Влияние музыкального обучения на математические способности

Содержание

Слайд 2

«Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая.»

«Музыка есть таинственная арифметика души;
она вычисляет, сама того не сознавая.»

Готфрид Лейбниц

Цель работы: провести исследование влияния обучения
игре на пианино на математические способности ребенка

Практическая ценность работы состоит в формулировании оснований
для музыкального обучения детей
не только в среде специалистов, но и для самих детей и их родителей

Слайд 3

В 5-6 лет ученики – музыканты на уроках сольфеджио сталкиваются с

В 5-6 лет ученики – музыканты на уроках сольфеджио сталкиваются
с

делением нот по длительности, что параллельно изучается в виде
деления дробей на уроках математики в общеобразовательной школе
только в 5 классе!

При записи мелодии,
музыкант использует такие математические понятия как
последовательность, математическое сравнение, параллельность,
деление, сложение и др.
Причем, в отличие от школы,
музыкант обязан совершать эти операции,
учитывая темп (скорость)
исполнения мелодии!

Слайд 4

В моей работе предлагаю сравнительную характеристику некоторых составляющих математических способностей, таких

В моей работе предлагаю сравнительную характеристику
некоторых составляющих математических способностей, таких

как
*обобщение,
*пространственное мышление,
*способность «символьного» мышления,
*способность к быстрой и свободной перестройке
направленности мыслительного процесса,
*переключение с прямого на обратный ход мысли,
*способность к аналитико-синтетической деятельности.

В работе представлена
сравнительная характеристика данных психологического
исследования испытуемого –
ученика 2 «А» класса,
посещающего музыкальную школу 18 месяцев.

Слайд 5

На сравнительной диаграмме «до и после» по результатам исследования испытуемого в

На сравнительной диаграмме «до и после»
по результатам исследования испытуемого в 7

лет (до поступления
на музыкальное отделение)
и в 9 лет( после 18 месяцев музыкального обучения),
мы наблюдаем рост составляющих математических способностей
(относительно возрастных норм):
- обобщение - 6% роста,
- пространственное мышление – 24% роста,
- «символьное» мышление – 45% роста,
- скорость перестройки с прямого на обратный ход мысли -21% роста,
- переключение с прямого на обратный ход мысли – 18% роста,
- способность к аналитико-синтетической деятельности – 27% роста.
Слайд 6

Мы можем наблюдать, что развитие способностей произошло неравномерно. Наиболее высокий рост

Мы можем наблюдать, что развитие способностей произошло неравномерно.
Наиболее высокий рост

наблюдается в категориях
«символьное» мышление (45% роста),
что напрямую связано с постоянной тренировкой
чтения нот и специальных музыкальных знаков и в категории
«способность к аналитико-синтетической деятельности» (27% роста),
что связано с постоянной тренировкой смежного умения «символьного» мышления
и преобразования этих символов не просто в действие клавиатуры,
а определённое действие с подробной характеристикой звука и
параллельным анализом полученного результата
(длительность, глубина нажатия, прослеживание параллельности работы обеих рук и т.п.).
Аналогично можно утверждать и об умениях, с более низкими показателями:
скорость перестройки с прямого на обратный ход мысли (21% роста),
переключение с прямого на обратный ход мысли (18% роста).
По мере ежедневных репетиций, очевидно, эти умения применяются реже,
однако гораздо интенсивнее, чем «обобщение».
Небольшой рост «обобщения» (6% роста) как раз связан с тем,
что оно применяется не так часто, на уроках сольфеджио (1 раз в неделю).
Слайд 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование влияния музыкального обучения на математические способности ребенка показало, что

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование влияния музыкального обучения на
математические способности ребенка показало,
что современное

предвзятое отношение
родителей и педагогов к
ненужным «перегрузкам»
музыкальной школы –
необоснованно и ошибочно.

Неопровержимые
теоретические обоснования
были представлены в трудах
Теплова Б. М., Крутецкого В. А.,
Петрушина В.И., и др.
Практически, в частном порядке,
были представлены впечатляющие
результаты испытуемого-
ученика общеобразовательной и
музыкальной школ.