Симфония жизни (по фортепианному циклу П.И. Чайковского Времена года)

Содержание

Слайд 2

Все произведения искусства: музыка, живопись, литература – рождаются из одного источника. Источник этот – сама жизнь.

Все произведения искусства: музыка, живопись, литература – рождаются из одного источника.

Источник этот – сама жизнь.
Слайд 3

П.И.Чайковский 1840-1893 русский композитор, дирижер, педагог

П.И.Чайковский
1840-1893
русский композитор,
дирижер, педагог

Слайд 4

Осенью 1875 года к композитору обратился известный петербургский издатель Н. М.

Осенью 1875
года к
композитору
обратился известный петербургский издатель Н. М.

Бернард с предложением написать для журнала цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг.
Слайд 5

И П.И.Чайковский принялся за работу. композитора привлекла возможность выразить свою любовь

И П.И.Чайковский принялся за работу. композитора привлекла возможность выразить свою любовь

к русской природе, которую он любил, по его словам, больше всякой другой, родной земле, людям, быту с праздничными обрядами и трудовыми буднями.
Слайд 6

Первое издание. В конце 1876 г. М.И. Бернард выпустил пьесы отдельным

Первое издание.

В конце 1876 г. М.И. Бернард выпустил пьесы отдельным сборником

с заглавием «Времена года». Здесь общее название употреблялось впервые.
Слайд 7

«Январь. У камелька.» И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, В

«Январь. У камелька.»

И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И

свечка нагорела.
А. С. Пушкин
Слайд 8

Слайд 9

Так А.С. Пушкиным начинается 1-я страница. Эту пьесу можно назвать «Размышление».

Так А.С. Пушкиным начинается 1-я страница. Эту пьесу можно назвать «Размышление».

В долгий январский вечер, когда за окном злится вьюга, уютно мечтать и размышлять в тишине у догорающего камина.
Слайд 10

Мелодия звучит мягко и задумчиво. И только короткая музыкальная фраза, врывающаяся

Мелодия звучит мягко и задумчиво. И только короткая музыкальная фраза, врывающаяся

настороженным вопросом, вносит ощущение лёгкой тревоги.
Слайд 11

Интонацией эта фраза напоминает арию Ленского «Что день грядущий мне готовит?»

Интонацией эта фраза напоминает арию Ленского «Что день грядущий мне готовит?»

И здесь, на 2-ой странице «Января», в самом начале цикла, все тот же вопрос о будущем: «Что год грядущий мне готовит?»
Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

«Февраль. Масленица» Скоро масленицы бойкой Закипит широкий пир. П.А.Вяземский

«Февраль. Масленица»

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.
П.А.Вяземский

Слайд 15

Здесь мы видим масленичные гуляния с шутками скоморохов, слышим гам толпы,

Здесь мы видим масленичные гуляния с шутками скоморохов, слышим гам толпы,

гармошечные переборы, колокольный перезвон. Все вокруг нарядно, красочно, как и на картинах у Б.М. Кустодиева.
Слайд 16

Праздничные увеселения, катание на тройке с бубенцами, блины, пироги, сжигание чучела

Праздничные увеселения, катание на тройке с бубенцами, блины, пироги, сжигание чучела

Зимы, словом, все, что непременно сопутствует масленой неделе. И музыка первой части имеет характер праздничного веселья, а во втором разделе слышны призывные аккорды, как бы начинается представление бродячих музыкантов и циркачей.
Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

«Март. Песня жаворонка» Поле зыблется цветами, В небе льются света волны,

«Март. Песня жаворонка»

Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны,


Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
А.Н.Майков
Слайд 20

Начинается март – первый месяц весны. И рождается в звуках весенняя поэтическая элегия.

Начинается март – первый месяц весны. И рождается в звуках весенняя

поэтическая элегия.
Слайд 21

Предвестники весны, жаворонки прилетают в марте. Приход весны всегда ждут с

Предвестники весны, жаворонки прилетают в марте. Приход весны всегда ждут с

нетерпением. Дети начинают что есть мочи кричать: «Жаворонки прилетите, студеную зиму унесите, теплую вёсну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!»
Слайд 22

Слушая март П.И. Чайковского, испытываешь глубокое чувство человека, охваченного предвкушением света

Слушая март П.И. Чайковского, испытываешь глубокое чувство человека, охваченного предвкушением света

и тепла, опьяненного весенним воздухом и новыми надеждами. В этой фортепианной пьесе угадывается соло виолончели, любимицы П.И. Чайковского, инструмента, который пользовался в России большой популярностью.
Слайд 23

Слайд 24

«Апрель. Подснежник» Голубенький, чистый Подснежник - цветок, А подле сквозистый Последний

«Апрель. Подснежник»

Голубенький, чистый
Подснежник - цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И

первые грезы
О счастье ином...
А.Н.Майков
Слайд 25

Это название отражается в нежной мелодии, передающей живое дыхание весны. И тональность мажорная, солнечная.

Это название отражается в нежной мелодии, передающей живое дыхание весны. И

тональность мажорная, солнечная.
Слайд 26

В средней части «Подснежника» вдруг возникает вальс. И здесь так же,

В средней части «Подснежника» вдруг возникает вальс. И здесь так же,

как в «Жаворонке», мы слышим голос виолончели.
Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

«Май. Белые ночи.» Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной

«Май. Белые ночи.»
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной

полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает Май!
А.А.Фет
Слайд 30

«Белые ночи» - так называются ночи на севере России, когда ночью

«Белые ночи» - так называются ночи на севере России, когда ночью

почти так же светло, как днем. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и в стихах поэтов.
Слайд 31

В этой пьесе главное – настроение. Она рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас белые ночи.

В этой пьесе главное – настроение. Она рассказывает о чувствах, которые

вызывают у нас белые ночи.
Слайд 32

Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения. Первый раздел

Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения. Первый раздел

– напоминает о тишине белой ночи, об одиночестве и мечтах о счастье.
Слайд 33

Второй раздел по настроению порывистый и страстный. Затем все успокаивается, и

Второй раздел по настроению порывистый и страстный. Затем все успокаивается, и

вновь картина северной белой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге.
Слайд 34

Слайд 35

«Июнь. Баркарола» Выйдем на берег, там волны Ноги нам будут лобзать,

«Июнь. Баркарола»

Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной

грустью
Будут над нами сиять
А.Н.Плещеев
Слайд 36

У П.И. Чайковского пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных

У П.И. Чайковского пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных

речек, на берегах которых расположена северная столица России.
Слайд 37

Барка – это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской музыке

Барка – это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской музыке

назывались песни лодочника, гребца. Тепло и выразительно звучит широкая, песенная мелодия 1-ой части. Она как бы раскачивается на волнах сопровождения, напоминающего традиционные для баркаролы переливы гитары или мандолины.
Слайд 38

В середине настроение становится радостным и беззаботным, слышатся шумные всплески волн.

В середине настроение становится радостным и беззаботным, слышатся шумные всплески волн.

Затем вновь льется мечтательная и упоительная мелодия, теперь уже в сопровождении не только аккомпанемента, но и второго голоса. Звучит как бы дуэт двух певцов.
Пьеса заканчивается замиранием всей музыки – словно лодка удалилась.
Слайд 39

Четыре пьесы – “Март”, “Апрель”, “Май”, “Июнь” - объединены сходным настроением

Четыре пьесы – “Март”, “Апрель”, “Май”, “Июнь” - объединены сходным настроением

- они мечтательны, как бы погружены в созерцание природы. В контраст к ним следующие три написаны совсем в ином ключе: нисколько не томление – действие!
Слайд 40

«Июль. Песня косаря» Раззудись, плечо, Размахнись рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! А.В.Кольцов

«Июль. Песня косаря»

Раззудись, плечо,
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
А.В.Кольцов

Слайд 41

В июле композитор дарит нам «Песню косаря», ведет туда где «пахнет

В июле композитор дарит нам «Песню косаря», ведет туда где «пахнет

сеном над лугами», где «в песне душу веселя, бабы с граблями рядами ходят, сено шевеля» (А. Н. Майков).
Слайд 42

Но косили траву мужчины. Слушая пьесу, представляешь образ молодого весёлого крестьянина,

Но косили траву мужчины. Слушая пьесу, представляешь образ молодого весёлого крестьянина,

которому по плечу всё тяжёлое. Здесь слышатся интонации и ритмы русских народных песен с их удалью и задором. Сама песня мужественная и энергичная.
Слайд 43

Слайд 44

«Август. Жатва» Люди семьями Принялись жать, Косить под корень Рожь высокую!

«Август. Жатва»

Люди семьями
Принялись жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены,
От возов

всю ночь
Скрипит музыка.
А.В.Кольцов
Слайд 45

Август – время полевых работ. В этой пьесе чувствуется напряжение и

Август – время полевых работ. В этой пьесе чувствуется напряжение и

тревога, ощущается сила, быстрота и ритмичность работающих в поле людей. Есть что-то безудержное в ее безостановочном движении.
Слайд 46

В рукописи П.И. Чайковский сделал подзаголовок «Скерцо». И в действительности «Жатва»

В рукописи П.И. Чайковский сделал подзаголовок «Скерцо». И в действительности «Жатва»

это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из жизни русского крестьянина.
Слайд 47

В средней части возникает новое состояние: подчеркнутая монотонность мелодии и ритма.

В средней части возникает новое состояние: подчеркнутая монотонность мелодии и ритма.

Жаркий полдень, все стихло, жнецы отдыхают.
Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

«Сентябрь. Охота» Пора, пора! Рога трубят, Псари в охотничьих уборах, Чем

«Сентябрь. Охота»

Пора, пора! Рога трубят,
Псари в охотничьих уборах,
Чем свет уж на

конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.
Слайд 53

Еще одна страница календаря, и перед нами пьеса «Сентябрь. Охота». В

Еще одна страница календаря, и перед нами пьеса «Сентябрь. Охота». В

России XIX века охота была уделом людей страстных и сильных, проходила очень шумно и весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак, и была не столько промыслом, сколько дворянской забавой. К этому сюжету обращались многие писатели и художники.
Слайд 54

Музыка воспринимается как симфоническая картина, переложенная для рояля. «Рога» действительно «трубят»

Музыка воспринимается как симфоническая картина, переложенная для рояля. «Рога» действительно «трубят»

помпезно и призывно, и сразу же за этим сигналом в музыке слышится скачка – стремительный, четкий и звонкий топот лошадиный копыт, которые наполняют пьесу весёлым волнением.
Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

«Октябрь. Осенняя песня» Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые

«Октябрь. Осенняя песня»

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру

летят...
А. К. Толстой
Слайд 59

«Унылая пора, очей очарованье»… - написал А.С. Пушкин. И вот уже

«Унылая пора, очей очарованье»… - написал А.С. Пушкин. И вот

уже сколько «осенних» русских стихов возникло с тех пор, а «очей очарованье» царит в душе по-прежнему неодолимо.
Слайд 60

Осень природы. Осень жизни. Настроению этой музыки очень близок романс П.И.

Осень природы. Осень жизни. Настроению этой музыки очень близок романс П.И.

Чайковского «Снова, как прежде один» с его глубоко личной интонацией печали и одиночества.
Слайд 61

Виолончель в диалоге с голосом обволакивает душу своим теплым и глубоким

Виолончель в диалоге с голосом обволакивает душу своим теплым и глубоким

тембром. А дальше, словно из «тьмы былого», постепенно возникает вальс. Медленный, нереальный в своей ласковой вкрадчивости, проплывает он перед нами, как видение минувшей юности, как давно забытый женский образ, как воспоминание о чём-то хорошем, но безвозвратно ушедшем.
Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Слайд 65

«Ноябрь. На тройке» Не гляди же с тоской на дорогу, И

«Ноябрь. На тройке»

Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой

вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.
Н. А. Некрасов
Слайд 66

Хотя ноябрь и считается последним осенним месяцем, но в средней полосе

Хотя ноябрь и считается последним осенним месяцем, но в средней полосе

России уже зима, замерзают реки, выпадает снег. Тройка лошадей - это образ, ставший символом России!
Слайд 67

Тут и Н.В.Гоголь продолжает свой бесконечный монолог о тройке. Тут и

Тут и Н.В.Гоголь продолжает свой бесконечный монолог о тройке. Тут и

Н.А. Некрасов подсказывает: «Не гляди же с тоской на дорогу, и за тройкой вослед не спеши…» Это одна из наиболее иллюстрированных пьес цикла. Здесь и резвые лошадки в упряжке, и колокольчики, все как на картинах.
Слайд 68

Кто долго жил в глуши печальной Друзья, тот верно знает сам,

Кто долго жил в глуши печальной
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно

колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам…
Так писал А.С.Пушкин.
Слайд 69

Пьеса начинается раздольной песней ямщика, в ней и щемящая тоска и

Пьеса начинается раздольной песней ямщика, в ней и щемящая тоска и

любование зимним пейзажем. Затем музыка становится подвижной и стремительной, слышится звон колокольчиков и цокот копыт. И вновь возвращается песня под аккомпанемент колокольчиков. Все тише и тише песня, тают вдали звуки бубенцов. Все в жизни уходит, исчезает в снежной пыли.
Слайд 70

Слайд 71

Слайд 72

«Декабрь. Святки» Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок,

«Декабрь. Святки»

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

В.А. Жуковский
Слайд 73

Святки – время от Рождества до Крещения. Рождество по старому стилю

Святки – время от Рождества до Крещения. Рождество по старому стилю

25 декабря. На святках девушки гадали, из дома в дом ходили ряженые. Везде царило праздничное веселье.
Слайд 74

П.И. Чайковский назвал эту пьесу «Вальс». Едва ли есть на свете

П.И. Чайковский назвал эту пьесу «Вальс». Едва ли есть на свете

танец, в ритме которого было создано столько чудесной музыки. А вальсы П.И. Чайковского – одни из самых вдохновенных. В XIX в. вальс был популярным танцем. Ни один праздник не обходился без вальса.
Слайд 75

Декабрьский вальс П.И. Чайковского очень изящный и плавный. В нем есть

Декабрьский вальс П.И. Чайковского очень изящный и плавный. В нем есть

характерная ритмическая особенность. Мелодия начинается со 2-ой доли, а на первую приходится пауза – вздох. Именно эти паузы придают вальсу напевность, камерность.
Слайд 76

Слушая его, представляешь окно, разукрашенное зимним узором, кружащиеся снежинки, нарядную елку

Слушая его, представляешь окно, разукрашенное зимним узором, кружащиеся снежинки, нарядную елку

и хоровод вокруг нее. В конце коды мелодия устремляется вверх, как бы улетает. Вместе с ней улетел год жизни.
Слайд 77

Слайд 78

Слайд 79

Слайд 80

Этим вальсом композитор прощается со слушателем.

Этим вальсом композитор прощается со слушателем.