Оркестровые духовые и ударные инструменты

Слайд 2

Детство Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года на

Детство

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года на

востоке Франции в городке Ла Кот – Сент-Андре. Он был первым ребенком в семье местного доктора, который всесторонне развивал сына, прививая ему интерес, в том числе и к музыке.
В детстве Гектор овладел флейтой и гитарой, именно тогда были сочинены его первые романсы. В 1821 году он отправляется в Париж учиться в Медицинскую школу, поскольку отец видел в сыне продолжателя врачебной династии. Однако медицинские изыскания вызывали у студента отвращение. Отдушину он находил в Парижской опере, где его вдохновляли таланты Глюка и Спонтини. Он стал изучать партитуры полюбившихся опер, написал статью в журнал и вновь взялся за сочинительство. С 1823 года юноша берет частные уроки композиции, занимается самообразованием.
Слайд 3

Юность В 1824 году Гектор покидает Медицинскую школу, чтобы полноценно заняться

Юность

В 1824 году Гектор покидает Медицинскую школу, чтобы полноценно

заняться музыкой. Родители восприняли этот шаг крайне негативно, отец значительно сократил его содержание, и молодой автор публично исполненной «Торжественной мессы» был вынужден зарабатывать себе на жизнь пением в хоре.
В 1826 году Берлиоз поступает в Парижскую консерваторию, которую заканчивает в год своего абсолютного триумфа с «Фантастической симфонией». Тогда же была получена и престижная Римская премия, на средства которой он отправился учиться в Италию. Возвращение в Париж в 1833 году было ознаменовано свадьбой с актрисой Гарриетт Смитсон. Против этого брака была настроена вся семья Берлиоза, за исключением его младшей сестры Адели. Год спустя родился сын Луис, названный в честь отца композитора.
Слайд 4

Критик Обосновавшись в Париже, Берлиоз развил творческую активность, работал как композитор,

Критик

Обосновавшись в Париже, Берлиоз развил творческую активность, работал как

композитор, сочиняя программные симфонии и оперы; дирижёр и музыкальный критик, писал в газетах «Gazette musicale de Paris», позже и в «Journal des Débats» до 1864 года и приобрел репутацию строгого и серьёзного критика. Так, за годы публицистической деятельности им было написано множество статей и фельетонов, которые выходили почти ежедневно на протяжении более сорока лет — с 1823 года по 1864 год в парижских газетах: «Le Corsaire» (с 1823), «Le Correspondant» (с 1829), «La Gazette musicale de Paris» (с 1834), а также в «Le Journal des Débats».
Несмотря на то, что работа музыкальным критиком обеспечивала неплохой доход, он её ненавидел, так как из-за этого у него оставалось мало свободного времени, чтобы сочинять музыку. Несмотря на то, что Берлиоз был авторитетным музыкальным критиком, в своих публикациях он никогда не рекламировал собственные произведения.
Слайд 5

Россия С 1842 года Берлиоз много гастролировал за границей. Он с

Россия

С 1842 года Берлиоз много гастролировал за границей. Он с триумфом

выступал как дирижёр и композитор в России (1847 г., 1867—1868 гг.), в частности, собрав внушительную публику на концерте в Московском манеже. В 1847 году, будучи в России, он посвятил ранее сочинённую «Фантастическую симфонию» императору Николаю I. Выступления в качестве дирижёра в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. «И ты моя спасительница, Россия!» — писал он после.
В Санкт-Петербурге в 1867—1868 годах композитор жил в Михайловском дворце по адресу Инженерная улица, 4. Глинка называл его «первым композитором нашего века»[19]. О петербургских концертах Берлиоза Н. А. Римский-Корсаков вспоминал: «Исполнение было прекрасное, обаяние знаменитой личности делало всё. Взмах Берлиоза простой, ясный, красивый. Никакой вычуры в оттенках…».
Слайд 6

Творчество Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной

Творчество

Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной

симфонии[31]. Он смело вводил нововведения в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам произведений.
1826 год - «Греческая революция» — отзыв на освободительную борьбу греков против Османской империи.
1831 год - «Лелио, или Возвращение к жизни»
1840 год - «Траурно-триумфальной симфонии» написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий
1846 год - "Венгерский марш"