Шнитке Альфред Гарриевич

Содержание

Слайд 2

Альфред Гарриевич Шнитке (нем. Alfred Schnittke) (1934г.—1998г.) — советский и российский

Альфред Гарриевич Шнитке (нем. Alfred Schnittke) (1934г.—1998г.) — советский и российский композитор, теоретик

музыки и педагог (автор статей о русских и советских композиторах), один из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века. Заслуженный деятель искусств РСФСР(1987г.).
Слайд 3

Семья Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельс

Семья

Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельс в

Республике немцев Поволжья в смешанной еврейской-немецкой семье. Его отец, Гарри Викторович Шнитке(1914—1975), родился во Франкфурте-на-Майне, куда его родители перебрались из Либавы в 1910 году. В 1927 году вместе с родителями переехал в Москву, в 1930 году — в Покровск, где вступил в партию и работал журналистом в советских немецких изданиях; рассказы и корреспонденции с фронта на русском языке печатал в газете «Большевик». Мать, Мария Иосифовна Фогель (1910—1972), происходила из немецких колонистов, переселившихся в Россию в 1765 году и осевших в деревне Каменка; работала учительницей немецкого языка. В 1943 году отца будущего композитора призвали на фронт, а Альфред с младшим братом (впоследствии поэтом, прозаиком и переводчиком В. Г. Шнитке) были отправлены в Москву, где жили у деда и бабушки по отцовской линии — инженера Виктора Мироновича (1889—1956) и редактора Теи Абрамовны Шнитке.
Слайд 4

Теа Абрамовна (урождённая Кац, 1889—1970) работала редактором в Государственном издательстве иностранной

Теа Абрамовна (урождённая Кац, 1889—1970) работала редактором в Государственном издательстве иностранной

литературы, занималась немецкой филологией и переводами на немецкий язык, в том числе была автором учебника «Грамматика немецкого языка» (с Э. Б. Эрлих, Москва: Издательство литературы на иностранных языках, 1963; второе издание — Киев, 1995), редактором и автором примечаний к немецкому изданию романа Томаса Манна «Будденброки» (2-е издание — там же, 1959), роману Яна Петерсона «Наша улица» (Unsere Straße, там же, 1952, нем.), перевела на немецкий язык романы А. А. Фадеева «Последний из Удэге» (1932 и 1972), А. Б. Чаковского «Weither leuchtet ein Stern» (совместно с сыном, Гарри Шнитке, 1964).
Слайд 5

В 1943 году отца будущего композитора призвали на фронт, а Альфред

В 1943 году отца будущего композитора призвали на фронт, а Альфред

с младшим братом (впоследствии поэтом, прозаиком и переводчиком В. Г. Шнитке) были отправлены в Москву, где жили у деда и бабушки по отцовской линии — инженера Виктора Мироновича (1889—1956) и редактора Теи Абрамовны Шнитке. Теа Абрамовна (урождённая Кац, 1889—1970) работала редактором в Государственном издательстве иностранной литературы, занималась немецкой филологией и переводами на немецкий язык, в том числе была автором учебника «Грамматика немецкого языка» (с Э. Б. Эрлих, Москва: Издательство литературы на иностранных языках, 1963; второе издание — Киев, 1995), редактором и автором примечаний к немецкому изданию романа Томаса Манна «Будденброки» (2-е издание — там же, 1959), роману Яна Петерсона «Наша улица» (Unsere Straße, там же, 1952, нем.), перевела на немецкий язык романы А. А. Фадеева «Последний из Удэге» (1932 и 1972), А. Б. Чаковского «Weither leuchtet ein Stern» (совместно с сыном, Гарри Шнитке, 1964).
Слайд 6

Двоюродный брат А. Г. Шнитке — правозащитник и общественный деятель Владимир

Двоюродный брат А. Г. Шнитке — правозащитник и общественный деятель Владимир Эдуардович Шнитке (род.

1939), председатель петербургского общества «Мемориал» (1989), основатель Петербургского научно-исследовательского центра «Холокост». Двоюродная сестра — Ольга Анатольевна Шнитке (в замужестве Меерсон, род. 1959), американский славист.
Родители Шнитке между собой говорили по-немецки, и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.
Слайд 7

Музыкальное образование Музыкальное образование для А. Г. Шнитке началось в 1946

Музыкальное образование
Музыкальное образование для А. Г. Шнитке началось в 1946 году в Вене,

куда его отец был командирован после Великой Отечественной войны корреспондентом и переводчиком газеты «Österreichische Zeitung». По возвращении в Москву в 1948 году семья поселилась в подмосковной Валентиновке, и мать и отец устроились на работу в редакцию газеты «Neues Leben» (впоследствии в этой же газете работала и младшая сестра Альфреда Ирина, в ней же публиковался и его брат Виктор). Отец занимался переводами советской литературы на немецкий язык для издательства литературы на иностранных языках «Прогресс».
Слайд 8

Смерть Шнитке С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в МГК

Смерть Шнитке

С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в МГК имени

П. И. Чайковского. В последующие несколько лет зарабатывал себе на жизнь в основном сочинением музыки к фильмам.
В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской консерватории.
В последние годы жизни здоровье Шнитке резко ухудшилось: композитор перенёс три инсульта, но тем не менее до конца сохранял творческую активность. Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Могила Шнитке на Новодевичьем кладбище
Слайд 9

Основные произведения Сценические произведения Оперы 1962 — Одиннадцатая заповедь. Не оркестрована

Основные произведения

Сценические произведения
Оперы
1962 — Одиннадцатая заповедь. Не оркестрована
1991— Жизнь с идиотом.

Опера в 2 актах. Либретто Вик. Ерофеева
1993— Джезуальдо. Опера в 7 картинах, с прологом и эпилогом. Либретто Р. Блетшахера.
1994 — История доктора Иоганна Фауста. Опера в 3 актах с прологом и эпилогом.
Балеты
1971 — Лабиринты. Балет в 5 эпизодах. Либретто В. Васильева.
1985 — Эскизы. Хореографическая фантазия по мотивам Гоголя. Балет в одном действии. Либретто А. Петрова. № 1 и № 11 для балета сочинены коллективно Альфредом Шнитке, Г. Н. Рождественским, С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисовым. Большинство номеров в оркестровой редакции Г. Рождественского.
1986 — Пер Гюнт. Балет в 3 актах с эпилогом. Либретто Дж. Ноймайера по одноимённой драме Генрика Ибсена.
Слайд 10

Сочинения для оркестра в том числе с участием солистов-вокалистов и солистов-инструменталистов)

Сочинения для оркестра в том числе с участием солистов-вокалистов и солистов-инструменталистов)

Симфонии
1957 — Симфония

«нулевая» в 4 частях.
1972 — Симфония № 1 в 4 частях.
1979 — Симфония № 2 (St. Florian) для солистов, камерного хора и симфонического оркестра в 6 частях.
1981 — Симфония № 3 в 4 частях.
1984 — Симфония № 4 для солистов и камерного оркестра.
Одночастная.
1988 — Симфония № 5 / Concerto Grosso № 4 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях.
1992 — Симфония № 6 в 4 частях.
1993 — Симфония № 7 в 3 частях.
1994 — Симфония № 8 в 5 частях.
1997—1998 — Симфония № 9 в 3 частях.
Слайд 11

Concerto Grosso На гражданской панихиде по Шнитке играет Ростропович 1977 —

Concerto Grosso
На гражданской панихиде по Шнитке играет Ростропович
1977 — Concerto Grosso

№ 1 для 2 скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (есть авторская версия для флейты, гобоя, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных) в 6 частях.
1981—1982 — Concerto Grosso № 2 для скрипки, виолончели и симфонического оркестра в 4 частях.
1985 — Concerto Grosso № 3 для 2 скрипок, клавесина, фортепиано и 14 струнных.
1988 — Concerto Grosso № 4 / Симфония № 5 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях.
1991 — Concerto Grosso № 5 для скрипки, симфонического оркестра и фортепиано (Klavierklange) за сценой.
1993 — Concerto Grosso № 6 для скрипки, фортепиано и струнного оркестра в 3 частях.
Слайд 12

Концерты 1957 — Концерт № 1 для скрипки с оркестром в

Концерты

1957 — Концерт № 1 для скрипки с оркестром в 4 частях: Allegro

ma non troppo, Tempo iniziale — Presto — Andante — Allegro scherzando(новая редакция 1962).
1960— Концерт для фортепиано с оркестром в 3 частях: Allegro — Andante-(attacca)-Allegro.
1964 — Музыка для фортепиано и камерного оркестра в 4 частях: Variationi — Cantus firmus — Cadenza-(attacca)-Basso ostinato.
1966 — Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра. Одночастный.
1971 — Концерт для гобоя, арфы и струнных. Одночастный.
1979 — Концерт для фортепиано и струнных (одночастный).
1978 — Концерт № 3 для скрипки и камерного оркестра в 3 частях: Moderato — Agitato -(attacca)- Moderato.
1984 — Концерт № 4 для скрипки с оркестром в 4 частях: Andante — Vivo — Adagio (attacca) — Lento.
1985 — Концерт для альта с оркестром в 3 частях: Largo — Allegro molto — Largo.
1985—1986 — Концерт № 1 для виолончели с оркестром в 4 частях: Pesante moderato — Largo — Allegro vivace — Largo.
1987—1988 — Концерт для фортепиано (в 4 руки) и камерного оркестра. Одночастный.
1989 — Монолог для альта и струнного (камерного) оркестра. Одночастный.
Слайд 13

1990 — Концерт № 2 для виолончели с оркестром в 5

1990 — Концерт № 2 для виолончели с оркестром в 5 частях: Moderato

(attacca) — Allegro (attacca) — Lento (attacca) — Allegretto vivo (attacca) — Grave.
1994 — Концерт для троих для скрипки, альта, виолончели и струнных с фортепиано в 4 частях: Moderato — [без указания темпа] — Largo — [без указания темпа].
1997 — Концерт для альта и малого оркестра (не опубликован; находится на стадии расшифровки).
1966 — Вариации (коллективные) на темы Шестнадцатой симфонии Н. Я. Мясковского для симфонического оркестра. Авторы:
М. И. Чулаки, А. Н. Александров, Е. К. Голубев, С. А. Баласанян, В. Г. Фере, Д. Б. Кабалевский, А. Шнитке, А. Николаев, Н. Н. Сидельников, А. Я. Эшпай, Р. К. Щедрин.
1968 — Pianissimo…
1972—1978 — In memoriam (оркестровая версия фортепианного квинтета) в 5 частях: Moderato — Tempo di Valse-(attacca)-Andante — Lento-(attacca)-Moderato pastorale.
1979—1980 — Пассакалия
1981 — Гоголь-сюита (Сюита из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка»). Оркестровая редакция Г. Рождественского.
Слайд 14

Другое… Увертюра Детство Чичикова Портрет Шинель Фердинанд VIII Чиновники Бал Завещание

Другое…

Увертюра
Детство Чичикова
Портрет
Шинель
Фердинанд VIII
Чиновники
Бал
Завещание
1984—1985 —

Ритуал (Памяти погибших во Второй мировой войне, к 40-летию освобождения Белграда).
1985 — (K)ein Sommernachtstraum (Не по Шекспиру).
1991 — Sutartines для струнного оркестра и ударных.
1992 — Hommage à Grieg (Посвящение Григу).
1994 — Симфонический пролог для оркестра.
1994 — For Liverpool для оркестра.
Слайд 15

Вокальные и хоровые произведения Для солиста (солистов) с сопровождением 1965 —

Вокальные и хоровые произведения

Для солиста (солистов) с сопровождением
1965 — Три стихотворения М. И. Цветаевой

для меццо-сопрано и фортепиано.
1972 — Голоса природы для 10 женских голосов и вибрафона (без слов).
1975 — Восемь песен из спектакля «Дон Карлос» для баритона и фортепиано. Текст Ф. Шиллера (в русском переводе).
Дурные монахи;
Песнь о любви;
О театре;
Друзьям;
Песня мародёров;
Надежда;
Горная дорога;
Прошение.
1977 — Магдалина для голоса и фортепиано. Стихи Б. Л. Пастернака (из романа «Доктор Живаго»).
1980 — Три мадригала для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона, клавесина. Стихи Ф. Танцера.
I. Sur une etoile;
II. Entfernung;
III. Reflection.
Слайд 16

1980 — Три сцены для сопрано и ансамбля. 1988 — Drei

1980 — Три сцены для сопрано и ансамбля.
1988 — Drei Gedichte von

Viktor Schnittke (Три стихотворения Виктора Шнитке) для голоса и фортепиано.
«Wer Gedichte macht…» (без названия);
Der Geiger (Скрипач);
Dein Schweigen (Твоё молчание).
1993 — Mutter для меццо-сопрано и фортепиано. Стихи Э. Ласкер-Шюлер (на немецком языке).
1994 — Пять фрагментов по картинам И. Босха для тенора и малого оркестра. Тексты Эсхила и Н. Рёзнера.
Слайд 17

Для хора (с сопровождением и без) 1958 — «Нагасаки», оратория для

Для хора (с сопровождением и без)
1958 — «Нагасаки», оратория для хора и

симфонического оркестра в 6 частях.
1975 — Реквием из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос» для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля в 14 частях.
1976 — Der sonnengesang des Frany von Assisi для 2 смешанных хоров и 6 инструментов. Текст Франциска Ассизского (в немецком переводе).
1980—1981 — Миннезанг для 52 хористов. Тексты миннезингеров XII—XIII столетий.
1983 — Seid nuchtern und wachet… (История доктора Иоганна Фауста). Кантата для контртенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра. Немецкая версия текста из народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте…», изданной И. Шписом в 1587 году; русская версия — эквиритмический перевод В. Шнитке.
1984 — Три хора для смешанного хора a capella.
Богородице Дево радуйся;
Господи Иисусе Христе;
Отче наш.
Слайд 18

1984—1985 — Концерт для смешанного хора в четырёх частях на стихи

1984—1985 — Концерт для смешанного хора в четырёх частях на стихи Г.

Нарекаци в переводе на русский язык Н. Гребнева, «Книга скорби» (Книга скорбных песнопений), Советакан грох, Ереван, 1977. Глава III, с. 49—63., в 1984 году была написана 3-я часть, а части 1, 2 и 4 — в 1985 году:
«О, повелитель сущего всего, бесценными дарами нас дарящий»;
«Собранье песен сих, где каждый стих наполнен скорбью»;
«Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов»;
«Сей труд, что начинал я с упованьем и с именем Твоим».
1987— Стихи покаянные для смешанного хора без сопровождения в 12 частях. К 1000-летию крещения Руси. Тексты XVI века. (Первое исполнение — 26 декабря 1988 года, Дом культуры МГУ на Ленинских горах. Государственный камерный хор, дирижёр В. Полянский).
Слайд 19

Плакался Адамо предъ раемо съдя; Приимя мя, пустыни, яко мати чадо

Плакался Адамо предъ раемо съдя;
Приимя мя, пустыни, яко мати чадо

свое;
Сего ради нищъ есмъ;
Душе моя, душе моя, почто во гръсех пребываеши;
Окаянне убогыи человъче!;
Зря корабле напрасно приставаема;
Душе моя, како не устрашаешися;
Аще хощеши победити безвремянную печаль;
Воспомянух житие свое клироское;
Придъте, христоносении людие;
Наго изыдохо на плачь сеи;
Без слов.
1989 — Eröffnungvers zum 1. Festspielsonntag (Вступление к первому воскресному празднику) для четырёхголосного смешанного хора и органа.
1991 — Торжественный кант для скрипки, фортепиано, хора и большого симфонического оркестра.
1992 — Agnus dei для 2 сопрано соло, женского хора и камерного оркестра.
1994 — XII. Communio II (Lux Aeterna) из Requiem der Versöhnung (Памяти жертв Второй мировой войны) для смешанного хора и оркестра. Завершено по наброску А. Шнитке Г. Рождественским.
Слайд 20

Сочинения для клавишных инструментов 1963 — Прелюдия и фуга для фортепиано

Сочинения для клавишных инструментов

1963 — Прелюдия и фуга для фортепиано
1965— Импровизация

и фуга для фортепиано
1965 — Вариации на один аккорд для фортепиано
1971— Восемь детских пьес для фортепиано.
1979 — Посвящение Игорю Стравинскому, Сергею Прокофьеву, Дмитрию Шостаковичу для фортепиано в 6 рук.
1987 — Соната № 1 для фортепиано в 4 частях: Lento — Allegretto — Lento — Allegro (все части без перерыва).
1990 — Три пьесы для клавесина
1990 — Пять афоризмов для фортепиано (Между пьесами читаются стихи И. А. Бродского.)
1990 — Соната № 2 для фортепиано в 3 частях: Moderato — Lento attacca — Allegro moderato.
1992 — Соната № 3 для фортепиано в 4 частях: Lento — Allegro — Lento — Allegro.
1994 — Сонатина для фортепиано в 4 руки.
Слайд 21

Музыка к фильмам 1962 — Вступление; 1963—1964 — Вызываем огонь на

Музыка к фильмам
1962 — Вступление;
1963—1964 — Вызываем огонь на себя;
1965 — Похождения

зубного врача;
1966 — Дневные звёзды;
1967 — Дом и Хозяин, Комиссар;
1967—1987 — Ангел (к/а «Начало неведомого века», новелла первая);
1968 — Шестое июля;
1969 — Балерина на корабле; Ночной звонок; Вальс;
1970 — Белорусский вокзал; Дядя Ваня; Спорт, спорт, спорт; Чайка;
1971 — Ты и я; Последний рейс «Альбатроса»; Наш Гагарин; Шкаф;
Слайд 22

1971 — Выше голову; 1972 — Горячий снег; На углу Арбата

1971 — Выше голову;
1972 — Горячий снег; На углу Арбата и улицы

Бубулинас; Бабочка; Право на прыжок; Чили в борьбе, надежде и тревоге (документальный);
1973 — Города и годы; Былое и думы; Трудные дороги мира/Равновесие страха (д/ф); В мире басен;
1974 — Выбор цели, Осень; И всё-таки я верю…;
1974—1981 — Агония;
1975 — Рикки-Тикки-Тави;
1976 — Белый пароход; Клоуны и дети; Восхождение; Повесть о неизвестном актёре; Приключения Травки ;Сказ про то, как царь Пётр арапа женил;
1977 — Счёт человеческий; Я к вам лечу воспоминанием... (м/ф);
1978— Отец Сергий;
1979 — Парадоксы эволюции (документальный); Маленькие трагедии; Фантазии Фарятьева; Экипаж;
1980— Лариса;
1981 — Звездопад; Зачем бабируссе клыки? (д/ф); И с вами снова я;
1982 — Прощание; Сказка странствий; Крепыш; Осень;
1984— Мёртвые души;
1985 — Любимец публики;