Содержание
- 2. Цель. Познание и представление романсов С.Рахманинова.
- 3. Задачи. 1.Рассказать немного о композиторе. 2. Узнать что такое романс. Обобщить знания о романсе. 3.Представить романсы
- 4. Почему я выбрала такую тему ? Я хочу рассказать о романсах С.В.Рахманинова. Немного размышлений и музыки.
- 5. Для начала я думаю надо бы вспомнить, а кто такой Рахманинов? Рахманинов Сергей Васильевич (1873 –
- 6. Всё о романсе. Происхождение. Рома́нс (фр. romance) —небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное
- 7. Романс - это старинный жанр. История его уходит корнями в эпоху Средневековья. Сам термин “романс” зародился
- 8. Основные характеристики романса. Романс - это музыкальное стихотворение, схожее с песней. Но все-таки есть существенные различия
- 9. Немного о русском романсе. Спустя время, с появлением в домах состоятельных людей музыкальных инструментов, романс просочился
- 10. Вот как говорит сам Рахманинов о романсах. "Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на
- 11. С 1892 года по 1911 год Сергей Васильевич Рахманинов написал 83 романса, то есть все они
- 12. Мои любимые романсы Рахманинова. «Сирень» на слова Бекетовой – одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Музыка
- 13. Давняя юношеская дружба с Натальей Сатиной, в доме родителей которой он жил несколько лет, и с
- 14. По утру, на заре, По росистой траве, Я пойду свежим утром дышать; И в душистую тень,
- 15. Одной из первых исполнительниц романса была А. Нежданова. В своих воспоминаниях она пишет: «Будучи артисткой Большого
- 16. Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ», написанный в 1915 (посвящен великой певице Неждановой).
- 17. Представляет интерес история создания произведения. Все романсы ор. 34, в который входит и «Вокализ», были написаны
- 18. Вокализ. Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении: «В последние годы его жизни
- 20. В романсе «Здесь хорошо» основную суть составляет вокальная интонация, приходящаяся на эти заглавные слова текста. Это
- 21. Конец 90-х годов – время, когда С. Рахманинов испытывал значительные материальные трудности. Но он сам осознавал,
- 22. Многие рахманиновские произведения, ставшие необычайно популярными, подверглись многочисленным обработкам, начало которым положил сам композитор. Романс «Островок»
- 23. Слова А. Пушкина, Музыка С. Рахманинова Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной: Напоминают
- 25. Скачать презентацию
Цель.
Познание и представление романсов С.Рахманинова.
Цель.
Познание и представление романсов С.Рахманинова.
Задачи.
1.Рассказать немного о композиторе.
2. Узнать что такое романс.
Задачи.
1.Рассказать немного о композиторе.
2. Узнать что такое романс.
3.Представить романсы Рахманинова.
4.Подробно рассказать о каждом из моих любимых романсов Рахманинова.
5. Сделать вывод.
Почему я выбрала такую тему ?
Я хочу рассказать
Почему я выбрала такую тему ?
Я хочу рассказать
Чувственность романсов Рахманинова является изюминкой автора. Это всегда песня — правдивости, песня — вздох. Главное в романсах Рахманинова это — интонация, такая сложная и простая, такая понятная, но зовущая к размышлению. И всегда напевная, очень доверительная, и если бы не было этой душевности чувственности и простоты, то и пропала бы вся их прелесть.
Для начала я думаю надо бы вспомнить, а кто такой
Для начала я думаю надо бы вспомнить, а кто такой
Рахманинов Сергей Васильевич (1873 – 1943) – русский композитор, дирижер, пианист, представитель направления символизм в музыке. Объединил в своем творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ.
Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия.
После музыки я больше всего люблю поэзию.
… У меня всегда под рукой стихи.
Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много
музыки.
Они — как сёстры-близнецы.»
Всё о романсе. Происхождение.
Рома́нс (фр. romance) —небольшое музыкальное сочинение для
Всё о романсе. Происхождение.
Рома́нс (фр. romance) —небольшое музыкальное сочинение для
Знаете ли вы что слово «романс» к нам пришло из Испании? Их пели там певцы — трубадуры на родном романском языке. Сборники песен назывались «романсеро». Потом и к нам пришли романсы. Появились бытовые романсы, цыганские романсы, конечно же, классические, актерские и некоторые другие.
Романс - это старинный жанр.
История его уходит корнями
Романс - это старинный жанр.
История его уходит корнями
Основные характеристики романса.
Романс - это музыкальное стихотворение, схожее с
Основные характеристики романса.
Романс - это музыкальное стихотворение, схожее с
Особым отличительным признаком этого жанра является его смысловая нагрузка. Его строки всегда несут в себе некую историю, которая близка как автору, так и его слушателям. Это может быть автобиографический рассказ о несчастной истории любви, или же размышления автора на ту или иную жизненную тему.
Романс - это не исключительно меланхолический жанр. Существует множество примеров сатирических и веселых стихотворных повествований, положенных на музыку.
Романсы — бывают не только вокальными произведения. Есть и инструментальные романсы без слов. Просто мелодия написанная для какого-то инструмента, как будто человеческий голос её исполняет. Очень красивые такие романсы у Рахманинова тоже есть.
Немного о русском романсе.
Спустя время, с появлением в домах состоятельных
Немного о русском романсе.
Спустя время, с появлением в домах состоятельных
Аккомпанемент здесь - всего лишь фон, но органично связанный со стихотворной основой. Печально, но в советскую эпоху его культурное развитие приостановилось, так как суровая дисциплина считала, что идеология, представленная в романсах, пагубно влияет на рабочего советского человека. Старинные романсы не приветствовались, их тематику посчитали "устаревшей". В тренде были патриотические, народные и юмористические песни с незатейливой мелодией.
Очень часто спорят, а что в романсе главное? Музыка или стихи? Наверно, такие споры не нужны. Тут все важно. Именно соединение музыки и стихов и трогательного исполнения и находят у нас такое впечатление.
Вот как говорит сам Рахманинов о романсах.
"Я русский композитор, и
Вот как говорит сам Рахманинов о романсах.
"Я русский композитор, и
«Что такое музыка?!
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца
и идет к сердцу;
Это любовь!
Сестра музыки это поэзия,
а мать ее — грусть!»
Рахманинов у рояля, начало 1900-х годов.
С 1892 года по 1911 год Сергей Васильевич Рахманинов написал 83 романса,
С 1892 года по 1911 год Сергей Васильевич Рахманинов написал 83 романса,
Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы.»
Мои любимые романсы Рахманинова.
«Сирень» на слова Бекетовой – одна из драгоценнейших
Мои любимые романсы Рахманинова.
«Сирень» на слова Бекетовой – одна из драгоценнейших
Особенно интересно происхождение этого романса. На первые годы двадцатого столетия пришлось начало новой главы в летописи жизни и творчества Рахманинова. Великий музыкант испытывал мощный прилив творческих сил. Рахманинов создавал новые произведения, выступал в концертах в Вене, Москве, Петербурге и провинции, с 1904 года занял пост капельмейстера Большого театра.
Давняя юношеская дружба с Натальей Сатиной, в доме родителей которой
Давняя юношеская дружба с Натальей Сатиной, в доме родителей которой
29 апреля 1902 года Сергей Рахманинов и Наталья Сатина поженились в небольшой церкви 6-го гренадерского Таврического полка на окраине Москвы. После венчания, едва заехав домой переодеться, молодожены уехали на вокзал и взяли билеты в Вену, откуда уехали в свадебное путешествие. Этому счастливому времени принадлежит романс Рахманинова "Сирень". Автором стихов, на которые написан романс, является Екатерина Андреевна - старшая дочь ректора Московского университета профессора А. Н. Бекетова.
По утру, на заре,
По росистой траве,
Я пойду свежим утром дышать;
И в
По утру, на заре,
По росистой траве,
Я пойду свежим утром дышать;
И в
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать…
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
На душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.
Одной из первых исполнительниц романса была А. Нежданова. В своих
Одной из первых исполнительниц романса была А. Нежданова. В своих
Романс «Сирень», подобно ряду других, таких как «У моего окна», очень близок эстетике символизма, хотя и не совпадает с нею полностью. В нем отражается атмосфера тончайшей душевности, и можно почувствовать, как музыка буквально касается природы.
Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ», написанный в
Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ», написанный в
Представляет интерес история создания произведения. Все романсы ор. 34, в
Представляет интерес история создания произведения. Все романсы ор. 34, в
«Весной 1915 года Рахманинов показал 1-ю редакцию «Вокализа» А. В. Неждановой. Тогда же, прислушавшись к ее замечаниям, сделал несколько исправлений карандашом в вокальной партии, занося в партитуру также исполнительские штрихи и нюансы. Композитору потребовалось еще некоторое время, чтобы подготовить окончательный вариант нотного текста, который существенно отличается от первого: одно из отличий состоит в изменении тональности: es moll на cis moll. «Вокализ» опубликован под старым издательским грифом А. Гутхейля (1915) с посвящением А. В. Неждановой, которая 25 января 1916 г. в присутствии автора исполнила его с оркестром С. А. Кусевицкого. Благодарный композитор подарил певице первый вариант рукописи. С тех пор в течение восьмидесяти лет автограф находился в библиотеке А. В. Неждановой (после ее смерти в 1950 г. – Мемориальном музее-квартире)».5
Вокализ. Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении:
«В
Вокализ. Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении:
«В
- Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.
Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное отношение ко мне. «Вокализ» свой до напечатания он приносил ко мне и играл его много раз. Мы вместе с ним, для более удобного исполнения, обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы. Затем, после того, как «Вокализ» был оркестрован, я в первый раз спела его с оркестром под управлением дирижера С. А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. Успех Рахманинова как великого композитора был колоссальный. Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха принадлежала также и мне как исполнительнице. Рукопись «Вокализа», которую он мне подарил до концерта, с тех пор хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе».
В романсе «Здесь хорошо» основную суть составляет вокальная интонация, приходящаяся
В романсе «Здесь хорошо» основную суть составляет вокальная интонация, приходящаяся
Это очень красивый романс. И очень глубокий. Умиротворение красотой и гармонией мира. Спокойное созерцание и восхищение совершенством природы...И сам романс очень гармоничен. Он как полотно разворачивается. И льется широко и свободно, гармонично сочетая голос и фортепиано (написан был именно для фортепиано). Оркестровые версии этого романса появились позже. И, действительно его нужно понимать и чувствовать. Музыка Сергея Рахманинова Слова Г. Галиной (Эйнерлинг Глафира Адольфовна)
Здесь хорошо…
Взгляни, вдали огнем Горит река;
Цветным ковром луга легли,
Белеют облака.
Здесь нет людей…
Здесь тишина…
Здесь только Бог да я.
Цветы, да старая сосна, Да ты, мечта моя!
"Здесь хорошо" исполняли десятки оперных певцов, как мужчин, так и женщин, с разными тембрами голоса, разной манерой пения.
Конец 90-х годов – время, когда С. Рахманинов испытывал значительные
Конец 90-х годов – время, когда С. Рахманинов испытывал значительные
ОСТРОВОК
Из моря смотрит островок,
Его зеленые уклоны
Украсил трав густых венок,
Фиалки, анемоны.
Над ним сплетаются листы,
Вокруг него чуть плещут волны.
Деревья грустны, как мечты,
Как статуи, безмолвны.
Здесь еле дышит ветерок,
Сюда гроза не долетает,
И безмятежный островок
Все дремлет, засыпает.
Многие рахманиновские произведения, ставшие необычайно популярными, подверглись многочисленным обработкам, начало
Многие рахманиновские произведения, ставшие необычайно популярными, подверглись многочисленным обработкам, начало
Слова А. Пушкина, Музыка С. Рахманинова
Не пой, красавица,
Слова А. Пушкина, Музыка С. Рахманинова
Не пой, красавица,
«С одним из традиционных, широко излюбленных жанров русской классической музыки связан «восточный романс» «Не пой, красавица» на стихи А. С. Пушкина, привлекавшие к себе композиторов разных поколений, от современников поэта до наших дней. Вступая в «соревнование» с такими мастерами, как Балакирев и Римский-Корсаков, юный Рахманинов создал произведение не только не уступающее их музыкальному истолкованию того же поэтического текста, но во многом более глубокое, яркое и сильное по выражению. Среди разных музыкальных сочинений на слова этого пушкинского стихотворения романс Рахманинова вполне заслуженно пользуется наибольшей популярностью. Очень выразительно основное тематическое построение рахманиновского романса с узорчатой, плавно и медлительно нисходящей мелодией, напоминающей меланхолический восточный напев. Восточный колорит рахманиновского романса довольно условен. Конкретные жанрово-национальные черты выражены в нем с гораздо меньшей определенностью, чем, скажем, в романсе Балакирева на тот же текст. Главным для Рахманинова было лирическое переживание— настроение глубокой печали, сожаления об утраченном, тоски по «жизни иной». Песня грузинки и пейзажные ассоциации, вызываемые ею, звучат как сквозь дымку далекого воспоминания. Характерно, что основная тема проходит в большинстве случаев у фортепиано, тогда как вокальная партия строится на экспрессивно заостренных декламационных интонациях или вторит инструментальной мелодии наподобие подголоска. Необычайная тонкость и разнообразие взаимоотношений вокального и инструментального начал, достигнутые здесь композитором, способствуют созданию богатого, психологически сложного и вместе с тем целостного, законченного художественного образа».
Наталье Сатиной 20-летний композитор посвятил романс «Не пой, красавица, при мне».