Жанры русских народных песен

Содержание

Слайд 2

Типы и жанры русских народных песен

Типы и жанры русских народных песен

Слайд 3

Народные песни - это те сказания, музыка и слова которых появились

Народные песни - это те сказания, музыка и слова которых

появились в ходе развития определённой культуры. В большинстве случаев эти песни не имеют автора, так как были составлены народном.
Все существующие народные песни невозможно перечислить. Но о самых основных вы сможете узнать из этой презентации.
Слайд 4

Песни о родине Наверное, самые первые песни, которые появились на Земле

Песни о родине

Наверное, самые первые песни, которые появились на Земле -

это песни о родине. Они возглавляют раздел «жанры народных песен». Примеры такого творчества можно найти в культуре народов Франции, Германии, Англии и Шотландии.
Песни о родине, в свою очередь, делятся на:
- баллады-
- былины-
- исторические песни-
- небылицы.
Слайд 5

Первый тип народных песен несёт в себе некий мрачный характер. Их

Первый тип народных песен несёт в себе некий мрачный характер. Их

содержание было чётким, ясным и последовательным. Появление самых первых баллад приписывают ещё к средневековью, в России же этот жанр появился лишь в XIX веке.

Появление самых первых баллад приписывают ещё к средневековью, в России же этот жанр появился лишь в XIX веке.

Слайд 6

Самые знаменитые примеры этого типа песен: «Громвал», «Людмила», «Солнце и месяц»,

Самые знаменитые примеры этого типа песен: «Громвал», «Людмила», «Солнце и

месяц», «Воздушный корабль», «Песнь о вещем Олеге».


В содержание исторических песен входили всевозможные исторические события, которые происходили с народом.

Слайд 7

Но этот тип творчества закончил своё существование ещё в XIX веке,

Но этот тип творчества закончил своё существование ещё в XIX веке,

таккак был вытеснен новыми появившимися народными формами фольклора.

Эти песни отображали события начиная от второй половины XIV в. («Взятие Казани», «Оплошность казаков», «Полтава») и до окончания Второй мировой войны.

Слайд 8

Былины также появились в Средние века и означают «рассказ, согласно фактам».

Былины также появились в Средние века и означают «рассказ, согласно фактам».


Яркий пример - «Слово о полку Игореве». Основу таких песен составляли рассказы о предметах быта и некоторые факты истории

О походе Игоревом слово, Чтоб старинной речью рассказать Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его — В похвалу трудам его и ранам — По былинам времени сего, Не гоняясь в песне за Бояном

Слайд 9

Вижу горы-исполины, Вижу реки и моря — Это русские картины, Это


Вижу горы-исполины, Вижу реки и моря — Это русские картины, Это Родина моя


Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля. Это русское раздолье, Это русская земля!

Слайд 10

Слайд 11

Природа России очень богата и разнообразна, соответственно, и песен о ней


Природа России очень богата и разнообразна, соответственно, и песен о

ней просто не сосчитать. Придумывали эти песни земледельцы и пахари, в свободное время, так как им хотелось отдохнуть от работы, и они всегда находились среди живой природы.
Слайд 12

Песен о природе очень много, они проводят параллель между самой природой

Песен о природе очень много, они проводят параллель между самой природой

и существованием человека, а также созданного мира вокруг него. Здесь нет места работе или военным разборкам, или же каким-либо празднованиям. Они созданы лишь с целью рассказать обо всей красоте вокруг рабочих людей.
Слайд 13

Что стоишь, качаясь, Тонкая рябина, Головой склоняясь До самого тына? . .

Что стоишь, качаясь, Тонкая рябина, Головой склоняясь До самого тына? . .

Слайд 14

Песни о природе явление самостоятельное и не может быть частью ни

Песни о природе явление самостоятельное и не может быть частью

ни одного из разделов «жанры русской народной песни». Примеры песен о природе просто не сосчитать: «Снежки белые, пушистые», «Слушай, жаворонок», «Спускается солнце за степи»,   «Весна. Большая вода»

«Вечерний звон».

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он.
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом...

Слайд 15

Рабочие или трудовые песни Эти песни были созданы очень и очень

Рабочие или трудовые песни

Эти песни были созданы очень и очень

давно для облегчения труда рабочих. В таком же духе люди сочинили ещё некоторые жанры народных песен.
Слайд 16

Трудовые напевки исполнялись с определённой ритмикой и интонацией, которые побуждали людей


Трудовые напевки исполнялись с определённой ритмикой и интонацией, которые

побуждали людей к активной работе. Чаще всего в них присутствовали определённые выкрики и повторы. В песне обязательно присутствовали шутки, которые и подбадривали людей


Ну, ребята, не робейте,
Своей силы не жалейте!
Ну-ко, примемся за дело.
Чтоб оно у нас кипело!

Слайд 17

Основные виды песен о любви: Тип песен о любви входит в

Основные виды песен о любви:

Тип песен о любви входит в особый раздел

«жанры народных песен». Лирические мотивы этого вида творчества чаще всего исполняются женским полом, лишь в самых редких случаях это бывает хор мужчин.
Слайд 18

Свадебные песни были основой каждой семьи, ведь их знал каждый. Такой


Свадебные песни были основой каждой семьи, ведь их знал каждый.

Такой великий праздник сопровождался различными песнями, как грустными, о расставании дочери с родительским домом, так и весёлыми, которые пророчили молодой счастливую жизнь. Петь песни о любви начинали ещё на девичнике

Жанр причитания - это песни, которые несли в себе трагическое содержание и сопровождались грустной мелодией. Этот тип народного творчества сочетал в себе не только песни о безответной любви или любви на расстоянии, но также это могли быть песни-рассказы о каком-то плачевном событии.

Слайд 19

Уж вы девушки-подружки, Уж вы батюшку да попросите… Пусть он засеке

Уж вы девушки-подружки,
Уж вы батюшку да попросите…
Пусть он засеке да путь

дорожечку
Уж и ельничком, и березничком,
Чтоб молодцу не проехать.
Слайд 20

Хороводные и плясовые песни Хороводное и плясовое творчество - самые весёлые

Хороводные и плясовые песни
Хороводное и плясовое творчество - самые весёлые и

любимые жанры русской народной песни. Примеры этого типа сохранились в очень большом количестве: «Просо», «На Иванушке чапан», «Не спасибо те, игумну тебе», «У ворот, ворот батюшкиных», «Катенька веселая».

На речке, на речке на быстрой
Калина моя, малина моя
На речке, на быстрой девка воду брала
Калина моя, малина моя
Девка воду брала, друга поджидала
Калина моя, малина моя

Слайд 21

Хороводные и плясовые песни состоят из приглашения к танцу (хороводу), самого

Хороводные и плясовые песни состоят из приглашения к танцу (хороводу),

самого действия и заключительной его части. Эти жанры народных песен несли в себе сатирическое содержание, которое было связано с танцами и поэзией.

Не стучит, не гремит, с шумом дождик идёт
Сомлевалася девица, кто до дому доведёт
От коль взялся казак, от коль взялся Донской
От коль взялыся лихой, не веди меня домой.
.

Слайд 22

Чаще всего хороводы водили весной, так как считалось, что так можно

Чаще всего хороводы водили весной, так как считалось, что так можно

призвать тепло, намного реже народ развлекался в летнее время, так как работы и так хватало. А вот зимние посиделки заканчивались очень быстрыми танцами и песнями.



Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла.
Люли-люли стояла, люли-люли стояла.
Я пойду, пойду погуляю, белую берёзку заломаю.
Люли-люли заломаю, люли-люли заломаю.

Какое-то время этот тип творчества был неким магическим обрядовым ритуалом. Но с годами эти песни потеряли свою актуальность и стали просто способом развлечения на праздниках.

Слайд 23

Обрядовые песни Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время, так

Обрядовые песни
Календарно-обрядовые песни сопровождали русский народ очень долгое время, так как

исполнялись они во все времена года и независимо от праздников или погоды. Данные вид фольклора существует уже более двух тысяч лет. Выделяют очень много подвидов этого жанра:
- зимние песни (колядки)-
- весенние (веснянки)-
- летние (песни на Ивана Купала)-
- песни пахоты и сева, сбор урожая-
- вознесенские песни-
- масленичные.
Слайд 24

СВЯТАЯ ТРОИЦА ОСЕНИНЫ На Ивана на Купала Красна девица гадала: "Где

СВЯТАЯ ТРОИЦА

ОСЕНИНЫ

На Ивана на Купала
Красна девица гадала:
"Где мой

милый, ненаглядный,
Где ты, лада моя".
Слайд 25

МАСЛЯНИЧНЫЕ И РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ГУЛЯНИЯ Мы с подружкою гуляли, Сыром гору налепляли,

МАСЛЯНИЧНЫЕ И РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ГУЛЯНИЯ

Мы с подружкою гуляли, Сыром гору налепляли, Всю блинами устилали, Сверху

маслом поливали!
Слайд 26

Частушка

Частушка

Слайд 27

В древние времена эти песни сочиняла сельская молодёжь и исполняла на

В древние времена эти песни сочиняла сельская молодёжь и исполняла на

различных гуляньях под балалайку или гармонь. Со временем частушки приобрели более бытовой характер и имеют отображение даже в сегодняшней культуре.

Существует мнение, что первые частушки появились в XVII веке.

.

Но они были больше похожи на сатирические стихотворения, а не на песни.

Слайд 28

Вам частушки предоставим Русские народные, Среди них легко найдёте Для веселья



Вам частушки предоставим Русские народные, Среди них легко найдёте Для веселья годные!

  Не

играй, гармонь, довольно,
    От страданья сердцу больно.
Я сама себе не рада,
    Полюбила — страдать надо.
Слайд 29

- страдания (о любви)- - матаня (обращение к возлюбленной/ному)-- плясовые (самый

- страдания (о любви)-
- матаня (обращение к возлюбленной/ному)-- плясовые (самый распространённый

сатирический вариант частушек).

Частушки включают в себя и другие жанры народных песен:
- лирические (с самым различным содержанием)-

Слайд 30

Слайд 31

Самым лирическим жанром народной песни принято считать колыбельную. Ещё с давних

Самым лирическим жанром народной песни принято считать колыбельную. Ещё с давних

времён повелось, что их исполняют либо матери, либо няни детям для их убаюкивания. Музыкального сопровождения требуют все предыдущие жанры народных песен. Колыбельные же песни исполняются акапельно.

Качнет колыбель тихо дрема Ночница Коснется лба нежной рукой, Уставшее солнце все ниже садится Скрываясь за Росью-рекой. И месяц уж по небу ходит высоко, Он млад нынче и златовлас А зори его холодны и далеки, Но чем-то похожи на нас.

Слайд 32

Данный жанр песни - это некий оберег ребёнка от злых сил.

Данный жанр песни - это некий оберег ребёнка от злых сил.

Считалось, что во сне можно увидеть страшных существ, привидений или просто неприятные события, но когда ребёнок открывал глаза - всё это исчезало. Именно поэтому в некоторых колыбельных можно услышать устрашающие слова, например «придёт серенький волчок и укусит за бочок».
Слайд 33

Слайд 34

Солдатские песни входят в состав более крупного жанра - отходнических песен.

Солдатские песни входят в состав более крупного жанра - отходнических песен.

К ним же относятся бурлацкие, чумацкие, рабочие (если эта работа далеко от дома) и ямщицкие.
Слайд 35

Первые солдатские песни появились вместе с казачеством в XVII в. Так

Первые солдатские песни появились вместе с казачеством в XVII в.

Так

как это явление было новым (новые условия жизни и традиции), песни смогли в полной мере отобразить события тех лет. Основные темы таких песен: военно-исторические события, которые в красках описывают всё происходящее, создание образов героев. Солдатский фольклор рассказывал о военных действиях правдиво и сурово, но это не означало, что у солдаты и казаки не придумывали юмористических песен.
Слайд 36

От дуба до зеленой дубравы Ой конь бежит, земля дрожит. Земля

От дуба до зеленой дубравы    Ой  конь бежит, земля дрожит. Земля

дрожит до дверей. Собирается Васильюшко В охоту-охотушку, В охоту-охотушку, Тяжелую работушку. Он едет  на чужбину, Бросает  молоду дивчину. Провожают его из хаты, Из хаты, да во солдаты. Что, Васильюшко, головой поник? Молодой идешь, а придешь старик.

Чумак болен, чумак нездоров, — На возе лежит. Его серые волы захромели Из Крыму едучи. У него  только роду, Что товарищ один. Мой верный товарищ, Не брось ты меня! Продай моих серых волов,  — Поховай ты меня.

Слайд 37