Русская духовная музыка

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Прости мне, Боже, прегрешенья И дух мой томный обнови, Дай мне

Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои

мученья
В надежде, вере и любви
И.Козлов
Слайд 4

988 год- Крещение Руси Киевский князь Владимир провозгласил на Руси христианскую

988 год- Крещение Руси
Киевский князь Владимир провозгласил на Руси христианскую веру,

веру в единого Бога — Иисуса Христа.
Слайд 5

Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. Это выражало идею

Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским.
Это выражало идею единомыслия,

соединения сердец и умов.
«Пусть язык твой поёт, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения»
А капелла - пение без сопровождения
Слайд 6

Знаменный распев Сплав народной русской культуры с «иноземной», византийской Обладает поразительной

Знаменный распев

Сплав народной русской культуры с «иноземной», византийской
Обладает поразительной внутренней мощью,

эпической силой, величественностью и строгостью.
Слайд 7

Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая

Для записи древней церковной музыки на Руси употреблялась специальная нотация, которая

называлась знаменной ( от славянского слова знамя- знак ).
Слайд 8

Позднее знаменная нотация получила название крюковой.

Позднее знаменная нотация получила название крюковой.

Слайд 9

Слайд 10

В 15-16 веках знаменный распев становится более протяжным, развитым, украшенным, сближается

В 15-16 веках знаменный распев становится более протяжным, развитым, украшенным, сближается

с лирической народной песней
В русской иконописи активно развивается богословское учение о Троице, триедином Боге- Отце, Сыне, Святом Духе.
Икона Андрея Рублёва «Троица», ученика русского святого Сергия Радонежского.
Появляется многоголосная церковная музыка, как в протяжной песне, три голоса плавно текут, переплетаются и снова звучат параллельно
Слайд 11

В 17 веке появляются авторские и местные распевы(Киевский, Смоленский, Кирилловский) Русские

В 17 веке появляются авторские и местные распевы(Киевский, Смоленский, Кирилловский)
Русские музыканты

знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» - «старой», связанный с одноголосным сдержанно- суровым знаменным пением и «новым»- многоголосным партесным пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством звучания, ощущением движения, света, огромного пространства.
Слайд 12

А. Рублёв Икона. Троица

А. Рублёв
Икона. Троица

Слайд 13

Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на чувства

Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала на

чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.