«Звучащая Русь» Георгия Свиридова (1915-1998)

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Стиль Свиридова отличает сплав простоты и новизны. Музыка демократична и доступна

Стиль Свиридова отличает сплав простоты и новизны.
Музыка демократична и доступна

для восприятия.
Цельность творчества, образная, жанровая и стилевая устойчивость.
Простота музыки и космизм идей;
верность традициям и яркость индивидуального почерка;
жанровое и языковое новаторство.
Слайд 8

Запечатление современных образов в музыке к кинофильму«Время, вперед!». Музыкальный символ ХХ

Запечатление современных образов в музыке к кинофильму«Время, вперед!».


Музыкальный символ

ХХ века, выражение духа времени с его бешено скачущим ритмом, взрывной энергетикой, устремленностью в будущее.
Слайд 9

Воссоздание музыкальной атмосферы прошлого в Музыкальных иллюстрациях к повести Пушкина «Метель»

Воссоздание музыкальной атмосферы прошлого в Музыкальных иллюстрациях к повести Пушкина «Метель»

Отражение

классической эпохи русской культуры.
Естественность, искренность, безыскусная красота мелодий.
Всенародная популярность музыки.
Слайд 10

Свиридов - глубоко национальный художник Русское начало является определяющим. Почти все

Свиридов - глубоко национальный художник

Русское начало является определяющим.
Почти все произведения

посвящены России и написаны на русские сюжеты.
Воссоздание образов русской природы, размышления об историческом пути России.
Свиридов - очевидец главных событий российской истории ХХ века.
Слайд 11

Родился в Фатеже под Курском. Природа Курского края, богатая интонационная среда

Родился в Фатеже под Курском. Природа Курского края, богатая интонационная среда

русской провинции.
Раннее детство омрачено событиями Гражданской войны и гибелью отца.
Гражданская война, осмысление трагедии братоубийства - важная тема творчества («Повстречался отец с сыном» из Пяти хоров на стихи русских поэтов; «1919», «Небо как колокол» из «Поэмы памяти Сергея Есенина»).
В 1924 году семья переезжает в Курск.
В 1932 году Свиридов поступает в Музыкальный техникум в Ленинграде, обучается как пианист и композитор.
После написания 6 романсов на стихи Пушкина (1935) принят в Союз композиторов СССР.
Слайд 12

«Пушкинские романсы» - «конспект» будущего творчества композитора. Символично обращение к Пушкину,

«Пушкинские романсы» - «конспект» будущего творчества композитора.

Символично обращение к Пушкину,

выбор жанра (вокальный цикл) и композиция (сюитно-циклическая).
Контуры скрытого сюжета :
1.«Роняет лес багряный свой убор»;
2. «Зимняя дорога»;
3. «К няне»;
4. «Зимний вечер»;
5. «Предчувствие»;
6.«Подъезжая под Ижоры».
В цикле проходят чередой времена года, звучит мотив дороги и появляется герой – Поэт.
В мелодии сплетаются песенные и романсовые интонации, используются кварто-квинтовые обороты, плагальные гармонии.
Слайд 13

1936 - начало 50-х гг. - период поисков Обучение в Ленинградской

1936 - начало 50-х гг. - период поисков

Обучение в Ленинградской

консерватории, общение с Шостаковичем и Соллертинским.
Написание инструментальных сочинений, овладение оркестровкой.
Работа на заказ: музыка для театра и кино (спектаклям «Отелло», «Рюи Блаз», «Дон Сезар де Базан», к/ф «Поднятая целинаа», позже – к постановкам Малого театра «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного»), оперетту «Огоньки», фортепианный Альбом пьес для детей.
Осознание приоритета вокальной музыки.
Опора на сюитный тип композиции и песенность с вариантными преобразованиями.
Слайд 14

Слайд 15

Песни на стихи Роберта Бёрнса (1955) 1. «Осень»; 2. «Возвращение солдата»;

Песни на стихи Роберта Бёрнса (1955)

1. «Осень»;
2. «Возвращение солдата»;


3.«Джон Андерсон»;
4.«Робин»;
5. «Горский парень»;
6. «Финдлей»;
7. «Всю землю тьмой заволокло»;
8. «Прощай»;
9. «Честная бедность»
Слайд 16

60-е годы Изучение новых композиционных средств, стилистики авангарда. Сохранение верности избранному

60-е годы

Изучение новых композиционных средств, стилистики авангарда.
Сохранение верности избранному

пути: ориентация на народно-песенные и духовные русские традиции.
Свиридов стоял у истоков «новой фольклорной волны» - движения, охватившего литературу и музыку (писатели-«деревенщики» Ф.Абрамов, В.Белов, В.Распутин, В.Астафьев; композиторы С.Слонимский, Р.Щедрин, В.Гаврилин).
Слайд 17

«Курские песни» (1964) для смешанного хора и симфонического оркестра Обращение к

«Курские песни» (1964) для смешанного хора и симфонического оркестра

Обращение к

старинным напевам из сборника Рудневой «Народные песни Курской области».
Многие из них выдержаны в объеме целотонового тетрахорда.
При нотации текста точно фиксировались исполнительские приемы: микротоновое интонирование, глиссандо, выкрики, всхлипы, метроритмическая свобода.
Отсюда - связь с современными средствами композиции.
Слайд 18

«Курские песни» Цикл объединен темой женской доли, судьбы русской крестьянки. 7

«Курские песни»

Цикл объединен темой женской доли, судьбы русской крестьянки.
7

частей тяготеют к поэмности.
Первые две песни - «зачин» - отражают пору девичества, намечают 2 линии повествования:
1)лирическая, созерцательная: №1 «Зеленый дубок» - девичьи мечты о любви и счастье;
2) энергичная, действенная: №2 «Ты воспой, жавороночек» - ослепительная картина весеннего пробуждения природы. Переосмысление медленного одноголосного оригинала в празднично-ликующее мощное хоровое и оркестровое звучание, расцвеченное птичьими трелями.
Слайд 19

№3 «В городе звоны звонят») – свадебный обряд Суровая картина расставания

№3 «В городе звоны звонят») – свадебный обряд
Суровая картина расставания

с девичеством передает таинство православного ритуала.
Слайд 20

Последующее развитие темы в семейно-бытовом ключе №4 «Ой горе, горе лебедоньку

Последующее развитие темы в семейно-бытовом ключе

№4 «Ой горе, горе лебедоньку

моему» - нежная и грустная хороводная песня о замужней дочери.
№5 «Да купил Ванька себе косу» - отражение семейной драмы (неверность мужа).
Трудовая покосная песня вырастает в динамичную сцену.
Хор - «голос народа», разделен на 2 группы: жалующихся женщин и осуждающих Ваньку мужчин.
Слайд 21

№6 «Соловей мой смутный» - лирико-психологическая кульминация. Протяжная песня-раздумье над своей

№6 «Соловей мой смутный» - лирико-психологическая кульминация. Протяжная песня-раздумье над своей

судьбой в чужой семье.
№7 «За речкою, за быстрою четыре двора» - яркая жанровая сценка, где личное горе растворяется в общем веселье, бурном кипении народных сил.
Танцевальная песня преобразуется в стремительный, с оттенком грозной удали финал.
Слайд 22

Бережное отношение к фольклорному материалу, сохранение манеры народного исполнительства (распевы слогов,

Бережное отношение к фольклорному материалу, сохранение манеры народного исполнительства (распевы слогов,

словообрывы, выкрики, глиссандо).
Создание своих вариантов напевов:
Изменение деталей: дополнение подголосками, гармонизация, усиление красочности за счет оркестровки.
Обновление интонационного строя, введение новых фраз, переосмысление жанра.
Гармония основана на «свернутых в вертикаль» звуков мелодии и ладов.
Слайд 23

Тенденция к камерности в 60-е годы Маленькие кантаты: «Деревянная Русь» на

Тенденция к камерности в 60-е годы

Маленькие кантаты:
«Деревянная Русь» на слова

Есенина,
«Снег идет» на слова Пастернака.
Новая простота, единение фольклорного и профессионального.
«Маленький триптих» для симфонического оркестра.
Музыка для камерного оркестра.
Слайд 24

«Снег идет» на слова Пастернака (1965) Три части объединены темой «художник

«Снег идет» на слова Пастернака (1965)

Три части объединены темой «художник и

время».
Использован минимум средств.
1 часть («Снег идет») - символ уходящего времени, сменяющихся поколений (многократные речитации как монотонно падающие снежинки).
2 часть («Душа») - выражение глубокой печали.
3 часть («Ночь») – детская песенка, призывающая художника к неустанному творческому труду.
Слайд 25

Музыка на стихи Блока Вокальный цикл «Петербургские песни» (1961-1963); Кантаты «Грустные

Музыка на стихи Блока

Вокальный цикл «Петербургские песни» (1961-1963);
Кантаты «Грустные песни»

(1965), «Ночные облака» (1979), «Песни безвременья» (1981);
Поэма «Петербург» (1995).
Влияние городской песенно-романсовой культуры, но опоэтизированной и одухотворенной.
Слайд 26

70-е годы Обращение к старинному жанру русского хорового концерта: Концерт памяти

70-е годы

Обращение к старинному жанру русского хорового концерта:
Концерт памяти Юрлова,


«Пушкинский венок».
Особенности партии хора:
виртуозность,
сложность,
обилие колористических эффектов.
Слайд 27

«Пушкинский венок» (1979) Замыкает пушкинскую линию творчества Свиридова. Отражает разные этапы

«Пушкинский венок» (1979)

Замыкает пушкинскую линию творчества Свиридова.
Отражает разные этапы жизни

человека, годовой и дневной цикл.
Основан на разных жанровых и стилевых источниках: полонезе (№1 «Зимнее утро»), баркароле (№3 «Мери», №8 «Наташа»), народной песне (№2 «Колечушко, сердечушко», №10 «Стрекотунья, белобока»), фуге (№9 «Восстань, боязливый»), русской ориенталистике (№5 «Греческий пир»).
Главная мысль «Венка» - призыв к внутреннему совершенствованию и гармонии.
Слайд 28

Зимнее утро Колечушко, сердечушко Мери Эхо Греческий пир Камфара и мускус

Зимнее утро
Колечушко, сердечушко
Мери
Эхо
Греческий пир
Камфара и мускус
Зорю бьют
Наташа
Восстань, боязливый
Стрекотунья, белобока

Слайд 29

Три кульминации концерта: «Греческий пир», «Зорю бьют», «Восстань, боязливый…». В №7

Три кульминации концерта: «Греческий пир», «Зорю бьют», «Восстань, боязливый…».
В №7 «Зорю

бьют» сталкивается настоящее и будущее, воспоминания и трагические предчувствия, реальное и символическое.
В основе - 3 образа:
тихий скорбный хорал,
«зовы трубы» у сопрано,
медленная речитация баса (образ поэта).
Завершается цикл таинственным колокольным финалом (№10 «Стрекотунья белобока»), открывающим дорогу в неизведанное.
Слайд 30

Поэма «Отчалившая Русь» для голоса и фортепиано на слова С.Есенина (1977)

Поэма «Отчалившая Русь» для голоса и фортепиано на слова С.Есенина (1977)

Завершение

мифа о России, в котором сплетаются фольклорное и сакральное.
Символика страдания, светлого храма, апокалипсиса, прощания и ухода.
Грандиозный колокольный финал (№12 «О родина, счастливый и неисходный час!»).
Слайд 31

Продолжение православных традиций Три хора из музыки к драме «Царь Федор

Продолжение православных традиций

Три хора из музыки к драме «Царь Федор

Иоаннович»
«Песнопения и молитвы».
Возрождение духовности в отечественной музыке.
Слайд 32

Слайд 33