Юмор в музыке композиторов–классиков (продолжение)

Слайд 2

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ЮННЫ МОРИЦ «ХОХОТАЛЬНАЯ ПУТАНИЦА» С мармеладом в бороде К


ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ЮННЫ МОРИЦ «ХОХОТАЛЬНАЯ ПУТАНИЦА»

С мармеладом в бороде
К своему

папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землёй арбуз летит.
Он чирикает, свистит:
«Я – горчица, я лимон!
Я закрылся на ремонт!»
Ям – тирьям – тирьям,
в коляске

Два усатых Свистопляски
Босиком, бегом – бегом
Ловят ветер сапогом!
По реке бежит буфет.
В нём лежит Большой секрет.
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!

ПОСМОТРИТЕ АНИМАЦИЮ СТИХОТВОРЕНИЯ ЮННЫ МОРИЦ «ХОХОТАЛЬНАЯ ПУТАНИЦА»

Слайд 3

И.С. БАХ НЕМЕЦКИЙ КОМПОЗИТОР, ОРГАНИСТ, КАПЕЛЬМЕЙСТЕР, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ. БАХ - АВТОР

И.С. БАХ НЕМЕЦКИЙ КОМПОЗИТОР, ОРГАНИСТ, КАПЕЛЬМЕЙСТЕР, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ. БАХ - АВТОР

БОЛЕЕ 1000 МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВО ВСЕХ ЗНАЧИМЫХ ЖАНРАХ СВОЕГО ВРЕМЕНИ.

Юмор в музыке присутствует даже в названиях. Происхождение таких жанров, как
шутка, юмореска или скерцо (scherzo — «шутка» по итальянски), вполне понятно.
Послушайте музыкальное произведение И.С. Баха «Шутка»

Слайд 4

ЮМОРЕСКА – (НЕМ. HUMORESKE, ОТ HUMOR; АНГЛ. HUMOUR – ЮМОР) –

ЮМОРЕСКА – (НЕМ. HUMORESKE, ОТ HUMOR; АНГЛ. HUMOUR – ЮМОР) –

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО (ШУТЛИВОГО) ХАРАКТЕРА, БЛИЗКОЕ К СКЕРЦО.

Послушай Р. Щедрин. «Юмореска» определи характер музыки, запиши название и характер в альбоме по слушанию музыки

Иногда в музыке мы встречаем пародии. Например, «Пляс Кощеева царства» из балета «Жар-птица» И. Стравинского. Злобные, жуткие завывания слышим мы вместо танца, потому что слуги Кощеева царства и есть воплощение зла.
Послушай «Пляс Кощеева царства», того самого царства, что потом превратилось в христианский город с православным храмом вместо дворца Кощея.
«Появляется Кощей, старый, страшный. Зовёт Ивана на допрос. Смиряется царевич, шапку снимает, но как увидел противную рожу колдуна, не выдержал – плюнул. Взвизгнуло, зарычало всё поганое царство. Ставят Ивана к стене. Выбегает царевна, просит царя простить Ивана, но Кощей уже начинает его в камень превращать. Погиб бы Иван, да вспомнил о пере огненном.

Слайд 5

Выхватил перо, машет им. Прилетает ему на помощь Жар-птица, Всех она

Выхватил перо, машет им. Прилетает ему на помощь Жар-птица, Всех

она ослепляет, всех крутит, в пляс бросает. Пляшут уроды, удержаться не могут. Сам Кощей пляшет. Всех до упаду уморила Жар- птица, на землю шлёпнула, а потом плавно над ними, лежащими, в колыбельной колышется. С боку на бок поганые переваливаются, все с царем своим засыпают».
Послушайте: И. Стравинский. Балет «Жар-птица», «Пляс Кощеева царства»
Интереснее для нас чисто музыкальное остроумие – то, о чём мы уже говорили (сюрпризы, внезапные паузы, акценты, стремительный темп и т.д.), также то, что помогает создать необычный образ с помощью неожиданных сравнений, как, например, в загадках:
Отгадайте загадку: Серебряные нити Сшивают землю и небо?
Между гор, между дол Бежит белый конь.
Слайд 6

ОБЪЯВЛЯЮ «КОНКУРС ЗНАТОКОВ» НАПИШИ МНЕ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ САМУ ВЕСЕЛУЮ ЗАГАДКУ,

ОБЪЯВЛЯЮ «КОНКУРС ЗНАТОКОВ» НАПИШИ МНЕ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ САМУ ВЕСЕЛУЮ ЗАГАДКУ,

А Я ПОСТАРАЮСЬ ЕЕ ОТГАДАТЬ! ЧУР…. НЕ ЗАБУДЬ ПРИСЛАТЬ СЛЕДОМ ОТВЕТ, А ТО ВДРУГ У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ!

Игру в «узнавания» легко продолжить на музыкальных примерах.
Послушайте пьесу «Колыбельная Джимбо» из фортепианной сюиты К. Дебюсси «Детский уголок»
Определите характер, музыкальный образ и жанр (на что похоже). Вы увидите, как свежо и необычно зазвучит, например, колыбельная, когда поют её… слону. Этот фортепианный альбом для детей вводит нас в мир музыки XX века. Он представляет собой сюиту из шести фортепианных пьес различного характера. Альбом был написан в 1908 году и посвящён
Эмме Клод – дочери композитора. Вторая и третья пьесы «Детского уголка» посвящены любимым игрушкам – слону и кукле. «Колыбельная Джимбо» звучит ласково и в то же время забавно, потому что её «поёт» слон. Конечно же, мелодия звучит в низком «слоновьем» регистре. В ней есть необычные для колыбельных черты: синкопы в ритмическом рисунке, редкий «экзотический» лад. Эти необычные черты мирно уживаются с традиционными.

Послушайте пьесу «Серенада кукле» из фортепианной сюиты К. Дебюсси «Детский уголок»