Содержание
- 2. Произведения для оркестра Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Глинка с детских
- 3. Произведения для оркестра В симфоническом творчестве, как и в оперном, Глинка остался верен своим художественным принципам.
- 4. «КАМАРИНСКАЯ» В середине 1844 года Глинка предпринимает длительное заграничное путешествие – во Францию и Испанию. Оставаясь
- 5. «КАМАРИНСКАЯ» Симфоническая фантазия «Камаринская» представляет собой вариации на две русские народные темы, разработанные поочерёдно. Темы эти
- 6. «КАМАРИНСКАЯ» Напев «Камаринской» быстрый и весёлый. В вариациях этой мелодии Глинка применяет пиццикато струнных, напоминающее звучание
- 7. «Вальс-фантазия» «Вальс-фантазия» - одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки. Сперва это была небольшая фортепианная пьеса.
- 8. «Вальс-фантазия» С основной вальсовой темой ярко контрастируют разнообразные по содержанию эпизоды, то светлые и грандиозные, то
- 9. УВЕРТЮРЫ Осенью 1845 года Глинкой была создана увертюра "Арагонская хота". В письме Листа к В.П. Энгельгардту
- 10. ИТОГ В своём «Вальсе-фантазии», «Камаринской», увертюрах и балетных сценах обеих опер Глинка создал неувядающе-прекрасные образцы симфонической
- 12. Скачать презентацию
Произведения
для оркестра
Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического
Произведения
для оркестра
Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического
Наиболее значительные произведения Глинки для симфонического оркестра
- фантазия «Камаринская»,
- испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»,
- симфоническое скерцо «Вальс-фантазия».
В репертуар симфонических концертов часто входят и увертюры к обеим операм Глинки, а также превосходная музыка к трагедии «Князь Холмский».
Произведения
для оркестра
В симфоническом творчестве, как и в оперном, Глинка остался
Произведения
для оркестра
В симфоническом творчестве, как и в оперном, Глинка остался
Все его оркестровые пьесы доступны широким массам слушателей, высокохудожественны и совершенны по форме. Глинка полагал, что смелые выразительные средства современного гармонического языка и новые оркестровые краски можно сочетать с простотой и доступностью образов, создавая произведения «равно докладные (то есть понятные) знатокам и простой публике».
Не случайно в своих симфонических пьесах последних лет он постоянно обращался к народнопесенным темам. Но Глинка не просто «цитировал», а широко развивал их и на их основе создал произведения самобытные, прекрасные по своим музыкальным образам и красоте инструментовки.
«КАМАРИНСКАЯ»
В середине 1844 года Глинка предпринимает длительное заграничное путешествие – во
«КАМАРИНСКАЯ»
В середине 1844 года Глинка предпринимает длительное заграничное путешествие – во
Оставаясь на чужбине, Глинка не может не обращаться мыслью к далекой отчизне. Он пишет "Камаринскую" (1848).
Эта симфоническая фантазия на темы двух русских песен.
В "Камаринской" Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития. Всё здесь глубоко национально, самобытно. Он умело создает необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.
«КАМАРИНСКАЯ»
Симфоническая фантазия «Камаринская» представляет собой вариации на две русские народные темы,
«КАМАРИНСКАЯ»
Симфоническая фантазия «Камаринская» представляет собой вариации на две русские народные темы,
Темы эти контрастны.
Первая из них - широкая и плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», повествующая о белой лебёдушке - невесте, которую клюют и щиплют серые гуси - недобрая женихова родня.
Вторая тема - удалая русская плясовая «Камаринская».
Напев первой песни довольно медленный, задумчиво-лирический. При варьировании мелодия остаётся неизменной, оплетаясь всё новыми и новыми подголосками, наподобие русских протяжных песен.
В развитии темы композитор красочно использует деревянные духовые инструменты, близкие по звучанию духовым народным инструментам - пастушескому рожку, жалейке, дудке.
«КАМАРИНСКАЯ»
Напев «Камаринской» быстрый и весёлый. В вариациях этой мелодии Глинка применяет
«КАМАРИНСКАЯ»
Напев «Камаринской» быстрый и весёлый. В вариациях этой мелодии Глинка применяет
Эта тема незаметно приводит к возвращению первой - медленно-величавой темы, после чего с новой силой звучит буйная народная пляска.
В «Камаринской» Глинка воплотил черты национального характера, смелыми и яркими штрихами нарисовал картину праздничного быта русского народа. Контрастное сопоставление медленнной лирической, а затем весёлой, задорной песен часто можно встретить в народном хоровом исполнении.
Очень важно, что Глинка умело применил подголосочное и вариационное развитие мелодии, свойственное народному исполнительству.
Впоследствии все эти особенности развивались и другими русскими композиторами. Не случайно Чайковский сказал о «Камаринской», что вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской», «подобно тому, как весь дуб - в жёлуде».
«Вальс-фантазия»
«Вальс-фантазия» - одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки. Сперва это
«Вальс-фантазия»
«Вальс-фантазия» - одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки. Сперва это
Незадолго до смерти (в 1856 году) композитор взялся за её переработку и превратил бытовую пьеску в совершенную по мастерству симфоническую фантазию.
В основе её лежит задушевная, ласковая тема. Благодаря нисходящей тритоновой интонации эта задумчиво-элегическая мелодия звучит порывисто и напряжённо.
Своеобразно строение темы: нечётные трёхтактовые фразы, какие мы встретим в русских народных песнях, а не «квадратные» четырёхтактовые, как в западноевропейских вальсах. Такая нечётная структура придаёт мелодии Глинки устремлённость и полётность.
«Вальс-фантазия»
С основной вальсовой темой ярко контрастируют разнообразные по содержанию эпизоды, то
«Вальс-фантазия»
С основной вальсовой темой ярко контрастируют разнообразные по содержанию эпизоды, то
Главная тема повторяется многократно, образуя форму рондо.
Удивительно изящна инструментовка этого произведения. Преобладание струнной группы придаёт всему симфоническому произведению лёгкость, полётность, прозрачность, неповторимое очарование мечты.
Впервые в русской музыке на основе бытового танца возникло развернутое симфоническое произведение, отражающее многообразные оттенки душевных переживаний.
УВЕРТЮРЫ
Осенью 1845 года Глинкой была создана увертюра "Арагонская хота".
В письме
УВЕРТЮРЫ
Осенью 1845 года Глинкой была создана увертюра "Арагонская хота".
В письме
"...мне очень приятно... сообщить Вам, что "Хоту" только что исполняли с величайшим успехом... Уже на репетиции понимающие музыканты... были поражены и восхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной в таких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством! Какие восхитительные эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом... какие тонкие оттенки колорита, распределенные по разным тембрам оркестра!.. Какая увлекательность ритмических ходов от начала и до конца! Какие самые счастливые неожиданности, обильно исходящие из самой логики развития!"
Окончив работу над "Арагонской хотой", Глинка не торопится приняться за следующее сочинение, а целиком посвящает себя дальнейшему углублённому изучению народной испанской музыки. В 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась ещё одна увертюра на испанскую тему - "Ночь в Мадриде".
ИТОГ
В своём «Вальсе-фантазии», «Камаринской», увертюрах и балетных сценах обеих опер Глинка
ИТОГ
В своём «Вальсе-фантазии», «Камаринской», увертюрах и балетных сценах обеих опер Глинка
Почин его продолжили русские композиторы: Чайковский, Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов, а в наши дни многие советские композиторы.