Вокально-хоровой ансамбль. Традиции и перспективы. Из опыта работы хормейстера

Содержание

Слайд 2

«Нет выше того потрясения, которое производит на человека совершенно согласованное согласие

«Нет выше того потрясения, которое производит на человека совершенно согласованное согласие

всех частей между собой».
Н.В.Гоголь

«Виктор Гюго считал, что три фактора имеют решающее значение в успешном развитии каждого народа. Это буква, цифра и нота».
А.В. Свешников

Слайд 3

Слайд 4

Палладий Андреевич Богданов (1881 – 1971) Александр Григорьевич Мурин (1917 – 1992)

Палладий Андреевич Богданов (1881 – 1971)

Александр Григорьевич Мурин
(1917 – 1992)

Слайд 5

Слайд 6

Поездка в Гатчину, 2014г.

Поездка в Гатчину, 2014г.

Слайд 7

Исполнение кантов в домашнем кругу музыкантами любителями (конец XVII – конец

Исполнение кантов в домашнем кругу музыкантами любителями (конец XVII – конец

XVIII вв.)
Распространение вокально-ансамблевого пения в различных кружках, салонах, обществах (XVII – первая половина XIX вв.), хоровые ансамбли из талантливых крепостных крестьян
Многочисленные любительские вокально-хоровые общества, изучавшие вокально-ансамблевое искусство (вторая половина XIX – начало XX вв.)

Краткая история жанра

Слайд 8

Главная задача самодеятельного вокального ансамбля - вокально-ансамблевое эстетическое воспитание его участников,

Главная задача самодеятельного вокального ансамбля - вокально-ансамблевое эстетическое воспитание его участников,

основанное на гармоничном сочетании эстетического и специфического вокально-ансамблевого развития.

Целью профессионального искусства является эстетическое воспитание и развитие зрителей, самодеятельного – эстетическое развитие самих участников

Слайд 9

Эстетические ценности, присущие вокально-ансамблевой деятельности: любовь к жанру мера артистической самостоятельности,

Эстетические ценности, присущие вокально-ансамблевой деятельности:
любовь к жанру
мера артистической самостоятельности, неизмеримо бОльшая

по сравнению с хористами
Повышенная личная ответственность каждого участника коллектива за качественный уровень исполнения.
Слайд 10

Ценности, связанные с технологическим выполнением исполнительских задач: ансамблевость, слитность голосов точный

Ценности, связанные с технологическим выполнением исполнительских задач:
ансамблевость, слитность голосов
точный интонационный

строй
отчетливая дикция, более активная артикуляция
шкала динамических оттенков
высокий уровень актерского мастерства
Слайд 11

сам жанр состав исполнителей условия исполнения (концертное выступление или театрально –сценическое

сам жанр
состав исполнителей
условия исполнения (концертное выступление или театрально –сценическое действие, в

т.ч. кантатно-ораториальный или оперно-хоровой вок. анс. жанры)
вид исполнения (без сопр. или с сопр.)
содержание, характер, масштаб, структура

Факторы, исторически определившие классификацию вокально-ансамблевых жанров:

Слайд 12

6 Тип вокального ансамбля зависит от того, какие партии входят в

6
Тип вокального ансамбля зависит от того, какие партии входят в его

состав.
Исходя из этого,
вокальные ансамбли делятся на однородные и смешанные.
Вид определяется количеством ансамблевых голосов – одноголосные, двух-, трех – и пр.- голосные ансамбли.
Так же как и хоры, вокальные ансамбли
могут быть полного и неполного состава.
Слайд 13

В отличие от хора, исполнительский состав вокального ансамбля имеет две частные

В отличие от хора, исполнительский состав вокального ансамбля имеет две частные

характеристики, касающиеся его
жанровой разновидности:
СОЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ (ансамбль солистов) и
ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ.
Слайд 14

Соотношение количества участников и числа исполняемых ими партий определяет принадлежность коллектива

Соотношение количества участников и числа исполняемых ими партий определяет принадлежность коллектива

к сольному или хоровому исполнительству.
Существуют также вокальные коллективы, в которых при исполнении произведений одна партия поется одним человеком, а другая (другие) – двумя или более людьми.
Такой ансамбль можно назвать сольно-хоровым.
Он часто встречается в художественной самодеятельности при общем нестабильном составе.
Слайд 15

Количественный состав вокально – ансамблевого коллектива определяется общим числом участников: малый

Количественный состав вокально – ансамблевого коллектива определяется общим числом участников:
малый

состав (4 человека),
средний состав (8 человек)
большой состав (12 человек).

Каждый из этих составов может быть сольным, хоровым или сольно-хоровым.

Слайд 16

П.Г. Чесноков определяет хоровую звучность, как ровную, полноценную звучность при слиянии

П.Г. Чесноков определяет хоровую звучность, как
ровную, полноценную звучность при слиянии

всех голосов в едином аккорде, поражающую цельностью и монолитностью.

Им выделено три элемента хоровой звучности: ансамбль, строй, нюансы

Слайд 17

В.Г. Соколов писал: «В тех случаях, когда партии хора в аккорде

В.Г. Соколов писал:
«В тех случаях, когда партии хора в аккорде

находятся примерно в одинаковых тесситурных условиях, … ансамбль называется естественным.»
В противном случае должен быть создан искусственный ансамбль.
Слайд 18

Интонация – горизонталь Строй – вертикаль Тембр – характер звука Динамика

Интонация – горизонталь
Строй – вертикаль
Тембр – характер звука
Динамика – сила звука
Ритм

– соотношение в длительности звуков
Агогика – единство движения
Дикция – орфоэпия – единство произношения

Г.А. Дмитревский разделяет понятие ансамбль на технологический и художественный

Слайд 19

1. Одинаковое количество певцов в каждой партии 2. Одинаковое качество голосов

1. Одинаковое количество певцов в каждой партии
2. Одинаковое качество голосов в

каждой партии
3. Однотембренность голосов в каждой партии

Для достижения наилучшего ансамбля (П.Г.Чесноков):

Слайд 20

Уравновешенность – основное требование ансамбля. Но допускаются и отклонения: Частичное выделение

Уравновешенность – основное требование ансамбля. Но допускаются и отклонения:
Частичное выделение какой-либо

партии, ведущей главную мелодию, выдвижение на первый план каких-либо второстепенных мелодико-ритмических фигур
2. Полный выход из ансамбля певца-солиста
3. Выделение главной темы в полифонических произведениях.
Слайд 21

Фортепиано в ансамбле с поющими тоже должно петь, обладать дыханием, мягкой

Фортепиано в ансамбле с поющими тоже должно петь, обладать дыханием, мягкой

атакой, протяженностью звука, слитностью аккордов.
Все это отличает игру аккомпаниатора – мастера.»
Слайд 22

Вокально- хоровые навыки юного музыканта: Певческие навыки Умение понимать жест дирижера

Вокально- хоровые навыки юного музыканта:
Певческие навыки
Умение понимать жест дирижера
Техника хорового дыхания
Звукообразование
Дикция
Чистота

интонирования
Слайд 23

Принципы формирования ансамбля. (В.Е. Ровнер) организация на базе хора резервный ансамбль

Принципы формирования ансамбля. (В.Е. Ровнер)

организация на базе хора
резервный ансамбль из новичков
выработка единой

тембровой окраски голосов
развитие гармонического слуха
удвоение каждой партии
подготовка «регулятора», знающего смежный голос
создание репертуара для меньших составов
Слайд 24

Специфика вокальной работы в вокальном ансамбле. формирование единого тембра в унисоне

Специфика вокальной работы в вокальном ансамбле.

формирование единого тембра в унисоне
постоянное

стремление к созданию благозвучного уравновешенного аккорда
Слайд 25

Распевка – подготовка голосового аппарата к пению работа над усвоением вокальных

Распевка –
подготовка голосового аппарата к пению
работа над усвоением вокальных навыков.
вокально-слуховая

настройка ансамбля
работа над технически сложными пассажами, гармоническими оборотами
**психологическое воздействие на коллектив, приведение его в рабочее состояние, подготовка его к репетиционной работе.
Слайд 26

умение слушать общее звучание ансамбля умение чувствовать и соблюдать коллективный ритмический

умение слушать общее звучание ансамбля
умение чувствовать и соблюдать коллективный ритмический пульс
синхронное

ансамблевое звучание

Воспитание ансамблевых навыков:

Слайд 27

ознакомление, ясное внутреннее представление о произведении проигрывание или исполнение произведения начерно,

ознакомление, ясное внутреннее представление о произведении
проигрывание или исполнение произведения начерно, пусть

и с неточностями
разучивание по партиям
самая разнообразная группировка голосов
соединение всех партий
расчленение на фрагменты, пение в замедленном темпе, прогоны от начала до конца
- в активном сопоставлении частного с общим

Основные стадии разучивания музыкального произведения.

Слайд 28

«Ключ к пониманию процесса обучения в ансамблях … лежит в понимании

«Ключ к пониманию процесса обучения в ансамблях … лежит в понимании

ансамбля не только как коллектива исполнителей, но и как игровой группы (В.Р.), в которой у каждого участника есть определенная роль.. процесс исполнения является и проживанием игровой ситуации».
Д. Покровский,
композитор, артист, педагог,
исследователь русского фольклора,
лауреат Государственной премии СССР

Элементы театрализации в ансамбле.

Слайд 29

Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе , не

Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе , не

выносится за её пределы.
Говорить максимально искренне.
Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”.
Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним , называя по имени.

Принятие групповых норм

Слайд 30

Приложение. Упражнение “Ливень” Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть

Приложение. Упражнение “Ливень”
Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза

и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков.
Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:
Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
Щелчки пальцев одной руки; Щелчки пальцев двух рук;
Хлопки в ладоши; Хлопки по груди;
Хлопки по одному колену; Хлопки по двум коленям;
Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.
Так постепенно создается шум сильного ливня.
Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке - дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза.
Правила:
Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.
Слайд 31

Приложение. Упражнение “Совместный счет” Задание очень простое: следует всего лишь досчитать

Приложение. Упражнение “Совместный счет”
Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до

десяти(по количеству участников).
Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой - “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя.
Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала.
В простейшем варианте упражнение выполняется с открытыми глазами, в более сложном - с закрытыми.
Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается.
Ведущий фиксирует, до скольки удалось довести счет в каждую из попыток.
Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.
Слайд 32

Приложение. Упражнение “Квадрат” Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники

Приложение. Упражнение “Квадрат”
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют

глаза.
Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат.
Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию.
Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей.
После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены.
Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.
Так же можно строиться в другие фигуры.
Слайд 33

Литература Работы по хороведению П. Чеснокова, Г. Дмитревского, А. Егорова, С.

Литература

Работы по хороведению П. Чеснокова, Г. Дмитревского, А. Егорова, С. Казачкова,

К. Ольхова, К. Пигрова, К. Птицы, В. Соколова, В. Краснощекова, В. Ильина, П. Левандо, и др.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.:Музыка, 1968
Назаренко И.К. Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия, - М.:Музыка, 1968
Левидов И.И. певческий голос в здоровом и больном состоянии. – Л. – М., 1939

Романовский Н. Принципы работы над строем в хоре. – В кн.: Хоровое искусство. Л.: Музыка, 1967

Асафьев Б. Камерный вокальный ансамбль. В кн.: Русская музыка. Л.: Музыка, 1979

Ровнер В.Е. Работа самодеятельного вокального ансамбля. – Л., 1973
Ровнер В.Е. Вокальный ансамбль. – Л.: Музыка, 1977
Ровнер В.Е. – Учебное пособие по курсу «Методика работы с самодеятельными коллективами». – Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1984
Ровнер В.Е. Исполнительская традиция вокальных ансамблей в русской музыкальной культуре. – Л.: Музыка, 1988

Лукишко А.И. Непроизвольные изменения силы голоса в хоре, автореферат. – Л., 1984

Киблер Н. Использование вокально-хоровых упражнений при работе над школьным песенным репертуаром. – Великий Новгород; Нов.ГУ, 2010

Слайд 34

Паисов Ю. Камерный хор – новая ветвь русского хорового исполнительства. –

Паисов Ю. Камерный хор – новая ветвь русского хорового исполнительства. –

в сб.: Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства, М.: Советский композитор, 1985.

Ровнер В.Е. Исполнительская традиция вокальных ансамблей в русской музыкальной культуре. – Л.: Музыка, 1988

Е.Д. Светозарова
«Русская светская хоровая музыка a cappella XIX – начала XX века» Нотографический справочник, Санкт-Петербург, 2004, Издательство СПбГПУ

Репертуар для ансамбля. Хрестоматия по курсу вокального ансамбля/ сост. Е.Г.Бакланова, О.С. Карасева. – М.: ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова, 2012

Думбляускайте Л.А. «Тембр хора. Тембро-интонационные нюансы в искусстве хорового пения». – Л., 1974

Долгушина М.Г. Камерная вокальная музыка в России. – СПб., 2014

Юрлов А. Автореферат «Некоторые вопросы учебно-репетиционной работы профессионального хора». – М., 1954

Томсинская Э.М. «Методы музыкально-певческого воспитания и динамика некоторых биометрических показателей при пении в подростково-молодежных хорах. – М., 1971

Романовский Н.В. Автореферат «Проблемы хорового строя». – Л., 1969

Кирюшин В.В. «Поем по нотам», методическое пособие, вып. 1. – М., 1967

Слайд 35

Аверина Н.В. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве. – М., 1996

Аверина Н.В. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве. – М., 1996

Покровский

Д. Фольклор и музыкальное восприятие. – В кн.: Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980

Басаргина Д. В., Семенова Т. В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера – СПБ.: Речь, 2010. – 174 с.
Фоппель К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе )
http://www.trepsy.net/

Краулис Х.Д. К вопросу о выравнивании тембрового звучания хора на различных гласных. (теория и практика вокально-хоровой подготовки учителя музыки общеобразовательных школ). – М., 1980

Наумова Е.Е. Камерные вокальные ансамбли в русской музыке, автореферат. – М., 2002

Шкербина Т.Ю. От примы до октавы: методика работы с артистами детского хорового коллектива. – Челябинск, ЧГИК, 2017

Съедин В.Г. Вопросы хорового ансамбля в курсе истории и теории хорового исполнительства. – Тамбов, 1996