Янис Ксенакис

Содержание

Слайд 2

Сведения о композиторе Я́нис Ксена́кис (греч. Ιάννης Ξενάκης; 29 мая 1922,

Сведения о композиторе

Я́нис Ксена́кис (греч. Ιάννης Ξενάκης; 29 мая 1922, Брэила,

Королевство Румыния — 4 февраля 2001, Париж, Франция) — французский композитор и архитектор греческого происхождения. Один из лидеров современной Новой музыки и концептуализма в архитектуре, создатель стохастической музыки.
Слайд 3

Сведения о композиторе Перу Ксенакиса принадлежит огромное количество музыкальных произведений. Надо

Сведения о композиторе

Перу Ксенакиса принадлежит огромное количество музыкальных произведений. Надо отметить,

что электронная музыка - это лишь малая часть наследия композитора.
Янис Ксенакис считается французским композитором, но по происхождению он грек.
В 1940 поступил в политехнический университет в Афинах, где получил инженерное образование; окончил университет в 1946. В то же время не прекращал заниматься музыкой, изучал музыкальную композицию и контрапункт.
Ксенакис брал уроки у композиторов A. Онеггера и Д. Мийо (1948—1950), изучал композицию в Парижской консерватории у О. Мессиана (1950—1953).
Слайд 4

Ранние произведения В ранних своих произведениях он сочетает традиционные формы с

Ранние произведения

В ранних своих произведениях он сочетает традиционные формы с современными

тенденциями, вплетая нередко национальные греческие мотивы. В это время им написаны «Весенняя Симфония» (1949—1950), «Zygia» (для скрипки и виолончели, (1951), «Zygia kathisto» (фортепьяно в 4 руки, 1952), «Трио» (1952), «Anastenaria» и «Шествие к ясным водам» (1953), «Голубь мира» (август 1953).
Слайд 5

Метастазы, 1954 Первое серьёзное произведение Ксенакиса - симфоническая пьеса Metastaseis («Метастазы»),

Метастазы, 1954

Первое серьёзное произведение Ксенакиса - симфоническая пьеса Metastaseis («Метастазы»), 1954.

Кстати, большинство произведений Ксенакиса носят греческие названия.
Пьеса начинается скандально знаменитым глиссандо - медленно поднимающимся звуком струнных. Существует рисунок Ксенакиса, изображающий, как движутся линии отдельных инструментов: сближаются, разъезжаются, уплотняются, ломаются...
Иными словами, партитура очень сильно напоминает схему металлического каркаса тех зданий, которые проектировал Ксенакис. Эта музыка явно вдохновлена визуальной аналогией. Тянущиеся линии - это рёбра жёсткости.
Слайд 6

Павильон Philips и Concret PH В 1956-ом году Ле Корбюзье получил

Павильон Philips и Concret PH

В 1956-ом году Ле Корбюзье получил заказ

от голландского концерна Philips построить павильон для всемирной выставки 1958-го года в Брюсселе. Рогатое здание, похожее на шатёр инопланетянина, спроектировал, построил и озвучил Янис Ксенакис, но до сих пор оно считается шедевром Корбюзье. Проект был назван «Электронная поэма».
В павильоне звучал - в бесконечном повторе - трёхминутный электронный опус Ксенакиса Concret PH. Легенда гласит, что эта музыка была изготовлена так: композитор поджёг микрофон, который записывал горение собственного корпуса и мембраны. Более трезвая версия утверждает, что Ксенакис записал треск углей и потом из тысяч кусочков склеил свою музыку.
Слайд 7

Ксенакис, компьютер UPIC и собственная система композиции В начале 60-х Ксенакис

Ксенакис, компьютер UPIC и собственная система композиции

В начале 60-х Ксенакис стал

применять электронно-вычислительные машины для генерации больших звуковых масс - c помощью программ, написанных на языке Fortran IV. Под руководством Ксенакиса был разработан и компьютер с графическим вводом - он назывался UPIC и позволял буквально рисовать музыку: и форму волны, и поведение всей картины в целом.
Выработал свою собственную систему композиции, которая строится на математических принципах, использует необычные звучания, созданные электроникой. Ему принадлежит приоритет во введении в технику музыкальной композиции методов точных наук — теории вероятности, в частности.
Слайд 8

Стохастическая теория Ксенакиса Представление стохастической теории музыки Ксенакис начинает с разложения

Стохастическая теория Ксенакиса

Представление стохастической теории музыки Ксенакис начинает с разложения звука

музыкального инструмента на независимые составляющие:
Длительность — рассматривается как прямая линия, на которой происходит маркировка точек, соответствующих изменениям других составляющих. Интервал между этими точками совпадает со значением длительности.
Звуковые облака — некая данная длительность и множество звуковых точек в рамках пространства громкостей и высот, реализуемое в пределах этой длительности.
Громкости, тембры, интервалы и т.д.
Скорости — глиссандо
Величин каждой составляющей Ксенакис описывает с помощью формул или равенств и производит соответствующие вычисления.
Слайд 9

Последовательность составления музыкальной композиции по Ксенакису Для того чтобы упорядочить процесс

Последовательность составления музыкальной композиции по Ксенакису

Для того чтобы упорядочить процесс формирования

музыкальной композиции Ксенакис вводит свою последовательность составления музыкальной композиции:
первоначальные представления (интуитивные образы);
определение звуковых явлений — множества звуковых элементов;
определение преобразований, которые должны пройти эти звуковые явления — макрокомпозиция ;
микрокомпозиция — выбор и детальная фиксация природных и стохастических отношений между элементами;
осуществление вычислений, проверок, повторных просмотров;
заключительный символичный результат программирования — партитура;
звуковое воплощение программы.
Слайд 10

Творческие принципы Ксенакиса Идеи Ксенакиса вовсе не относились исключительно к музыке,

Творческие принципы Ксенакиса

Идеи Ксенакиса вовсе не относились исключительно к музыке,

склеенной из кусочков магнитофонной плёнки. Он проектировал графически, а потом генерировал ноты при помощи компьютерных программ для музыки, которую должны исполнять вполне традиционные западноевропейские инструменты.
Слайд 11

Ксенакис – «Anaktoria», 1969 Одна из моих самых любимых пьес Яниса

Ксенакис – «Anaktoria», 1969

Одна из моих самых любимых пьес Яниса Ксенакиса

- это «Anaktoria» 1969-го года. Пьеса идёт всего 13 минут, но ансамбль Octour de Paris исполняет её только в конце своих концертов: напряжение так велико, что после окончания пьесы скрипачи и виолончелисты уже не в состоянии играть никакую музыку. Пальцы утрачивают чувствительность и долгое время не подчиняются музыкантам.
Слайд 12

Масштабные проекты Ксенакиса «Persepolis» - один из немногих действительно масштабных проектов

Масштабные проекты Ксенакиса

«Persepolis» - один из немногих действительно масштабных проектов Яниса

Ксенакиса. 1971 год. Эта электроакустическая музыка звучала ночью на развалинах античного города. Спроектировал композитор и массу световых эффектов.
Ещё один проект такого сорта Diatope. Он мыслился как единство пространства (архитектуры), звука и света. Акустическая составляющая проекта называется «La Légende d'Eer». 1978.
Слайд 13

Сложности при создании электронной музыки Не секрет, что современная электронная, электроакустическая,

Сложности при создании электронной музыки

Не секрет, что современная электронная, электроакустическая, акузматическая,

компьютерная музыка существует для крайне ограниченного числа ценителей - это далеко не популярная музыка. Делают её в университетах и в специально созданных центрах (вроде парижского IRCAM'а), обладающих мощными (не бытовыми) компьютерами и не менее мощным интеллектуальным потенциалом. И, разумеется, щедрым финансированием. Порой на изготовление всего одного часа звука может уйти несколько лет кропотливого труда на университетском суперкомпьютере.
Слайд 14

S.709 (1994) Знаменитый пример такого рода - пьеса Яниса Ксенакиса «S.709»

S.709 (1994)

Знаменитый пример такого рода - пьеса Яниса Ксенакиса «S.709» (1994).

Она длится всего семь минут. Для неё несколько профессиональных программистов и математиков в течении трёх лет создавали программу GENDY, одновременно заказчик учился ею пользоваться.
Проблема состоит в том, чтобы дать композитору адекватный инструмент для воздействия на процесс генерации звука.
Слайд 15

Всемирно известные произведения Ксенакиса Всемирную известность Ксенакису принесли его балеты «Kraanerg»,

Всемирно известные произведения Ксенакиса

Всемирную известность Ксенакису принесли его балеты «Kraanerg», «Antikhthon»,

а также произведения для оркестра «Jonchaies», «Empreintes». Он выступил инициатором светомузыкальных представлений (политопов) — концертов для симфонического оркестра, хора и электронных звуков, исполнявшихся в ночное время под открытым небом, обычно в романтическом окружении древней архитектуры, в сопровождении специальных световых эффектов (им же самим и спрограммированных).
Слайд 16

Заключение Музыкальное творчество Ксенакиса отличается изощрённой сложностью, — и в отношении

Заключение

Музыкальное творчество Ксенакиса отличается изощрённой сложностью, — и в отношении письма,

и в отношении исполнения. Тем не менее, и сегодня Янис Ксенакис — исполняемый композитор, признанный классик музыкального авангарда, один из создателей самобытной ветви модернизма в музыке.