Василий Андреевич Жуковский

Содержание

Слайд 2

Центральные понятия художественного мира В.А.Жуковского – человек и душа. П.А.Вяземский о

Центральные понятия художественного мира В.А.Жуковского – человек и душа.
П.А.Вяземский о Жуковском:

«У Жуковского всё душа и всё для души».
Внешняя реальность выводится через сознание лирического героя, отражена в нем.
Слайд 3

ЭЛЕГИЯ От греч. elegeia, от elegos – жалобная песня Медитативный вид

ЭЛЕГИЯ

От греч. elegeia, от elegos – жалобная песня
Медитативный вид лирики, в котором

описание идеального пейзажа или
рассуждение лирического героя (в форме первого лица) выражает
сентиментальный взгляд на сущность человеческих отношений или природу
поэтического творчества, на судьбу человека вообще, мироустройство или
устройство общества.
Слайд 4

ИСТОРИЯ ЭЛЕГИИ Элегия возникла в античной Греции и была жанром дидактической

ИСТОРИЯ ЭЛЕГИИ

Элегия возникла в античной Греции и была жанром дидактической поэзии,

посвящённым общественным темам, политическим вопросам.
В поэзии античного Рима она стала жанром преимущественно любовной лирики (Катулл, Овидий).
Античные поэты при сочинении элегий использовали форму элегического дистиха (сочетание гекзаметра и пентаметра). В таком виде её копировали латиноязычные поэты позднего Средневековья и эпохи Возрождения.
Обращались к жанру элегии и поэты-классицисты
в России 18 в. – В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков
Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма.
В России родоначальником элегий был В. А. Жуковский.
Также элегии писал А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов.
С середины 19 века термин «элегия» теряет жанровую определённость.
Слайд 5

«Сельское кладбище» элегия Уже бледнеет день, скрываясь за горою; Шумящие стада

«Сельское кладбище» элегия

Уже бледнеет день, скрываясь за горою; Шумящие стада толпятся над рекой; Усталый

селянин медлительной стопою Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой,
В туманном сумраке окрестность исчезает... Повсюду тишина; повсюду мертвый сон; Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает, Лишь слышится вдали рогов унылый звон.
Лишь дикая сова, таясь под древним сводом Той башни, сетует, внимаема луной, На возмутившего полуночным приходом Ее безмолвного владычества покой.
Под кровом черных сосн и вязов наклоненных, Которые окрест, развесившись, стоят, Здесь праотцы села, в гробах уединенных Навеки затворясь, сном непробудным спят.
Денницы тихий глас, дня юного дыханье, Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, Ни ранней ласточки на кровле щебетанье — Ничто не вызовет почивших из гробов.
На дымном очаге трескучий огнь, сверкая, Их в зимни вечера не будет веселить, И дети резвые, встречать их выбегая, Не будут с жадностью лобзаний их ловить.
Как часто их серпы златую ниву жали
И плуг их побеждал упорные поля!
Как часто их секир дубравы трепетали
И потом их лица кропилася земля!
Пускай рабы сует их жребий унижают,
Смеяся в слепоте полезным их трудам,
Пускай с холодностью презрения внимают
Таящимся во тьме убогого делам;
Слайд 6

На всех ярится смерть — царя, любимца славы, Всех ищет грозная...

На всех ярится смерть — царя, любимца славы, Всех ищет грозная... и

некогда найдет; Всемощныя судьбы незыблемы уставы: И путь величия ко гробу нас ведет!
А вы, наперсники фортуны ослепленны, Напрасно спящих здесь спешите презирать За то, что гробы их непышны и забвенны, Что лесть им алтарей не мыслит воздвигать.
Вотще над мертвыми, истлевшими костями Трофеи зиждутся, надгробия блестят, Вотще глас почестей гремит перед гробами — Угасший пепел наш они не воспалят.
Ужель смягчится смерть сплетаемой хвалою И невозвратную добычу возвратит? Не слаще мертвых сон под мраморной доскою; Надменный мавзолей лишь персть их бременит.
Ах! может быть, под сей могилою таится Прах сердца нежного, умевшего любить, И гробожитель-червь в сухой главе гнездится, Рожденной быть в венце иль мыслями парить!
Но просвещенья храм, воздвигнутый веками, Угрюмою судьбой для них был затворен, Их рок обременил убожества цепями, Их гений строгою нуждою умерщвлен.
Как часто редкий перл, волнами сокровенный, В бездонной пропасти сияет красотой; Как часто лилия цветет уединенно, В пустынном воздухе теряя запах свой.
Быть может, пылью сей покрыт Гампден надменный, Защитник сограждан, тиранства смелый враг; Иль кровию граждан Кромвель необагренный, Или Мильтон немой, без славы скрытый в прах.
Слайд 7

Отечество хранить державною рукою, Сражаться с бурей бед, фортуну презирать, Дары

Отечество хранить державною рукою,
Сражаться с бурей бед, фортуну презирать,
Дары обилия на

смертных лить рекою,
В слезах признательных дела свои читать —
Того им не дал рок; но вместе преступленьям
Он с доблестями их круг тесный доложил;
Бежать стезей убийств ко славе, наслажденьям
И быть жестокими к страдальцам запретил;
Таить в душе своей глас совести и чести,
Румянец робкия стыдливости терять
И, раболепствуя, на жертвенниках лести
Дары небесных муз гордыне посвящать.
Скрываясь от мирских погибельных смятений,
Без страха и надежд, в долине жизни сей,
Не зная горести, не зная наслаждений,
Они беспечно шли тропинкою своей.
И здесь спокойно спят под сенью гробовою —
И скромный памятник, в приюте сосн густых,
С непышной надписью и резьбою простою,
Прохожего зовет вздохнуть над прахом их.
Любовь на камне сем их память сохранила,
Их лета, имена потщившись начертать;
Окрест библейскую мораль изобразила,
По коей мы должны учиться умирать.
И кто с сей жизнию без горя расставался?
Кто прах свой по себе забвенью предавал?
Кто в час последний свой сим миром не пленялся
И взора томного назад не обращал?
Ах! нежная душа, природу покидая,
Надеется друзьям оставить пламень свой;
И взоры тусклые, навеки угасая,
Еще стремятся к ним с последнею слезой;
Слайд 8

Их сердце милый глас в могиле нашей слышит; Наш камень гробовой

Их сердце милый глас в могиле нашей слышит; Наш камень гробовой для

них одушевлен; Для них наш мертвый прах в холодной урне дышит, Еще огнем любви для них воспламенен.
А ты, почивших друг, певец уединенный, И твой ударит час, последний, роковой; И к гробу твоему, мечтой сопровожденный, Чувствительный придет услышать жребий твой.
Быть может, селянин с почтенной сединою Так будет о тебе пришельцу говорить: «Он часто по утрам встречался здесь со мною, Когда спешил на холм зарю предупредить.
Там в полдень он сидел под дремлющею ивой, Поднявшей из земли косматый корень свой; Там часто, в горести беспечной, молчаливой, Лежал, задумавшись, над светлою рекой;
Нередко в вечеру, скитаясь меж кустами, — Когда мы с поля шли и в роще соловей Свистал вечерню песнь, — он томными очами Уныло следовал за тихою зарей.
Прискорбный, сумрачный, с главою наклоненной, Он часто уходил в дубраву слезы лить, Как странник, родины, друзей, всего лишенный, Которому ничем души не усладить.
Взошла заря — но он с зарею не являлся, Ни к иве, ни на холм, ни в лес не приходил; Опять заря взошла — нигде он не встречался; Мой взор его искал — искал — не находил.
Наутро пение мы слышим гробовое... Несчастного несут в могилу положить. Приблизься, прочитай надгробие простое, Чтоб память доброго слезой благословить».
Слайд 9

Здесь пепел юноши безвременно сокрыли, Что слава, счастие, не знал он

Здесь пепел юноши безвременно сокрыли, Что слава, счастие, не знал он в

мире сем. Но музы от него лица не отвратили, И меланхолии печать была на нем.
Он кроток сердцем был, чувствителен душою — Чувствительным творец награду положил. Дарил несчастных он — чем только мог — слезою; В награду от творца он друга получил.
Прохожий, помолись над этою могилой; Он в ней нашел приют от всех земных тревог; Здесь все оставил он, что в нем греховно было,
С надеждою, что жив его спаситель-бог.
Слайд 10

Вопрос: Над какими сложными проблемами жизни размышляет лирический герой в элегии В.А.Жуковского «Сельское кладбище»?

Вопрос:

Над какими сложными проблемами жизни размышляет лирический герой в элегии В.А.Жуковского

«Сельское кладбище»?
Слайд 11

Баллада от франц. ballade - танцевальная песня Баллада - жанр лиро-эпической

Баллада

от франц. ballade - танцевальная песня
Баллада - жанр лиро-эпической поэзии, повествовательная 
песня или стихотворение относительно небольшого 
объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладе присутствует 
элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, 
недоговоренного, даже трагически неразрешимого. 
По происхождению баллады связаны с преданиями, 
народными  легендами, соединяют черты рассказа и песни.
 Баллада - один из главных жанров в поэзии 
сентиментализма 

и романтизма. 
Слайд 12

Баллада «Лесной царь» Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок

Баллада «Лесной царь»

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с

ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой». «О нет, то белеет туман над водой».
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне; Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит». «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
Слайд 13

Баллада «Лесной царь» «Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь

Баллада «Лесной царь»

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих

дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок подгоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал.
Слайд 14

Баллада «Лесной царь» Какие черты баллады как жанра отразились в данном произведении?

Баллада «Лесной царь»

Какие черты баллады как жанра отразились в данном произведении?

Слайд 15

Особенности баллад В.А.Жуковского Столкновение человека и рока, человека и судьбы. Отрывочность,

Особенности баллад В.А.Жуковского

Столкновение человека и рока, человека и судьбы.
Отрывочность, недосказанность.
Слияние драматических

сцен и диалога с лирическим рассказом.
Способы передачи внутреннего состояния человека: поза, мимика, диалоги и монологи, психологический пейзаж.
Слайд 16