Основные жанры светской музыки

Содержание

Слайд 2

Все искусства имеют единую основу – жизнь. Пока жив человек, он

Все искусства имеют единую основу – жизнь.
Пока жив человек, он будет

искать ответы на вопросы, что есть:
Слайд 3

Отношение к этим темам отображается в произведениях искусства, в том числе

Отношение к этим темам отображается в произведениях искусства, в том числе

и в музыке.
Но каждый из видов искусства живет по своим, определенным законам.
Слайд 4

История возникновения светской музыки С XVI в. развивается камерная музыка (camera-

История возникновения светской музыки

С XVI в. развивается камерная музыка (camera- комната)
С

середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь.
Формируются классические виды инструментального ансамбля – соната, трио, квартет.
Слайд 5

Светская музыка Наша русская культура развивалась несколько иначе, чем зарубежная. До

Светская музыка

Наша русская культура развивалась несколько иначе, чем зарубежная. До своего

расцвета она прошла очень большой путь развития.
Началом русской музыки можно считать 9 век, когда появляются первые музыканты на Руси.
Первые музыканты на Руси были скоморохи.
Слайд 6

Первые музыканты на Руси - скоморохи Скоморохи, странствующие актеры Древней Руси

Первые музыканты на Руси - скоморохи

Скоморохи, странствующие актеры Древней Руси –

певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.
Слайд 7

Первые музыканты на Руси - скоморохи

Первые музыканты на Руси - скоморохи

Слайд 8

Первые музыканты на Руси - скоморохи

Первые музыканты на Руси - скоморохи

Слайд 9

Светская музыка Вплоть до XVIII в. Светская музыка в нашем государстве

Светская музыка

Вплоть до XVIII в. Светская музыка в нашем государстве не

была профессиональной. Только с XIX в. русская музыка вступает на путь развития и во II четверти XIX в. наступает её расцвет.
Опираясь на народную музыку и исторические события, русские композиторы создают национальную школу.
Слайд 10

Светская музыка Основоположником русской классической музыки считается М. И. Глинка. Большое

Светская музыка

Основоположником русской классической музыки считается М. И. Глинка.
Большое значение для

русской светской музыки имело творчество музыкального сообщества, которое продолжало идею М. И. Глинки – сохранение и развитие русской национальной музыки.
Слайд 11

Соната – (от итал. Sonare – звучать) – один из самых распространенных жанров камерной музыки.

Соната – (от итал. Sonare – звучать) – один из самых

распространенных жанров камерной музыки.
Слайд 12

Сонатой называется многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей,

Сонатой называется многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей,

предназначенное для одного или двух инструментов.

Название «соната» произошло от итальянского глагола «sonare», что переводится как «звучать». Впервые так стали называть свои произведения итальянские композиторы XVI в. И тогда сонатами называли любую инструментальную музыку.

Слайд 13

Наиболее острой и напряженной является первая часть сонаты. Обыкновенно она написана

Наиболее острой и напряженной является первая часть сонаты. Обыкновенно она написана

в сонатной форме (форме сонатного аллегро).
На основе взаимодействия музыкальных тем и образов происходит раскрытие драматического содержания.
Темы: главная и побочная.
Слайд 14

Сонатная форма

Сонатная форма

Слайд 15

В экспозиции происходит появление основных музыкальных тем. В разработке эти темы

В экспозиции происходит появление основных музыкальных тем.
В разработке эти темы звучат

по-новому: взаимодействуют друг с другом, распадаются на отдельные мотивы, интонации, сталкиваются и переплетаются.
В репризе повторяются основные темы экспозиции, но с изменениями, вызванными «событиями» разработки.
Слайд 16

Слайд 17

Особенность развития, характерного для сонатной формы, можно услышать не только в

Особенность развития, характерного для сонатной формы, можно услышать не только в

инструментальных сонатах, но и в симфонических увертюрах разных композиторов, и в таких многочастных произведениях, как концерт и симфония.
Слайд 18

Симфония (от греч. symphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение.

Симфония
(от греч. symphonia – созвучие) – ведущий жанр оркестровой
музыки,

сложное, богато развитое
многочастное произведение.
Слайд 19

Симфония = роман = драматическое произведение в литературе ОСОБЕННОСТИ СИМФОНИИ

Симфония = роман =
драматическое произведение
в литературе

ОСОБЕННОСТИ СИМФОНИИ

Слайд 20

Слайд 21

I-ая часть: Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Она

I-ая часть:
Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Она пишется

в сонатной форме (в форме сонатного аллегро).
Слайд 22

II-ая часть: Медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, пасторальная,

II-ая часть:
Медленная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям, пасторальная, элегичная,

скорбная или трагическая по настроению
Слайд 23

III-ая часть: Менуэт – это игра, веселье, картинка народной жизни.

III-ая часть:
Менуэт – это игра, веселье, картинка народной жизни.

Слайд 24

IV-ая часть: Быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке. Он как

IV-ая часть:
Быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной, жанрово-бытовой музыке.
Он как итог

всех частей отличается, как правило, победным, торжественным, праздничным характером – так в процессе борьбы, острых, конфликтных столкновений, видоизменений утверждается музыкальная идея произведения.