Соната №8 Патетическая

Слайд 2

СОНАТА №8 «ПАТЕТИЧЕСКАЯ» Людвиг ван Бетховен

СОНАТА №8 «ПАТЕТИЧЕСКАЯ»

Людвиг ван Бетховен

Слайд 3

Соната Соната - это крупное музыкальное произведение из 3 или 4

Соната

Соната - это крупное музыкальное произведение из 3 или 4

частей для одного или двух инструментов.
Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста Людвига Ван Бетховена.
Родился он в 1770 году в г. Бонн в семье музыкантов. Свое первое публичное выступление в концертном зале он дал в возрасте 7 лет.
Бетховен стал законодателем классической фортепианной сонаты. Он пытался показать в сонатах, как человек идет к своей победе, преодолевая борьбу, трудности и лишения. Одна из самых ярких его сонат – “Патетическая”, так назвал ее сам композитор. «Патетическая», то есть страстная, взволнованная.
Слайд 4

Послушайте вступление сонаты и скажите, какое душевное состояние передает музыка? Интересный

Послушайте вступление сонаты и скажите, какое душевное состояние передает музыка?

Интересный

факт:
Бетховен сочинил эту сонату в самые трудные годы своей жизни, когда он почувствовал первые признаки страшной болезни - глухоты.
Слайд 5

Какие интонации мы слышим? В «Патетической» сонате Бетховен словно говорит слушателям,

Какие интонации мы слышим?

В «Патетической» сонате Бетховен словно говорит

слушателям, что готов сражаться с недугом. Если начало сонаты исполнено печально, то дальше следует настоящий взлёт духа и решимости. Это мы с вами услышим в главной партии.
Слайд 6

Побочная партия Побочная партия – лирическая и скорбная. Но с главной

Побочная партия

Побочная партия – лирическая и скорбная. Но с главной партией

похожи - устремленностью, бурной порывистостью, взволнованная страстность, подчеркнутое общей минорной окраской.
Послушайте 2 и 3 части.
Как меняется состояние героя в каждой из них?
В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передаёт движение?
Каким предстает в этой музыке человек?
Какие чувства переживает герой?
Слайд 7

2 часть (Медленно, певуче – мажор) Музыка, лирико-философского склада, воспринимается как

2 часть (Медленно, певуче – мажор)

Музыка, лирико-философского склада, воспринимается как осмысление

событий I части, как необходимый момент самоуглубления, внутренней сосредоточенности.
Тема лишена «вздохов» (задержаний), орнаментальных украшений, в ней подчеркнута строгая, мужественная простота.
Слайд 8

3 часть Финал Финал сонаты, в целом умеряет драматизм сонатного Allegro.

3 часть Финал

Финал сонаты, в целом умеряет драматизм сонатного Allegro. Его

характер более объективен, в нём больше народности, жанровости (танцевальный оттенок в главной теме). Следовательно, трагедия «рока» разрешается в «Патетической» в оптимистическом ключе. В рондосонатной форме финала велика роль среднего эпизода. Своим уверенным, энергичным характером, волевыми квартовыми интонациями он подготавливает жизнеутверждающий вывод коды.