Опера «Руслан и Людмила». Михаил Иванович Глинка

Содержание

Слайд 2

Оперу по одноименной сказке-поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» написал Михаил Иванович

Оперу по одноименной сказке-поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» написал Михаил

Иванович Глинка – великий русский композитор.

Опера «Руслан и Людмила»

Слайд 3

Опера – музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.

Опера – музыкальный спектакль,
в котором все действующие лица

поют в сопровождении симфонического оркестра.
Слайд 4

Опера - (от итал. opera —труд, сочинение) произведение, сочетающее в себе

Опера -

(от итал. opera —труд, сочинение) 
произведение, сочетающее в себе

искусство музыки с искусством театра и часто балета.
Слайд 5

Жанр оперы возник в Италии, в конце XVI века. Автор первой

Жанр оперы возник
в Италии, в конце XVI века.
Автор первой оперы

– итальянский композитор
Клаудио Монтеверди.
Родоначальником русской оперы является величайший русский композитор
Михаил Иванович Глинка.
Слайд 6

Опера родилась как аристократическая забава, но вскоре стала развлечением для широкой

Опера родилась как аристократическая забава, но вскоре стала развлечением для широкой

публики.
Первый общедоступный оперный театр был открыт в Венеции в 1637, спустя всего лишь четыре десятилетия после появления на свет самого жанра. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе.
Как публичное развлечение она достигла наивысшего развития в 19 – начале 20 вв.
Слайд 7

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. В состав оперного

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера.
В состав оперного

коллектива входят: солист, хор, симфонический оркестр.
Части оперного произведения — арии, речитативы, ариозо, песни, дуэты, трио, квартеты и т. д.
Инструментальные эпизоды— увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.
Слайд 8

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта,

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта,

каватина, монолог, баллада, песня).
Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи.
Слайд 9

Ария - (итал. aria — воздух) — это музыкальный номер для

Ария -

(итал. aria — воздух) — это музыкальный номер для солирующего голоса с

инструментальным сопровождением в опере, оратории или кантате. Основное средство  характеристики оперного героя.
Слайд 10

Речитатив - (от итал. recitare -декламировать) - тип вокального исполнения, воспроизводящий

Речитатив -

 (от итал.  recitare  -декламировать) - тип вокального исполнения, воспроизводящий ритмический и интонационный

рисунок  естественной речи.
Слайд 11

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности

служат более полному раскрытию образов.
Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам).
Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.
Слайд 12

Увертюра (от фр. ouverture — вступление) - инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая

Увертюра

 (от фр. ouverture — вступление) - инструментальная оркестровая 
пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления -оперы пьеса, исполняемая

перед началом какого-либо представления -оперы, балета пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления -оперы, балета, кинофильма пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления -оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке.
Слайд 13

Хор - (др.-греч. χορός — толпа) — певческий коллектив, музыкальный ансамбль,

Хор -

(др.-греч. χορός — толпа) — певческий коллектив, музыкальный ансамбль,

состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.
Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух или более человек исполняющих одну и ту же партию.
Хором руководит дирижёр.
Слайд 14

Хор Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не

Хор

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не

связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).
Слайд 15