Полифония в музыке

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ ПОЛИФОНИЯ В МУЗЫКЕ? Полифо́ни́я — (в переводе с греческого

ЧТО ТАКОЕ ПОЛИФОНИЯ В МУЗЫКЕ?

Полифо́ни́я — (в переводе с греческого polus

– означает много, phone – звук) склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры.
Слайд 3

РАЗНИЦА МЕЖДУ ПОЛИФОНИЕЙ И ГОМОФОНИЕЙ Эта композиционная техника предшествовала гомофонно-гармоническому складу.

РАЗНИЦА МЕЖДУ ПОЛИФОНИЕЙ И ГОМОФОНИЕЙ

Эта композиционная техника предшествовала гомофонно-гармоническому складу. Разница

полифонии и гомофонии существенна. Если в полифонии используется тема и она проводится в разных голосах, то в гомофонии есть ведущая мелодия, которая сопровождается аккомпанементом.
Слайд 4

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИФОНИИ Первые полифонические произведения были написаны еще

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИФОНИИ

Первые полифонические произведения были написаны еще в

IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия – органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев.
Параллельно с церковной музыкой полифония проникает в светскую музыку труверов (трубадуров). С XIII по XIV век преобладает вокальная музыка, инструменты лишь служат дополнением к пению. Увеличивается количество голосов, усиливается контраст между ними.
Слайд 5

ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА ПОЛИФОНИИ: Строгий стиль тесно связан с вокальной музыкой,

ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА ПОЛИФОНИИ:

Строгий стиль тесно связан с вокальной музыкой, позднее

с инструментальной. Расцвет и зрелость техники приходится на XV-XVIвек. Имеет большое количество правил, связанных с написанием мелодий, употреблением диссонансов и их разрешением.
Свободный стиль преобладает в инструментальной музыке XVIII века и тесно связан с эпохой барокко. Усовершенствованием инструментов, а также появлением темперированного строя существенно расширяют сферу музыкальных образов. Свободный стиль связан с освобождением от ограничений, имеющихся в вокальной музыке. Происходит обогащение приемов развития.
Слайд 6

ЗНАМЕНИТЫЕ КОМПОЗИТОРЫ В ЭПОХУ РАСЦВЕТА ПОЛИФОНИИ

ЗНАМЕНИТЫЕ КОМПОЗИТОРЫ В ЭПОХУ РАСЦВЕТА ПОЛИФОНИИ

Слайд 7

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПОЛИФОНИЯ Филипп де Витри (1291 – 1361)– поэт, музыкант, священник

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПОЛИФОНИЯ

Филипп де Витри (1291 – 1361)– поэт, музыкант, священник и

политик. Его музыка была популярна в верхних кругах аристократического общества. Основной язык в произведениях – латынь.
Гийом де Машо (1300 – 1377) – французский композитор, был назван «Последним трувером Франции». При жизни прославился как поэт. Стал создателем полного цикла мессы.
Франческо Ландини (1325 – 1397)– поэт, певец и исполнитель на органе, лютне, арфе и скрипке. Получил славу еще при жизни в качестве коронованного поэта Кипра.
Слайд 8

Слайд 9

КОМПОЗИТОРЫ ЭПОХИ БАРОККО Томазо Джованни Альбинони (1671-1751) – скрипач и композитор,

КОМПОЗИТОРЫ ЭПОХИ БАРОККО

Томазо Джованни Альбинони (1671-1751) – скрипач и композитор, живший

в Венеции. Был знаменит своими операми при жизни, но в историю музыки вошел благодаря инструментальной музыке. И.С. Бах изучал музыку Альбинони и написал 3 фуги на его темы.
Антонио Вивальди (1678-1741) – скрипач-виртуоз, священник, капельмейстер, композитор. При жизни его называли «рыжий священник». И.С. Бах тщательно изучал концерты Вивальди в качестве образца.
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – крупнейший немецкий органист и композитор, в чьем творчестве полифония достигла вершины мастерства. Наиболее знаменитыми полифоническими произведениями являются два тома «ХТК».