 100.
Произведения для сцены — 18.