Первоначальные сведения о жанре сонаты, симфонии. Слушание музыки. 2 класс

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИЯ ПРО МОТИВНУЮ РАБОТУ

ИСТОРИЯ ПРО МОТИВНУЮ РАБОТУ

Слайд 3

Слайд 4

Какой здесь работает мотив? Гаммообразный! История про двух котов предстала в

Какой здесь работает мотив? Гаммообразный! История про двух котов предстала в

звуках. И наши второклассники были весьма довольны. Я думаю, что эта музыкальная история и вам подскажет, как понимать мотивное развитие.
Слайд 5

А теперь к делу! Поговорим о приёме серьёзно. Вы уже поняли,

А теперь к делу! Поговорим о приёме серьёзно. Вы уже поняли,

что очень важно отметить каждую деталь в мелодическом рисунке, ритме, фактуре. Тогда вы услышите, как сталкивается один мотив с другим, как они перебегают из одного регистра в другой, из одной тональности в другую, то есть перед вами предстанет настоящий театральный спектакль.
Слайд 6

Строение сонатной формы Первый раздел называется экспозиция, что означает «показ», «изложение».

Строение сонатной формы

Первый раздел называется экспозиция, что означает «показ», «изложение». В

ней две темы: главная и побочная.
Второй раздел - разработка.
Третий раздел – реприза, что означает «повторение».
Слайд 7

Соната Как вы думаете, что собой представляет произведение «соната». В переводе

Соната

Как вы думаете, что собой представляет произведение «соната».
В переводе слово

«соната» означает «звучать» Это произведение многочастное. Написано для одного инструмента. В эпоху средневековья итальянское слово «соната» означало исполнение, игру на музыкальных инструментах. А затем в XVI веке стали называть сонатой самостоятельную пьесу.
Сонаты каких композиторов вы знаете? (Моцарт)
Соната - это инструментальный театр, а части - это действия.
I часть - сонатная форма, где герои представляются, ссорятся, а затем мирятся.
Слайд 8

Давайте помечтаем. Представим, что мы находимся в чудесном саду. Ярко светит

Давайте помечтаем. Представим, что мы находимся в чудесном саду. Ярко светит

солнце, вьются бабочки и стрекозы. А мы сидим в беседке, и нам совсем не жарко; беседку со всех сторон обвивает виноградная лоза. Она даёт нам тень, резные листья создают неповторимый узор, а ягоды так и просятся в рот. Они светятся на солнце, и внутри каждой ягодки мы видим маленькое зёрнышко - вот из этой косточки вырос огромный чудесный куст. Виноградную лозу часто называют символом жизни...
Слайд 9

Не задумывались ли вы над тем, что музыкальное произведение тоже похоже

Не задумывались ли вы над тем, что музыкальное произведение тоже похоже

на прекрасный цветок или на могучее дерево? Оно растёт и развивается из маленького «зёрнышка». Причём музыка «не просто изменяется - она изменяется красиво»! Об этом тонко и точно писал Л. Бернстайн в своей книге «Концерты для молодёжи»: Крупное музыкальное произведение - это целая жизнь между его началом и концом. Все темы, мелодии, музыкальные фразы, как бы малы они ни были, растут и получают законченное развитие. Так вырастает, например, большое «дерево» симфонии.
Слайд 10

Симфония Симфония в переводе с греческого языка - «созвучие». Первые, или

Симфония

Симфония в переводе с греческого языка - «созвучие». Первые, или как

их называют, ранние симфонии появились в немецком городе Мангейме. Ведь именно там собрались прекрасные музыканты для того, чтобы играть вместе в оркестре. Каждый из них был мастером. Именно поэтому оркестр вызывал восхищение всех, кто когда-либо его слышал.
Но был ещё секрет, вызывающий всеобщее удивление. Эти замечательные музыканты научились впервые в истории музыки делать крещендо или диминуэндо целым оркестром. На каждом инструменте в отдельности этот приём использовался уже давно. Но чтобы весь оркестр, все инструменты одновременно могли усиливать звук или ровно, постепенно затихать - такого до них никто не умел. «Их форте казалось подобным грому, их крещендо - словно 31 водопад, их диминуэндо - затухающее журчание потока» - так отзывались об оркестре современники.
Слайд 11

Слушаем: В.А. Моцарт. Симфония № 40, IV часть Большим другом мангеймских

Слушаем: В.А. Моцарт. Симфония № 40, IV часть

Большим другом мангеймских

композиторов был В.А. Моцарт. Их симфонии приводили Моцарта в восторг.
С какими произведениями Моцарта мы уже знакомы?
( Симфония № 40, Турецкое рондо, увертюра к опере «Свадьба Фигаро»).
Вспомним понятия - главная и побочная тема.
Помечтаем и представим действия наших героев в IV части симфонии.
Главная тема напоминает нам стрелу. Да так её и называли во времена Гайдна и Моцарта - «мангеймская стрела».
Слайд 12

Йозеф Гайдн Современник Моцарта - композитор Й. Гайдн. Это величайшие композиторы-симфонисты,

Йозеф Гайдн

Современник Моцарта - композитор Й. Гайдн. Это величайшие композиторы-симфонисты, которые

подарили нам классический (т.е. образцовый) тип симфонии, многому научились у своих друзей и старших современников.
Слайд 13

Слушаем: Й. Гайдн. «Детская симфония» 1 часть Рассказывают, что однажды Гайдн

Слушаем: Й. Гайдн. «Детская симфония» 1 часть

Рассказывают, что однажды Гайдн

увидел на ярмарке у торговца игрушками множество свистулек, погремушек, дудочек, трещоток и других детских музыкальных инструментов. Композитор задумал сочинить симфонию и включить некоторые из инструментов в её исполнение.
Когда симфония была уже готова, Гайдн принёс ноты и музыкальные игрушки в дом, где было много детей... Зазвучала музыка: взрослые играли на настоящих музыкальных инструментах, а дети - на барабане, трещотке, треугольнике и инструментах, подражающих пению птиц - кукушки, перепела, соловья.
Главная тема - кукушка. Побочная тема - хор птиц.
Слайд 14

Задания Назовите жанры произведений, с которыми мы сегодня познакомились. Что собой

Задания

Назовите жанры произведений, с которыми мы сегодня познакомились.
Что собой представляет соната?
Что

собой представляет симфония?
Произведения каких композиторов слушали?
Как называются основные темы?