Слушание музыки. 3 класс

Содержание

Слайд 2

Задание выполняется в тетради или документе! Задание №1. Ознакомьтесь с понятием

Задание выполняется в тетради или документе!

Задание №1.

Ознакомьтесь с понятием и

историей концерта и выделите важные моменты.
Слайд 3

В основном, концерты пишут для богатых своими звуковыми возможностями инструментов -

В основном, концерты пишут для богатых своими звуковыми возможностями инструментов -

скрипки, фортепиано, виолончели. Композиторы стараются придать концертам виртуозный характер, чтобы максимально раскрыть художественные возможности и техническую виртуозность выбранного инструмента. Однако инструментальный концерт предполагает не только

Содержит в себе противоречивые тенденции:
Раскрытие возможностей одного инструмента в противопоставлении целому оркестру.
Совершенство и согласованность полного ансамбля.

соревновательный характер, но и точную согласованность между исполнителями солирующих и аккомпанирующих партий.

Слайд 4

Возможно специфика понятия "концерт" имеет двоякое значение, а все из-за двойственного

Возможно специфика понятия "концерт" имеет двоякое значение, а все из-за двойственного

происхождения слова:
Concertare (с латинского) - "состязаться";
Concerto (с итальянского), concertus (с латинского), koncert (с немецкого) - "согласие", "гармония".
Таким образом, "инструментальный концерт" в общем значении понятия - это музыкальное произведение, исполняемое одним или несколькими солирующими инструментами с оркестровым сопровождением, где меньшая часть принимающих участие

противостоит большей или оркестру полностью. Соответственно, инструментальные "взаимоотношения" строятся на партнерстве и соперничестве с целью предоставления возможности каждому из солистов проявить виртуозность исполнения.

Слайд 5

ИСТОРИЯ КОНЦЕРТ В XVI веке впервые было использовано слово "концерт" для

ИСТОРИЯ КОНЦЕРТ

В XVI веке впервые было использовано слово "концерт" для обозначения

вокально-инструментальных произведений. История концерта, как формы ансамблевой игры, имеет древние корни. Совместное исполнение на нескольких инструментах с явным выдвижением солирующего "голоса" встречается в музыке многих народов, но изначально это были многоголосные духовные сочинения с инструментальным сопровождением, написанные для соборов и церквей.
Вплоть до середины XVII понятия "концерт" и "концертный" относились к вокально-инструментальным произведениям, а во 2-ой половине XVII века

уже появились строго инструментальные концерты (сначала в Болонье, затем в Венеции и Риме), а это название закрепилось за камерными сочинениями для нескольких инструментов и сменило название на concerto grosso ("большой концерт").

Слайд 6

ИСТОРИЯ КОНЦЕРТА Первым основателем концертной формы считают итальянца скрипача и композитора

ИСТОРИЯ КОНЦЕРТА

Первым основателем концертной формы считают итальянца скрипача и композитора Арканджело

Корелли, им был написан концерт в трех частях в конце XVII века в котором было деление на солирующие и аккомпанирующие инструменты. Затем в XVIII-XIX веках происходило дальнейшее развитие концертной формы, где наибольшей популярностью пользовалось фортепианное, скрипичное, виолончельное исполнение.
Слайд 7

ИСТОРИЯ КОНЦЕРТА История концерта, как формы ансамблевой игры, имеет древние корни.

ИСТОРИЯ КОНЦЕРТА

История концерта, как формы ансамблевой игры, имеет древние корни. Длинный

путь развития и становления прошел жанр концерта, подчиняясь стилевым тенденциям времени.
Концерт пережил свое новое рождение в творчестве Вивальди, Баха, Бетховена, Мендельсона, Рубинштейна, Моцарта, Сервэ, Генделя и др. У Вивальди концертное произведение состоит из трех частей, из которых две крайние достаточно быстрые, они окружают среднюю - медленную. Постепенно, занимающий солирующие позиции, клавесин заменяют оркестром.
До XVIII века оркестровый состав был, как правило, случайным, по большей части струнным, и композиторское творчество напрямую зависело от состава оркестра. В дальнейшем образование постоянных оркестров, развитие и поиск универсального оркестрового состава способствовали становлению концертного жанра и симфонии, а исполняемые музыкальные произведения стали называть классическими.
Слайд 8

КЛАССИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ Хотя симфония вытеснила концерт и стала первостепенным оркестровым жанром

КЛАССИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ

Хотя симфония вытеснила концерт и стала первостепенным оркестровым жанром в

классический период, концерт продолжал процветать и бурно развиваться в различных формах. Элегантная и мелодическая плавность галантного стиля не поддаются публичной демонстрации виртуозности, и многие композиторы писали концерты для частных исполнений, со скромными требованиями к любительской технике музицирования.

Одновременно процветали и другие типы концертов, для профессиональных виртуозов с большими техническими требованиями и более музыкально амбициозные.

Слайд 9

КЛАССИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ В классический период укреплялась концепция "диалога" между солистом и

КЛАССИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ

В классический период укреплялась концепция "диалога" между солистом и оркестром.

Заметно росло различие в концертах между большими величественными симфоническими манерами оркестрового тутти и более интимным сонатным стилем сольных пассажей.

Задание №2

Задание выполняется в тетради или документе!

Опишите характер музыки. Своё впечатление о ней. Сравните два концерта.

Прослушайте В.А. Моцарт Концерт для валторны №2 3 часть Рондо
Л. Бетховен Фортепианный концерт №5 1 часть

Слайд 10

РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ В течение десятилетий после смерти Бетховена концертная жизнь в

РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ

В течение десятилетий после смерти Бетховена концертная жизнь в большей

степени находилась под влиянием виртуозов композиторов-исполнителей и симфоний. Постоянным фактором в концерте 19-го века было стремление к пересмотру границ виртуозности. В скрипичной музыке ключевой фигурой был Н. Паганини, три скрипичные концерта которого стоят на вершине "показательного" репертуара. В двух фортепианных

концертах Ф.Шопена оркестр ещё больше отодвинут на задний план, чтобы сольный инструмент удостоился более пристального внимания аудитории. Начинали отбрасывать смысл музыкального "сотрудничества/конкуренции" в пользу индивидуального музыкального колдовства одного инструмента.

Слайд 11

РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ Доминирование симфоний в оркестровой музыке неизбежно означало, что концерт

РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ

Доминирование симфоний в оркестровой музыке неизбежно означало, что концерт занимал

всё меньшую роль в арсенале большинства композиторов. Он стал жанром, к которому композитор обращался лишь несколько раз на протяжении творческой жизни, и многие работы возникали как подарки для любимых избранных исполнителей.

Задание №3

Задание выполняется в тетради или документе!

Опишите характер музыки. Своё впечатление о ней. Сравните два концерта.

Прослушайте Н.Паганини Концерт для скрипки с оркестром №1 1 часть
Э. Григ Фортепианный концерт 1 часть